"Изменение имен прилагательных по числам, родам, падежам"
конспект урока русского языка
Автор: Белкина Валентина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ Тогучинского района "Горновская начальная школа", пгт Горный, Новосибирская область
В раздел начальное образование
Русский язык
Тема:
«Изменение имен прилагательных по числам, родам и падежам»
УМК: «Перспектива»
Класс: 3 «В»
Цель:
формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе и падеже).
Задачи:
1.Учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его особе6нности, показать речевую функцию. 2.Создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность; использовать различные формы работы для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности. 3.Воспитывать интерес к родному языку; формировать коммуникативные компетенции.
Оборудование
: интерактивная доска, документ-камера, ноутбуки.
Познавательные УУД
: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Регулятивные УУД
: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
: формировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение.
Личностные результаты
: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.
I.Оргмомент - Сегодня мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. Эпиграфом к нашему уроку будет пословица Мудрым никто не родился, а научился. - Объясните пословицу. II. Актуализация знаний - Откройте тетради, запишите число. - На доске слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. В…т…рок, пр…ветливый, щ…бечут, со..нце, поб…жали, к…ртина, руч…и, в…селый, с…рень, л…скает, радос…ный. - На какую тему можно составить предложения из данных слов? (На тему «Весна») -Составьте предложения. (На доске картина на тему «Весна», звукозапись со щебетом птиц) - Запишите свое предложение. Подчеркните грамматическую основу. III. Минутка чистописания -Весна - замечательное время года, когда все просыпается и оживает. В слове «весна» назовите первый звук и охарактеризуйте его. Повторим написание заглавной и строчной букв Вв. IV. Самоопределение к деятельности - На какие 3 группы можно разделить записанные на доске слова? (По частям речи)
- Разделите. -Как изменяются имена существительные? ( по числам и падежам) - Как изменяются глаголы? (по временам, числам и родам в прошедшем времени) -А как изменяются имена прилагательные? (проблема) -Давайте сегодня на уроке это исследуем. Назовите тему урока (Изменение имен прилагательных). Поставьте цель. Физминутка V. Работа по теме урока Дети получают задания в группах.
1 группа
Выберите подходящие имена существительные из записанных на доске слов. Допишите окончания имен прилагательных. Поставьте вопросы от имени существительного к имени прилагательному. Ответьте на вопросы: 1)От чего зависит выбор окончания у имени прилагательного? 2)Как изменяется имя прилагательное? Сделайте вывод. Имя существительное Вопрос Имя прилагательное М.р. весел… Ж.р. весел… С.р. весел.. Вывод. Имена прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого прилагательное зависит.
2 группа
Допишите окончания у имен прилагательных. Сравните имена прилагательные в левом столбике и в правом. Ответьте на вопрос: 1)Изменяются ли имена прилагательные по родам во множественном числе? Сделайте вывод. Ед. число Мн. число М.р . зелен… лист зелен… листья Ж.р . зелен… трава зелен… травы С.р. зелен… поле зелен… поля Вывод. Имена прилагательные изменяются по числам. Число имени прилагательного определяется по числу имени существительного, от которого оно зависит.
3 группа
Просклоняйте (измените по падежам) имена существительные и имена прилагательные. Отметьте окончания у имен прилагательных. Ответьте на вопросы: 1)Изменяются ли имена прилагательные по падежам? 2)Сравните с именем существительным. От чего зависит падеж имени прилагательного? Сделайте вывод. И.п . голуб…. ручей Р п. голуб… ручья
Д.п . голуб… ручью В.п. голуб… ручей Т.п. голуб… ручьем П п. о голуб… ручье Вывод. Имена прилагательные во множественном числе рода не имеют и по родам не изменяются.
4 группа
Допишите окончания у имен прилагательных. Отметьте их. Ответьте на вопросы: 1)Изменяются ли имена прилагательные по числам? 2) От чего зависит число имени прилагательного? Сделайте вывод Ед. число Мн. число картина радостн… картины радостн… ручей весел… ручьи весел… Ветерок приветлив… ветерки приветлив… Вывод. Имена прилагательные изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного, от которого прилагательное зависит. -Итак, давайте сделаем общий вывод .
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Род, число и падеж имени прилагательного совпадает с числом, родом и падежом имени существительного, с которым оно связано. VI. Закрепление Выполнение теста (Ребята работают в парах на ноутбуках) Тест 1.Имя прилагательное обозначает а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2.Имя прилагательное связано по смыслу а) с прилагательным б) с глаголом в) с существительным 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы а) что делает? что сделает? 4. Имена прилагательные подчеркиваем а) волнистой линией б) одной чертой в) двумя чертами 5.Имена прилагательные а) изменяются по числам б) не изменяются по числам 6. Укажи род имени прилагательного: у рощицы березовой а) ж.р.
б) м.р. в) с.р. (Проверка выполнения задания) 2. – А сейчас я вам хочу прочитать сказку, из которой мы узнаем, почему имена прилагательные согласовываются с именем существительным. Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. - А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы рода, числа и падежа. Подведение итогов Рефлексия. Продолжи - Я сегодня научился…. - Какое задание для вас было интересным? -Какое задание было сложным? -За что вы можете себя похвалить? Дом. задание: с. 109, упр. 195
В раздел начальное образование