"Растительный мир в коррекционно – развивающих упражнениях и играх".
статья
Автор: Местникова Антонина Петровна, учитель начальных классов, Исакова Наталья Робертовна, учитель начальных классов, МОКУ С(К)ОШ-И № 34, г. Якутск Республика Саха (Якутия)
В раздел начальное образование
Растительный мир в коррекционно – развивающих упражнениях и играх.
Местникова А.П., Платонова Л.С.
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
МОКУ С(К)ОШ-И №34 г. Якутска
В последние годы произошел резкий рост количества детей из неполных и
малообеспеченных
семей,
в
том
числе
и
неблагополучных
по
социально-
психологическим
условиям.
Это
является
следствием
социально-экономических
процессов, происходящих в обществе (30% детей школы-интерната живут в домах
без удобств или с частичными удобствами, 18% детей не имеют постоянного места
проживания). Этим и объясняется низкий уровень жизни родителей учащихся нашей
школы-интерната, их малые материальные возможности. Большинство составляют
неполные семьи – 32%, многодетные семьи – 21%, неблагополучные семьи – 11%,
11% детей находится под опекой.
Образовательный
уровень
родителей
учащихся
школы
невысокий:
10%
родителей имеют неполное среднее образование, 30% - среднее образование, 38% -
средне – специальное, 22% - высшее образование. Это обуславливает специфику
родительских ожиданий от школы и уровень запросов на образовательные услуги.
С целью приобщения детей к труду, приобретения навыков растениеводства,
укрепления здоровья, витаминизации проводится кружок «Лекарственные растения
Якутии», с коррекционно - развивающей направленностью.
Низкий социально – бытовой уровень жизни семей, а также низкий уровень
образования
родителей
влияет
на
общее
развитие
детей.
По
уровню
развития
мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными
особенностями
интеллектуальной
деятельности:
сниженной
познавательной
активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать
свои действия. Наиболее страдает у наших детей абстрактное мышление, детям
свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая
интеграция
отдельных
процессов,
нарушение
внимания.
У
детей
часто
обнаруживаются
симптомы
недоразвития
моторики,
неловкость,
неуклюжесть
движений, несформированность процессов восприятия звуков речи.
Большую
роль
в
процессе
учебной
деятельности
школьников
начальных
классов,
как
отмечают
психологи,
играет
уровень
развития
познавательных
процессов. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более
эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и
расширение
познавательных
возможностей
детей.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость разработки коррекционно – развивающих упражнений и заданий в
игровой форме.
Цель и задачи кружка: диагностика, развитие и коррекция познавательных
процессов
младших
школьников
посредством
коррекционно-развивающих
игр
и
упражнений; углубление и расширение знаний учащихся о растениях родного края;
формирование
и
развитие
общеинтеллектуальных
навыков
(внимания,
памяти,
мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, развитие
речи и словарного запаса учащихся); формирование положительной мотивации к
учению,адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим
качествам, умения работать в группе; практических навыков и умений.
Для
детей
с
ЗПР
очень
важно
для
развития
психологически
комфортная
обстановка,
исключающая
перенапряжение,
истощение,
стойкие
отрицательные
переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива. При этом, какие бы приёмы не использовали, нужно помнить, что учебная мотивация детей с ЗПР отсутствует или слабо выражена, ведущей деятельностью у них остаётся игра. Да и то, не всегда сформирована её высшая форма - сюжетно- ролевая игра - предпосылка учебной деятельности. Поэтому, учитывая зону ближайшего развития младшего школьника, необходимо предлагать коррекционно- развивающие упражнения в игровой форме. Обязательным условием психолого- педагогического сопровождения детей является создание коррекционно- развивающей среды, и, в тоже время, с обязательным учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Поэтому, предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы учителем на всех уроках, логопедических занятиях, во внеурочной деятельности. Отличительной особенностью кружковой деятельности является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Кружок рассчитан на учащихся начальных классов (2-4 классы) Этапы работы в кружке: 1. Организационно-подготовительный - Изучение литературы; - Задания на лето учащимся и родителям (сбор лекарственных трав, ягод, оформление гербария и т.д.) - Создание методической копилки; 2. Основной, деятельностно - практический - Входящая диагностика - Практическая реализация проекта в течение учебного года на групповых коррекционных занятиях. Участие на выставках, конкурсах, олимпиадах и тд. - Итоговая диагностика. 3. Аналитический, обобщающий - Анализ, обобщение полученных результатов. В конце года тестирование показало следующие результаты: А) из 40 учеников начального звена овладели необходимыми умениями и навыками по коррекционно-развивающему курсу – 28%. Б) коррекционно-развивающими занятиями заняты – 100% (40 уч.), их них элективными курсами охвачены – 30% учащихся (12 уч.) В) участвуют в учебно-исследовательской работе - 25% (10 уч.) Развитие мыслительных процессов учащихся: Состояние здоровья детей начального звена из 40 охваченных показывает, что 23 учащихся имеют пропуски занятий по болезни – 58%, 17 (42%) учеников закончили учебный год без пропусков по болезни. Уровень успешности социализации учащихся: По результатам наблюдения, опроса учащихся и родителей: Доля детей, применяющих биологические знания в жизни – 100% учащихся: из них посадка – 20 (50%) уч. уход за растениями – 35 (88%) уч.
