"Мониторинг УУД в 1-2 классах".
диагностика
Автор: Беркутова Любовь Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ " Луговская основная школа", Г. Ульяновск, с .Луговое,Ульяновская область
В раздел начальное образование
МБОУ «Луговская основная школа»
город Ульяновск, 2015
Мониторинг универсальных учебных действий в 1-2 классах
Выполнила : учитель начальных классов высшей квалификационной категории Беркутова Любовь Евгеньевна
Цель
: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
Список методик для мониторинга
1. «Лесенка» (1- 4 класс). 2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс). 3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.) 4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). 5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Технологическая карта формирования личностных УУД
1 класс, учитель Беркутова Л.Е.
№
Список класса
Самопознание и
самоопределение
Смыслообразование
(мотивация)
Нравственно-этическая
ориентация
В С Н В С Н В С Н 1 Беркутова Ксения + + + 2 Глотов Сергей + + + 3 Дегтярев Глеб + + + 4 Исхакова Алсу + + + 5 Макарычева Ариша + + + 6 Разинов Никита + + + 7 Шавкатова Муштарийбону + + + 8 28,5% 28,5% 43% 14% 57% 28,5% 28,5% 43% 28,5% Примечание: В – высокий уровень сформированности, С – средний уровень, Н – низкий уровень сформированности
Уровни сформированности:
1. Самопознание и самоопределение
Высокий уровень:
- чувство необходимости учения, - формирование своей точки зрения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний
Средний уровень:
- положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью
Низкий уровень:
- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. Смыслообразование
Высокий уровень:
- интерес к новому; - сформированность учебных мотивов – стремление к получению высоких оценок,
Средний уровень:
- частично сформирован интерес к новому; - частично сформированы учебные мотивы,
– стремление получать хорошие оценки,
Низкий уровень:
-к школе безразличен; - сформированность учебных мотивов недостаточна,
3. Нравственно-этическая ориентация
Высокий уровень
: - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, - имеет начальное представление о нравственных нормах
Средний уровень:
- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, - имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
Низкий уровень:
- неправильное представление о моральных нормах, - низкий уровень развития эмпатии
Анализ проделанной работы по сформированности личностных УУД за 2013 -2014 учебный год:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы: У 28,5% детей сформировано чувство необходимости учиться, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний, 28,5% обучающихся положительно относятся к школе, ориентированы на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», увлечены внеучебной деятельностью, 43% детей относятся к школе отрицательно, сохраняется дошкольный образ жизни. Интересуются новым, сформированы учебные мотивы, стремятся получить высокие оценки – 14,5%, частично сформированы интересы к школе, учебные мотивы – 43%, 28,5% - к школе безразличны, сформированность учебных мотивов недостаточна. Учитывают чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, имеют начальное представление о нравственных нормах -28,5%, ориентированы на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости), частично учитывают
чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, имеют правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое – 43%, 28,5% - неправильное представление о моральных нормах.
Рекомендации:
поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. формирование мотивации достижения и успеха. включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов
Технологическая карта формирования регулятивных УУД
1 класс, Беркутова Л.Е.
№
Список класса
Целеполагание
Контроль
Оценка
В С Н В С Н В С Н 1 Беркутова Ксения + + + 2 Глотов Сергей + + + 3 Дегтярев Глеб + + + 4 Исхакова Алсу + + + 5 Макарычева Ариша + + + 6 Разинов Никита + + + 7 Шавкатова Муштарийбону + + +
14% 28% 58% 0% 42% 58% 58% 14% 28% Примечание: В – высокий уровень сформированности, С – средний уровень, Н – низкий уровень сформированности
Уровни сформированности:
1.
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
(Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
.)
Высокий уровень:
- Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения. - Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Средний уровень:
- Предъявляемое требование осознается лишь частично. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. -Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
Низкий уровень:
- Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя. -Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал. 2.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданны эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
(соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.)
Высокий уровень:
Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. -Высокие показатели объема и концентрации внимания.
-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено. - Ошибки исправляет самостоятельно.
Средний уровень:
-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
Низкий уровень:
Низкие показатели объема и концентрации внимания. - Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
3. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы (
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Степень развития
произвольного внимания).
Высокий уровень:
-Работает точно по образцу. - Может оценить действия других учеников.
