"Что такое имя прилагательное".
урок
Автор: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Селихово, село Селихово, Конаковский район, Тверская область
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Селихово
Конаковского района
Тверской области
Составитель
: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Селихово
Предмет:
Русский язык
Класс:
2 класс
УМК
«Школа России»
Тип урока:
Открытие нового знания
2015
Технологическая карта изучения темы «Что такое имя прилагательное?»
Тема
Что такое имя прилагательное?
Цель
Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Планируемый результат,
формирование УУД
Предметные результаты: - распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? - характеризовать предметы с разных сторон; - сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков. Личностные УУД: - формировать положительное отношение к изучению предмета; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Познавательные УУД: - формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; делать выводы. Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; - понимать задаваемые вопросы;
- уметь выражать свою точку зрения; - адекватно воспринимать другое мнение и позицию - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - формировать умение слушать и вступать в диалог.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса. Ч.2. с. 86-87 - В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2, с. 42 - компьютер, проектор, документ-камера, презентация - карточки - задания для групповой работы - яблоки (картинки) зеленые, красные для рефлексии.
Методы и приёмы
подводящий к теме диалог; фронтальная работа; работа в группах; самостоятельная работа
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методический комментарий 1. Самоопределение к учебной деятельности
-
Доброе утро, дорогие ребята, рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «5». Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД:
- самоопределение к деятельности.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Учитель:
Начнем с минутки чистописания. Дети массируют каждый
Личностные УУД:
- развитие учебно-
Подготовим свои пальчики к письму. Без пальто гулял глупышка, И замерз он, как ледышка. Чтобы пальчик отогреть Будем мы его тереть.
Учитель:
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Слайд 1: (На экране ребус)
Учитель:
Ребята, отгадайте, какое слово зашифровано в ребусе. (Ворона) - Назовите первый звук в слове ворона. (В) -Дайте этому звуку характеристику. Что вы можете о нём рассказать? (Согласный, звонкий, парный, твердый, парный). Звук [в] на письме какой буквой обозначается? (Буквой В) Сегодня на минутке чистописания будем писать букву В, соединения с этой буквой. Вв во вы ва ву Слайд 2 Посмотрите на экран. Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «в». - Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии. Если будем мы стараться – пальчик от кончика к основанию. Дети записывают число, классная работа. Ученики отвечают на вопросы учителя Дети прописывают букву Вв, сочетания букв в познавательной мотивации.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной форме; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Буквы красивыми будут получаться. тетради. 3. Постановка учебной задачи. - Обратите внимание на слова, которые записаны на доске. Слайд 3 Трава, летит, роса, сидит, нежный, пчела, поют.
Учитель
: На какие группы можно разделить слова (имена существительные и глаголы) По каким признакам вы их распознали? Запишите слова, распределяя их по группам. (Производится проверка выполненной работы с помощью документ - камеры. На экране отображается тетрадь одного из учащихся). Проверим, какие слова вы отнесли в 1 группу, к именам существительным: трава роса пчела - Кто выполнил это задание без ошибок, покажите зеленую сигнальную карточку. - У кого есть ошибки, покажите красную сигнальную карточку. - Докажите, что это имена существительные (Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы: кто? что?) Какие слова отнесли ко 2 группе, к глаголам: летит сидит Ответы детей. Ученики записывают слова, распределяя их в два столбика. Дети проверяют работу в своей тетради. Ученики работают с сигнальной картой. Отвечают на вопросы. Дети проверяют работу в своей тетради.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний; анализировать, доказывать свое мнение.
Регулятивные:
- умение планировать свою работу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
поют (Проверка) - Кто выполнил это задание без ошибок, покажите зеленую сигнальную карточку. - У кого есть ошибки, поднимите красную сигнальную карточку. - Докажите, что это глаголы (слова обозначают действия и отвечают на вопросы: что делает? что делают?) - Почему слово “нежный” вы не отнесли ни к одной группе? (это не предмет и не обозначает действие). - Это слово относится к другой части речи, о которой вы пока еще не знаете, но сегодня вам предстоит узнать. Наверное, кто-то из вас уже догадался, о какой части речи идёт разговор. (Найдутся ученики, которые назовут имя прилагательное.)
Учитель.
