Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как воспитать желание чтения"

проект по пропаганде чтения

Автор: Байковская Марина Витальевна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ №12, поселок Виноградный Темрюкский район Краснодарский край



В раздел начальное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 поселок Виноградный Темрюкского района Краснодарского края Номинация: «Русский язык, родное слово» Проект по пропаганде чтения: «Как воспитать желание чтения» Создала учитель начальных классов Байковская Марина Витальевна “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. Дидро
Я работаю более двадцати лет учителем начальных классов, проблема чтения учеников младших классов всегда была на первом месте. Но сегодня я всерьёз озабочена проблемой детского чтения. Сейчас наступило время высоких технологий и ту информацию, которую еще двадцать лет назад люди получали только из книг, сейчас чаще всего мы получаем одним «кликом» компьютерной мыши. И это здорово! Но как не потерять, как сохранить и подарить детям любовь к чтению, книгам? Мир ребенка – это мир чувств, образов. В наши дни образы и чувства дети научились получать из компьютерных игр, от виртуальных друзей, где все мысли и действия уже сформированы создателями игр и не всегда заставляют мыслить, создавать образы героев и фантазировать ребенка. Исходя из вышеперечисленных фактов, я сформулировала тему моего проекта: «Как воспитать желание чтения современного младшего школьника». Для формирования интереса к чтению и книге у детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: • учет возрастных особенностей развития ребенка; • организация ежедневных чтений в свободной форме; • создание книжных уголков; • тщательный подбор литературных произведений; • беседы о книгах; • викторины сказок, загадок; • сопровождение чтения игровыми действиями, • привлечение в процесс чтения родителей. Конечно у учеников начальной школы, а особенно первоклассников первыми проводниками в мир книг являются родители. Но часто родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Многие родители не читают сами и не привлекают к чтению своих детей. Чаще всего чтение в доме становится наказанием. Нередко можно услышать от родителей такие фразы: «….за это будешь читать целый час!» или « Быстро взял книгу и пошел читать!». Чтение начинает вызывать у ребенка отрицательные эмоции. Чтобы этого не допустить я провожу родительские собрания, где рассказываю об этом и вместе с родителями пытаюсь найти оптимальное решение этой проблемы. Прививание интереса чтения начинается в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится традиция коллективного чтения книг, обсуждения прочитанного. Только личный пример интереса к чтению взрослых может вызвать положительные эмоции у детей. Я предлагаю выписывать родителям для себя и своим детям периодические издания: журналы, газеты, находить общие книги по интересам и устраивать семейные чтения. Те родители, которые следуют моим советам, и сами вовлекаются в мир чтения , появляется более доверительная атмосфера с ребенком. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, прививающих детям любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь . Включение ребёнка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения, прививает любовь к чтению.
В школе для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, я часто применяю прием прерванного чтения : дочитывая до самого интересного места, я прекращаю чтение, предлагая учащимся самостоятельно дочитать рассказ или всю книгу. И это вызывает неподдельный интерес и желание узнавать, что приводит ребят к самостоятельному решению посещать школьную библиотеку. Все ученики моего класса с удовольствием ходят в библиотеку, берут книги для домашнего чтения и чтения по заданным темам на различных уроках. Тесный контакт с библиотекой также один из компонентов успешного чтения. Кроме этого там же проходят библиотечные уроки, где ребята знакомятся с новыми авторами, новыми книгами, учатся работать со словарями и справочниками. Также я провожу беседы, викторины , провожу игры «Знаешь ли ты?», помогают и книжные выставки. Книжные выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание учащихся, заинтересовать их, удовлетворить информационную потребность. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. Чтение - это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий счастливой и наполненной жизни. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге. Моя работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение , а также через внеурочную деятельность . Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Я создала систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности: - внеклассные занятия -библиотечные часы -конкурсы сочинений и рисунков -конкурсы чтецов стихотворений - дидактические игры, викторины -создание буклетов и листовок - работа с родителями Во внеурочной деятельности мы с ребятами создаем свои проекты , участвуем в различных интернет олимпиадах . Ученики с удовольствием находят ответы на поставленные вопросы в книгах, на познавательных сайтах. Данная система работы позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в
учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. В 2012 году по программе ФГОС я получила новое оборудование кабинета начальных классов, в который входит мультимедийный проектор и интерактивная доска, что намного усовершенствовало и модернизировало мои уроки и внеклассные занятия. С использованием ИКТ я провожу познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомлю детей с писателями и их произведениями. С использованием мультимедийных технологий провожу игры, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге, использую их на уроках и во внеурочное время. Внеклассные занятия включают разнообразные формы работы: занятие–спектакль, занятие–праздник, конкурсы, литературные игры и т. д. Уже в этом учебном году я провела занятия по формированию читательского интереса учащихся. Это «Конкурс стихотворений об осени», «Праздник загадок», конкурс рисунков «Сказки Пушкина», учащиеся моего класса приняли участие в конкурсе сочинений, посвященных Году литературы в России, успешно прошло родительское собрание вместе с учащимися «Учимся - читая». Вся эта работа направлена на достижение одной цели: « Воспитать желание чтения современного младшего школьника». И все это дает свои результаты :мои ученики часто занимают призовые места на школьных конкурсах чтецов, показатели навыков и техники чтения: из 14 учащихся -8 человек выше нормы, 14 учащихся - справляются с нормативами, т.е. есть над чем работать и далее. Чтение – это залог успеха не только на уроках литературы и русского языка, но и осознанное чтение, и понимание заданий на математике и других уроках, умение общаться и дружить, договариваться и созидать. Чтение один из важнейших предметов в системе школьного образования. Недаром А. Т. Твардовский, определяя значимость уроков литературы, писал: "Литература в школе — это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя". Следовательно, цель литературного образования — становление духовного мира человека, развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, к реализации творческих возможностей человека.


В раздел начальное образование