сбор урожая – 40 (100%) уч. Таким образом, курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально- личностно- деятельностного развития младших школьников, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс путем реализации активных форм взаимодействия. Уровень произвольного внимания и пространственного восприятия 2012 – 2013 уч. г. • 1 уровень – справились с заданием; • 2 уровень – присутствуют некоторые неточности; • 3 уровень – выполняют с помощью; • 4 уровень – не справились с заданием. • (Н.И. Гуткина) • 41,40% 25,00% 33,30% 0% 58,30% 25,00% 16,60% 0% 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень октябрь май Развитие мыслительных процессов • 1 уровень – справляются с вербальным вариантом задания; • 2 уровень – с помощью наводящих вопросов; • 3 уровень –неоднократное повторение задания; • 4 уровень – не справились с заданием. • (Матричные задачи Ровена) 33,30% 50% 8,30% 8,30% 50% 33,30% 16,60% 0 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень октябрь май
Мониторинг охвата учащихся.
2012-2013г.г. -18уч. 2013-2014г.г. -23уч. 2014-2015г.г. -23уч. Что составляет 100% охвата учащихся. Мониторинг участия учеников в учебно- исследовательской деятельности. Год Количество детей Название мероприятия Результат 2012-13 3 школьный уровень 3 сертификата I Республиканском НПК «Я умею, я могу, я знаю» 3 сертификата 2014-15 3 школьный уровень 3 сертификата III Республиканском НПК «Я умею, я могу, я знаю» 2 сертификата Уровень учебной мотивации. Группа «А» Группа «Б» 1. низкий 2. средний 3. высокий 1. низкий 2. средний 3. высокий
0%
20%
40%
60%
80%
2012-
13г.г.
2013-
14г.г.
2014-
15г.г.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
2012-
13г.г.
2013-
14г.г.
2014-
15г.г.
ЗУН учащихся группы «А» ЗУН учащихся группы «Б» Мониторинг уровня успешности социализации. Группа «А» Группа «Б» Практические умения Количество учащихся Практические умения Количество учащихся Навыки работы на приусадебном участке 4 Навыки работы на приусадебном участке 5 Уход за комнатными растениями 9 Уход за комнатными растениями 12 Бережное отношение к природе 9 Бережное отношение к природе 12 Экологические знания 9 Экологические знания 12 0 1 2 3 4 5 6 2012-13г.г. Лекарственные растения 2013-14г.г. Ягоды 2014-15г.г. Деревья 0 1 2 3 4 5 6 2012-13г.г. Лекарственные растения 2013-14г.г. Ягоды 2014-15г.г. Деревья
В результате: Всего вовлечено: 23учащихся А) из 23учеников начального звена овладели необходимыми умениями и навыками по коррекционно-развивающему курсу – 100%. Б) принимали участие в учебно-исследовательской работе – 21,7% (5уч.) Уровень успешности социализации учащихся: По результатам наблюдения, опроса учащихся и родителей а) доля детей, охваченных полезным трудом в учебное время составляет – 100% (дежурство в классе, генеральные уборки, уход за комнатными растениями, подготовка и уборка рабочего места) и во внеучебное время (субботники, помощь родителям по дому и др.) – 100% учащихся. б) доля детей, применяющих полученные знания в жизни – 100% учащихся: из них обладают практическими умениями , т. е. посадка , уход за растениями, сбор урожая – 39,1%уч.
переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива. При этом, какие бы приёмы не использовали, нужно помнить, что учебная мотивация детей с ЗПР отсутствует или слабо выражена, ведущей деятельностью у них остаётся игра. Да и то, не всегда сформирована её высшая форма - сюжетно- ролевая игра - предпосылка учебной деятельности. Поэтому, учитывая зону ближайшего развития младшего школьника, необходимо предлагать коррекционно- развивающие упражнения в игровой форме. Обязательным условием психолого- педагогического сопровождения детей является создание коррекционно- развивающей среды, и, в тоже время, с обязательным учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Поэтому, предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы учителем на всех уроках, логопедических занятиях, во внеурочной деятельности. Отличительной особенностью кружковой деятельности является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Кружок рассчитан на учащихся начальных классов (2-4 классы) Этапы работы в кружке: 1. Организационно-подготовительный - Изучение литературы; - Задания на лето учащимся и родителям (сбор лекарственных трав, ягод, оформление гербария и т.д.) - Создание методической копилки; 2. Основной, деятельностно - практический - Входящая диагностика - Практическая реализация проекта в течение учебного года на групповых коррекционных занятиях. Участие на выставках, конкурсах, олимпиадах и тд. - Итоговая диагностика. 3. Аналитический, обобщающий - Анализ, обобщение полученных результатов. В конце года тестирование показало следующие результаты: А) из 40 учеников начального звена овладели необходимыми умениями и навыками по коррекционно-развивающему курсу – 28%. Б) коррекционно-развивающими занятиями заняты – 100% (40 уч.), их них элективными курсами охвачены – 30% учащихся (12 уч.) В) участвуют в учебно-исследовательской работе - 25% (10 уч.) Развитие мыслительных процессов учащихся: Состояние здоровья детей начального звена из 40 охваченных показывает, что 23 учащихся имеют пропуски занятий по болезни – 58%, 17 (42%) учеников закончили учебный год без пропусков по болезни. Уровень успешности социализации учащихся: По результатам наблюдения, опроса учащихся и родителей: Доля детей, применяющих биологические знания в жизни – 100% учащихся: из них посадка – 20 (50%) уч. уход за растениями – 35 (88%) уч.
сбор урожая – 40 (100%) уч. Таким образом, курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально- личностно- деятельностного развития младших школьников, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс путем реализации активных форм взаимодействия. Уровень произвольного внимания и пространственного восприятия 2012 – 2013 уч. г. • 1 уровень – справились с заданием; • 2 уровень – присутствуют некоторые неточности; • 3 уровень – выполняют с помощью; • 4 уровень – не справились с заданием. • (Н.И. Гуткина) • 41,40% 25,00% 33,30% 0% 58,30% 25,00% 16,60% 0% 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень октябрь май Развитие мыслительных процессов • 1 уровень – справляются с вербальным вариантом задания; • 2 уровень – с помощью наводящих вопросов; • 3 уровень –неоднократное повторение задания; • 4 уровень – не справились с заданием. • (Матричные задачи Ровена) 33,30% 50% 8,30% 8,30% 50% 33,30% 16,60% 0 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень октябрь май
Мониторинг охвата учащихся.
2012-2013г.г. -18уч. 2013-2014г.г. -23уч. 2014-2015г.г. -23уч. Что составляет 100% охвата учащихся. Мониторинг участия учеников в учебно- исследовательской деятельности. Год Количество детей Название мероприятия Результат 2012-13 3 школьный уровень 3 сертификата I Республиканском НПК «Я умею, я могу, я знаю» 3 сертификата 2014-15 3 школьный уровень 3 сертификата III Республиканском НПК «Я умею, я могу, я знаю» 2 сертификата Уровень учебной мотивации. Группа «А» Группа «Б» 1. низкий 2. средний 3. высокий 1. низкий 2. средний 3. высокий
0%
20%
40%
60%
80%
2012-
13г.г.
2013-
14г.г.
2014-
15г.г.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
2012-
13г.г.
2013-
14г.г.
2014-
15г.г.
ЗУН учащихся группы «А» ЗУН учащихся группы «Б» Мониторинг уровня успешности социализации. Группа «А» Группа «Б» Практические умения Количество учащихся Практические умения Количество учащихся Навыки работы на приусадебном участке 4 Навыки работы на приусадебном участке 5 Уход за комнатными растениями 9 Уход за комнатными растениями 12 Бережное отношение к природе 9 Бережное отношение к природе 12 Экологические знания 9 Экологические знания 12 0 1 2 3 4 5 6 2012-13г.г. Лекарственные растения 2013-14г.г. Ягоды 2014-15г.г. Деревья 0 1 2 3 4 5 6 2012-13г.г. Лекарственные растения 2013-14г.г. Ягоды 2014-15г.г. Деревья
В результате: Всего вовлечено: 23учащихся А) из 23учеников начального звена овладели необходимыми умениями и навыками по коррекционно-развивающему курсу – 100%. Б) принимали участие в учебно-исследовательской работе – 21,7% (5уч.) Уровень успешности социализации учащихся: По результатам наблюдения, опроса учащихся и родителей а) доля детей, охваченных полезным трудом в учебное время составляет – 100% (дежурство в классе, генеральные уборки, уход за комнатными растениями, подготовка и уборка рабочего места) и во внеучебное время (субботники, помощь родителям по дому и др.) – 100% учащихся. б) доля детей, применяющих полученные знания в жизни – 100% учащихся: из них обладают практическими умениями , т. е. посадка , уход за растениями, сбор урожая – 39,1%уч.
В раздел начальное образование