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – с именем прилагательным. Это и будет тема нашего урока. (Открываем на доске тему урока). - Ребята, а как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке? - Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Слайд 4: на экране появляется следующая запись: Часть речи. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Ученики работают с сигнальной картой. Дети отвечают на вопросы. Ученики определяют цель урока.
Какую роль играет в речи? - Ответив на эти вопросы, мы сможем узнать о новой части речи - имени прилагательном. - Кто наши главные помощники в работе? (Учитель, свой опыт, учебник) Ответы детей. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) - Итак, мы сегодня открываем новые знания. Ребята, а чтобы устранить затруднение наметим план действия: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что это за часть речи 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. Задание: «Подари предмету признак». Работа в группах по 4 человека. - Ребята, что вы видите у меня на столе? (На столе у учителя мягкие игрушки и муляжи) Медведь Обезьяна Яблоко - Как сказать одним словом, что это? (это предметы). - У каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой по форме, по вкусу, по цвету, по размеру. (Группам раздать мягкие игрушки, муляж яблока). Дается задание: каждой группе описать свой предмет. I группа: опишите обезьянку. Назовите её признаки (цвет, форма, размер). II группа: опишите яблоко. III группа: опишите медвежонка. Ученики составляют план действия выхода из затруднительной ситуации. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. . Работают в группах. Выбирают представителя от группы для защиты ответа у доски.
Познавательные УУД:
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять мысли в устной и письменной форме.
- На столах карточки-помощники со словами- прилагательными. Каждой группе нужно выбрать прилагательные для описания своего предмета. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение по плану: 1. Поставить вопрос. 2. От какой части речи задавали вопрос. По мере ответа детей, учитель фиксирует записи на доске. Обобщение: - Мы с вами записали на доске слова: какой, какая, какое. Что это? (Вопросы.) С помощью слов, отвечающих на вопросы какой, какая, какое, можно описать у существительных величину, форму, вкус и т. д. Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет… - все это называется одним словом – «признаки». - От какого слова ставим вопрос? (От имёни существительного) - Слова, о которых мы сегодня ведём речь, всегда связаны с именем существительным. Они как бы «прилагаются» к существительному. - Ребята, обратите внимание на доску. На доске рисунок ромашки. На нашей ромашке добавилось ещё одно название лепестка. А это значит, что мы познакомились с ещё одной частью речи – именем прилагательным. - Пробуем сформулировать правило об имени
прилагательном. Внимание на экран. Слайд 5: Я начинаю, а вы помогаете.
Имя прилагательное
– это …., которая отвечает на вопросы … и обозначает… . - Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали? - Откройте учебник – наш главный помощник, на стр. 86. Прочитайте правило от тётушки Совы. Нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль играют в речи имена прилагательные? Дети дают определение, что такое имя прилагательное. Дети формулируют правило с помощью учителя, затем открывают учебник, читают правило. Регулятивные УУД: Формируются умения ориентироваться в учебнике. Физ.минутка Ребята, мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и потанцуем. «Солнышко лучистое любит скакать». Выполнение танцевальных движений под музыку Личностные УУД: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья. 5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Вы свои затруднения сняли? Узнали, что такое имя прилагательное? (Да) - Мы уже можем идти домой? (нет) - А что ещё нужно сделать? (Закрепить) Игра «Угадай предмет по признакам» Учитель: - Сейчас я попрошу выйти к доске…. (Выходит один ученик к доске) Повернись к доске лицом, я ребятам покажу предмет, они будут называть его признаки, но не называя предмет. А ты нам скажешь, о чем идет речь. (Показываю лимон, дети называют признаки: Ученик отгадывает предмет по признакам.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе, выражать свою точку зрения. Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
Умение проводить сравнение.
жёлтый, продолговатый, кислый и т.д.) Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Продолжаем работать. Выполним задание: «Угадай, кто это?» (Работа в группах) - В группах вы должны выполнить задание: вставить в текст имена прилагательные, сделав его красочным. ( текст распечатан на листах, а имена прилагательные напечатаны на отдельных карточках) Под кустом притаился _________зверек. У него _________ уши,________хвост. Тело покрыто _________шубкой. Есть _________зубы, но обороняться ими он не может. - О ком идет речь, ребята? - Почему трудно догадаться, о каком зверьке говорится? А сейчас заполните пробелы в тексте именами прилагательными. Проверка – обмен группами. (меняются группами и проверяют выполненное задание, исправляют ошибки) Ученики работают в группах. Читают текст, делают вывод, что нельзя точно сказать, о каком зверьке идет речь, так как не хватает прилагательных. Дети получают задание - добавить слова, чтобы речь шла о зайце. Озвучивают полученные тексты.