Средний уровень:
-Может ориентироваться на образец, но делает ошибки. -Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
Низкий уровень:
-Неумение опираться на образец. -Низкий уровень развития произвольного внимания. -Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Анализ проделанной работы по сформированности регулятивных УУД за 2013 -2014 учебный год:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы: 14% детей осознают, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулируют весь процесс выполнения, определяют цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя. 28% детей осознают лишь частично, охотно осуществляют решение познавательной задачи не выходя за ее требования. 58% детей нуждаются в пошаговом контроле со стороны учителя, не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или что сделали. 0% детей могут сознательно контролировать свои действия, ошибки исправляют самостоятельно. 42% - ориентировка на систему требований развита недостаточно, решая новую задачу, применяют старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживают неадекватность способа и пытаются ввести коррективы. 58% детей контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий. 58% работают точно по образцу, могут оценить действия других учеников. 14% - могут ориентироваться на образец, но делают ошибки, оценивают свои силы относительно поставленной задачи. 28% - не могут оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия, включить в урок упражнения, развивающие внимание, обучение методу речевого самоконтроля поддержка и развитие сформированного уровня контроля включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. поддержка и развитие сформированного уровня оценки.
Технологическая карта формирования познавательных УУД
1 класс, Беркутова Л.Е.
№
Список класса
Общеучебные универсальные
действия
Логические учебные действия
Постановка и решения
проблем
В С Н В С Н В С Н 1 Беркутова Ксения + + + 2 Глотов Сергей + + + 3 Дегтярев Глеб + + + 4 Исхакова Алсу + + + 5 Макарычева Ариша + + + 6 Разинов Никита + + +
7 Шавкатова Муштарийбону + + + 43% 43% 14% 43% 14% 43% 28% 43% 28% Примечание: В – высокий уровень сформированности, С – средний уровень, Н – низкий уровень сформированности
Уровни сформированности:
1
. Общеучебные универсальные действия (Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
учебнике, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное).
Высокий уровень:
Выполняет самостоятельно
Средний уровень:
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
Низкий уровень:
Большинство умений не сформированы 2.
Логические учебные действия (Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков).
Высокий уровень:
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков
Средний уровень:
Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
Низкий уровень:
Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
3. Постановка и решения проблем (ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного
раздела).
Высокий уровень:
самостоятельно ориентируется в учебнике.
Средний уровень:
Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
Низкий уровень:
Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Анализ проделанной работы по сформированности познавательных УУД за 2013 -2014 учебный год:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы: 28% детей ориентируются в учебнике, отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике, подробно пересказывают прочитанное или прослушанное. 43% детей действуют по образцу, способны выполнять при направляющей помощи педагога. У 14% детей большинство умений не сформированы. У 43% детей сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков. У 14% детей частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков. У 43% детей не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена. 43% детей самостоятельно ориентируются в учебнике. 43% - ориентируются самостоятельно, но делают ошибки, задают много вопросов. 28% - самостоятельно не могут ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
1
класс Беркутова Л.Е.
№
Список класса
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как интеракция
Коммуникация как
интериоризация
В С Н В С Н В С Н 1 Беркутова Ксения + + + 2 Глотов Сергей + + + 3 Дегтярев Глеб + + + 4 Исхакова Алсу + + + 5 Макарычева Ариша + + + 6 Разинов Никита + + + 7 Шавкатова Муштарийбону + + +
28% 58% 14% 42% 58% 0% 28% 58% 14% Примечание: В – высокий уровень сформированности, С – средний уровень, Н – низкий уровень сформированности
Уровни сформированности:
1. Коммуникация как кооперация (Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и
внеурочное время.
Работать в паре).
Высокий уровень:
- отвечает на все вопросы. - осознанно стремится к сотрудничеству.
Средний уровень:
- частично отвечает на вопросы. -работает в паре ситуативно.
Низкий уровень:
- не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
2. Коммуникация как интеракция. (Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека.).
Высокий уровень:
- тактичен, вежлив, соблюдает этикет. - понимает речевое обращение другого человека
Средний уровень:
- частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека
Низкий уровень:
- молчалив или агрессивен. - не понимает речевое обращение другого человека.
3. Коммуникация как интериоризация. (слушать и понимать речь других).
Высокий уровень:
- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
Средний уровень:
- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.
Низкий уровень:
- не слышит, не может дать обратную связь
Анализ проделанной работы по сформированности коммуникативных УУД за 2013 -2014 учебный год:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы: 28% детей отвечают на все вопросы, осознанно стремятся к сотрудничеству. 58% детей частично отвечают на вопросы, работают в паре ситуативно. 14% детей не идут на контакт (ШавкатоваМ,..). 42% детей тактичны, вежливы, соблюдают этикет, понимают речевое обращение другого человека. 58% детей частично соблюдают этикет, не всегда понимают речевое обращение другого человека. 0% ( Шавкатова М.) молчалива, не понимает речевое обращение другого человека, Дегтярев Глеб застенчив, молчалив, на контакт идет с трудом, боится окружения, всегда ходит и общается только с учителем). 28% детей слышат, понимает и дают собеседнику обратную связь. 58% детей слышат, понимают, обратную связь дают ситуативно. 14% (Шавкатова М) не слышит, не может дать обратную связь.
Рекомендации:
поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого. консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу. продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого. изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу. поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
В раздел начальное образование