Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Агрессивный ребенок:как ему помочь?"

статья

Автор: Шарафуллина Лилия Рашитовна, воспитатель, ГУП СОЛ "Салют", город Уфа,Республика Башкортостан



В раздел начальное образование





Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребенок в детском учреждении резко меняется – начинает бегать, прыгать, драться с другими детьми, отнимать игрушки. На занятиях он неусидчив, часто отвлекается, отказывается выполнять просьбу старших. У взрослых складывается впечатление, что он действует назло окружающим. Постепенно мир становится враждебным по отношению к ребенку. А причина всего этого банальна – сверхстрогие родители, которые зажимают активного, по своей природе, ребенка. Не играют с ним в подвижные игры и не предоставляют возможности не только полноценно развиваться через движения, через деятельность, но и загоняют свое чадо в «угол», то есть невольно способствуют проблемы ребенка на окружающих. Бывает и другая ситуация. Оба родителя очень заняты либо работой, либо собой. В общем, дома для ребенка ни у кого нет времени. Он чувствует себя чужим, никому не нужным. Да к тому же в школе или детском санатории его тоже не замечают. Педагоги обращают внимание на более крикливых, более шумных. Когда ребенок стремится ответить или задать вопрос, на него никто не реагирует, так как он и так все знает. Он хочет играть с другими детьми, но более активные дети его не берут или обижают. Ком проблем, желаний и обид постепенно растет. И в один прекрасный момент ребенок, что называется, срывается. И – о чудо!!! – он получает долгожданное внимание и взрослых, и детей. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, педагог держит его возле себя. Постепенно имя ребенка не сходит у всех с языка. Он популярен! Опять же и родители стали уделять ему – хотя бы для того, чтобы поругать или наказать. Постепенно у ребенка формируется новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция развития, заданная внешними обстоятельствами. Есть и третий вариант развития данной проблемы. Дома взрослые при ребенке не скупятся на выражения, возможно, даже дерутся или бьют ребенка. И все это считается нормой. То есть ребенок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усваивает стиль взаимодействия. Когда он начинает общение с людьми вне его круга, то переносит усвоенную модель на окружающих. Опять же такого ребенка воспринимают враждебно.
На лицо конфликт. С таким ребенком сложно, а порой не хочется работать воспитателям, учителям. Окружающие относятся к нему негативно, замечают только плохое, зачастую приписывают те поступки, которых он не совершал. И ребенок понимает, что как бы он не старался, все равно его все будут считать плохим. Что же делать с такими детьми? В первую очередь пожалеть их. Ведь они глубоко несчастны. Надо понимать, что и этим детям нужны тепло и забота. Что им, как никому другому, требуются позитивное внимание и своевременная похвала. Поскольку у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумагу все, что у него накопилось внутри. На первом этапе предлагают ребенку ситуацию из его жизненного опыта. Например «Семья», «День рождения», «Мои друзья» и т.д. С помощью рисунка можно понять душевное состояние ребенка, суть его проблемы и вместе проанализировать ситуации. Сначала его рисунки кардинально отличаются от работ других детей. Они полны мрачных и красных тонов. И часто, где дети рисуют себя, они изображают свое одиночество, свою изолированность. На последующем этапе хорошо помогают техники визуализации (зрительное представление) с последующим рисование своего впечатления, своих эмоций. Техника визуализации помогают ребенку расслабиться, успокоиться, получит позитивные эмоции. Когда мы с детьми рисуем красками, то используем вместо инструмента только руки, то есть, рисуем пальцами. Это помогает снять напряжение, а также активизировать рецепторы, которые в большом количестве располагаются на кончиках пальцев. Выполняя работу, ребенок получает должное и так необходимое ему положительное, некритичное внимание, а главное возможность выразить свое «Я». На последнем этапе дети совместно с родителями учатся взаимодействию с помощью творчества. Это помогает и родителям понять суть проблемы, а также вспомнить, что все они тоже были детьми с подобными проблемами. Да и ребенок видит родителей в другой ситуации – не как карающий орган, а как интересных партнеров.
Государственное унитарное предприятие санаторно-оздоровительный лагерь «Салю»
Доклад на тему:

«Агрессивный ребенок: как ему помочь?»
Разработала воспитатель Отряда «Гайдар» Шарафуллина Л.Р. Уфа-2015


В раздел начальное образование