Под кустом притаился
пушистый
зверек. У него
длинные
уши,
короткий
хвост. Тело покрыто
белой
шубкой. Есть
острые
зубы, но обороняться ими он не может. - Теперь можно догадаться о ком идет речь? (О зайце) - Какое из текстов дает точное описание предмета? Благодаря каким словам текст стал выразительнее и ярче? Как называются эти слова? - Для чего нам нужны имена прилагательные? (для описания и уточнения) - Что уточняют имена прилагательные? (имя существительное) - Давайте запишем словосочетания в тетрадь, проговаривая слова. Зверёк (какой?) пушистый Уши (какие?) длинные Хвост (какой?) короткий Шубка (какая?) белая Зубы (какие?) острые. Молодцы. Сравнивают тексты, делают вывод о том, что прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной и красивой. Дети записывают словосочетания в тетрадь. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной Следующее задание вы выполните самостоятельно. Откройте учебник на странице 87, упражнение 150. (Учащиеся читают задание, выполняют упражнение 150). Проверка. - У кого всё правильно? Работают самостоятельно. Взаимопроверка. Ученики отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные УУД:
Умение следовать инструкции.
Познавательные УУД:
Умение выполнять
самооценки и самоконтроля. - У кого есть ошибки? Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. задание на основе использования полученных знаний 7. Рефлексия учебной деятельности Итак, ребята, сегодня на уроке Я узнал (а)… Мне понравилось… Было трудно… - Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные! - Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…) - Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое…) На столах у вас лежат яблоки (картинки) зеленые и красные. Я попрошу вас, чтобы вы прикрепили на доске на дерево: зеленое яблочко, если на уроке вам было интересно, или красное яблочко, если на уроке вам было скучно. Высказывания детей и оценка своей работы.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Оценка своих достижений на уроке. Домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 43
: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Селихово
Предмет:
Русский язык
Класс:
2 класс
УМК
«Школа России»
Тип урока:
Открытие нового знания
2015
Технологическая карта изучения темы «Что такое имя прилагательное?»
Тема
Что такое имя прилагательное?
Цель
Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Планируемый результат,
формирование УУД
Предметные результаты: - распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? - характеризовать предметы с разных сторон; - сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков. Личностные УУД: - формировать положительное отношение к изучению предмета; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Познавательные УУД: - формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; делать выводы. Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; - понимать задаваемые вопросы;
- уметь выражать свою точку зрения; - адекватно воспринимать другое мнение и позицию - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - формировать умение слушать и вступать в диалог.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса. Ч.2. с. 86-87 - В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2, с. 42 - компьютер, проектор, документ-камера, презентация - карточки - задания для групповой работы - яблоки (картинки) зеленые, красные для рефлексии.
Методы и приёмы
подводящий к теме диалог; фронтальная работа; работа в группах; самостоятельная работа
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методический комментарий 1. Самоопределение к учебной деятельности
-
Доброе утро, дорогие ребята, рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «5». Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД:
- самоопределение к деятельности.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Учитель:
Начнем с минутки чистописания. Дети массируют каждый
Личностные УУД:
- развитие учебно-
Подготовим свои пальчики к письму. Без пальто гулял глупышка, И замерз он, как ледышка. Чтобы пальчик отогреть Будем мы его тереть.
Учитель:
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Слайд 1: (На экране ребус)
Учитель:
Ребята, отгадайте, какое слово зашифровано в ребусе. (Ворона) - Назовите первый звук в слове ворона. (В) -Дайте этому звуку характеристику. Что вы можете о нём рассказать? (Согласный, звонкий, парный, твердый, парный). Звук [в] на письме какой буквой обозначается? (Буквой В) Сегодня на минутке чистописания будем писать букву В, соединения с этой буквой. Вв во вы ва ву Слайд 2 Посмотрите на экран. Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «в». - Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии. Если будем мы стараться – пальчик от кончика к основанию. Дети записывают число, классная работа. Ученики отвечают на вопросы учителя Дети прописывают букву Вв, сочетания букв в познавательной мотивации.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной форме; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Буквы красивыми будут получаться. тетради. 3. Постановка учебной задачи. - Обратите внимание на слова, которые записаны на доске. Слайд 3 Трава, летит, роса, сидит, нежный, пчела, поют.
Учитель
: На какие группы можно разделить слова (имена существительные и глаголы) По каким признакам вы их распознали? Запишите слова, распределяя их по группам. (Производится проверка выполненной работы с помощью документ - камеры. На экране отображается тетрадь одного из учащихся). Проверим, какие слова вы отнесли в 1 группу, к именам существительным: трава роса пчела - Кто выполнил это задание без ошибок, покажите зеленую сигнальную карточку. - У кого есть ошибки, покажите красную сигнальную карточку. - Докажите, что это имена существительные (Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы: кто? что?) Какие слова отнесли ко 2 группе, к глаголам: летит сидит Ответы детей. Ученики записывают слова, распределяя их в два столбика. Дети проверяют работу в своей тетради. Ученики работают с сигнальной картой. Отвечают на вопросы. Дети проверяют работу в своей тетради.
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний; анализировать, доказывать свое мнение.
Регулятивные:
- умение планировать свою работу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
поют (Проверка) - Кто выполнил это задание без ошибок, покажите зеленую сигнальную карточку. - У кого есть ошибки, поднимите красную сигнальную карточку. - Докажите, что это глаголы (слова обозначают действия и отвечают на вопросы: что делает? что делают?) - Почему слово “нежный” вы не отнесли ни к одной группе? (это не предмет и не обозначает действие). - Это слово относится к другой части речи, о которой вы пока еще не знаете, но сегодня вам предстоит узнать. Наверное, кто-то из вас уже догадался, о какой части речи идёт разговор. (Найдутся ученики, которые назовут имя прилагательное.)
Учитель.
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – с именем прилагательным. Это и будет тема нашего урока. (Открываем на доске тему урока). - Ребята, а как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке? - Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Слайд 4: на экране появляется следующая запись: Часть речи. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Ученики работают с сигнальной картой. Дети отвечают на вопросы. Ученики определяют цель урока.
Какую роль играет в речи? - Ответив на эти вопросы, мы сможем узнать о новой части речи - имени прилагательном. - Кто наши главные помощники в работе? (Учитель, свой опыт, учебник) Ответы детей. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) - Итак, мы сегодня открываем новые знания. Ребята, а чтобы устранить затруднение наметим план действия: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что это за часть речи 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. Задание: «Подари предмету признак». Работа в группах по 4 человека. - Ребята, что вы видите у меня на столе? (На столе у учителя мягкие игрушки и муляжи) Медведь Обезьяна Яблоко - Как сказать одним словом, что это? (это предметы). - У каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой по форме, по вкусу, по цвету, по размеру. (Группам раздать мягкие игрушки, муляж яблока). Дается задание: каждой группе описать свой предмет. I группа: опишите обезьянку. Назовите её признаки (цвет, форма, размер). II группа: опишите яблоко. III группа: опишите медвежонка. Ученики составляют план действия выхода из затруднительной ситуации. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. . Работают в группах. Выбирают представителя от группы для защиты ответа у доски.
Познавательные УУД:
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять мысли в устной и письменной форме.
- На столах карточки-помощники со словами- прилагательными. Каждой группе нужно выбрать прилагательные для описания своего предмета. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение по плану: 1. Поставить вопрос. 2. От какой части речи задавали вопрос. По мере ответа детей, учитель фиксирует записи на доске. Обобщение: - Мы с вами записали на доске слова: какой, какая, какое. Что это? (Вопросы.) С помощью слов, отвечающих на вопросы какой, какая, какое, можно описать у существительных величину, форму, вкус и т. д. Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет… - все это называется одним словом – «признаки». - От какого слова ставим вопрос? (От имёни существительного) - Слова, о которых мы сегодня ведём речь, всегда связаны с именем существительным. Они как бы «прилагаются» к существительному. - Ребята, обратите внимание на доску. На доске рисунок ромашки. На нашей ромашке добавилось ещё одно название лепестка. А это значит, что мы познакомились с ещё одной частью речи – именем прилагательным. - Пробуем сформулировать правило об имени
прилагательном. Внимание на экран. Слайд 5: Я начинаю, а вы помогаете.
Имя прилагательное
– это …., которая отвечает на вопросы … и обозначает… . - Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали? - Откройте учебник – наш главный помощник, на стр. 86. Прочитайте правило от тётушки Совы. Нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль играют в речи имена прилагательные? Дети дают определение, что такое имя прилагательное. Дети формулируют правило с помощью учителя, затем открывают учебник, читают правило. Регулятивные УУД: Формируются умения ориентироваться в учебнике. Физ.минутка Ребята, мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и потанцуем. «Солнышко лучистое любит скакать». Выполнение танцевальных движений под музыку Личностные УУД: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья. 5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Вы свои затруднения сняли? Узнали, что такое имя прилагательное? (Да) - Мы уже можем идти домой? (нет) - А что ещё нужно сделать? (Закрепить) Игра «Угадай предмет по признакам» Учитель: - Сейчас я попрошу выйти к доске…. (Выходит один ученик к доске) Повернись к доске лицом, я ребятам покажу предмет, они будут называть его признаки, но не называя предмет. А ты нам скажешь, о чем идет речь. (Показываю лимон, дети называют признаки: Ученик отгадывает предмет по признакам.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе, выражать свою точку зрения. Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
Умение проводить сравнение.
жёлтый, продолговатый, кислый и т.д.) Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Продолжаем работать. Выполним задание: «Угадай, кто это?» (Работа в группах) - В группах вы должны выполнить задание: вставить в текст имена прилагательные, сделав его красочным. ( текст распечатан на листах, а имена прилагательные напечатаны на отдельных карточках) Под кустом притаился _________зверек. У него _________ уши,________хвост. Тело покрыто _________шубкой. Есть _________зубы, но обороняться ими он не может. - О ком идет речь, ребята? - Почему трудно догадаться, о каком зверьке говорится? А сейчас заполните пробелы в тексте именами прилагательными. Проверка – обмен группами. (меняются группами и проверяют выполненное задание, исправляют ошибки) Ученики работают в группах. Читают текст, делают вывод, что нельзя точно сказать, о каком зверьке идет речь, так как не хватает прилагательных. Дети получают задание - добавить слова, чтобы речь шла о зайце. Озвучивают полученные тексты.
Под кустом притаился
пушистый
зверек. У него
длинные
уши,
короткий
хвост. Тело покрыто
белой
шубкой. Есть
острые
зубы, но обороняться ими он не может. - Теперь можно догадаться о ком идет речь? (О зайце) - Какое из текстов дает точное описание предмета? Благодаря каким словам текст стал выразительнее и ярче? Как называются эти слова? - Для чего нам нужны имена прилагательные? (для описания и уточнения) - Что уточняют имена прилагательные? (имя существительное) - Давайте запишем словосочетания в тетрадь, проговаривая слова. Зверёк (какой?) пушистый Уши (какие?) длинные Хвост (какой?) короткий Шубка (какая?) белая Зубы (какие?) острые. Молодцы. Сравнивают тексты, делают вывод о том, что прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной и красивой. Дети записывают словосочетания в тетрадь. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной Следующее задание вы выполните самостоятельно. Откройте учебник на странице 87, упражнение 150. (Учащиеся читают задание, выполняют упражнение 150). Проверка. - У кого всё правильно? Работают самостоятельно. Взаимопроверка. Ученики отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные УУД:
Умение следовать инструкции.
Познавательные УУД:
Умение выполнять
самооценки и самоконтроля. - У кого есть ошибки? Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. задание на основе использования полученных знаний 7. Рефлексия учебной деятельности Итак, ребята, сегодня на уроке Я узнал (а)… Мне понравилось… Было трудно… - Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные! - Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…) - Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое…) На столах у вас лежат яблоки (картинки) зеленые и красные. Я попрошу вас, чтобы вы прикрепили на доске на дерево: зеленое яблочко, если на уроке вам было интересно, или красное яблочко, если на уроке вам было скучно. Высказывания детей и оценка своей работы.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Оценка своих достижений на уроке. Домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 43
В раздел начальное образование