Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие и реализация интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта

Автор: Ветлужских Елена Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 31, поселок Юбилейный Темрюкский район Краснодарский край



В раздел начальное образование



Ветлужских Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31 поселок Юбилейный Темрюкский район Краснодарский край Обобщение педагогического опыта
Тема: «Развитие и реализация интеллектуальных и творческих

способностей одаренных детей в начальной школе»
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи
состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка,
задача же школы
– поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одарённость -
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности -
это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. 1
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Диагностика индивидуальных возможностей детей проводится с использованием ресурсов психологической службы по следующим направлениям:  Изучение характерологических особенностей личности, основных свойств нервной системы (Психомоторная методика. Теппинг-тест Е.П. Ильина);  Тест-прогноз «Способности ребенка», анкета для родителей «Одаренный ребенок».  Психологический мониторинг развития самооценки и самоконтроля учащихся. Сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Размышляя над
формами, методами обучения
и
воспитания,
опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, необходимо изучить индивидуально – личностные особенности 2
учащихся. Знание особенностей темперамента, свойств нервной системы у младших школьников необходимо. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому свою работу в этом направлении я начала с диагностики характерологических особенностей личности моих учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 1 классе). По результатам диагностики я составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Урок
– это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
На уроках литературного чтения
я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно (в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения. Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности (в том числе художественные), но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста, давать характеристику героям. Этой работе предшествует составление картинного плана во 2 и 3 классах. Таким образом, ученики 3
осваивают программный материал в интересной для них форме. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
На уроках русского языка
учащиеся выполняют творческие задания (написание сочинений, расположи предложения, чтобы получился законченный текст; продолжи текст; определи значение фразеологизма; распредели слова в соответствии с их составом; продолжи пословицу; реши ребус, загадку, кроссворд), работают со словарями (орфографические, толковые, этимологические).
На уроках математики
я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. Для привития интереса к математике провожу занятия спецкурса. Решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
На уроках окружающего мира, кубановедения
мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации 4
такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети пишут сообщения, рисуют рисунки, составляют кроссворды. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют
уроки

технологии
, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Передо мною возникла необходимость найти такие
средства и формы

воспитательной работы
с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости. Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Воспитательную работу
строю на основе индивидуального подхода к каждому ученику. В ходе её реализации мои ученики имеют возможность проявить таланты и реализовать свои способности. Они являются активными участниками всех школьных мероприятий, олимпиад различного уровня. 5
Посещают спортивные секции, музыкально-художественную школу (выступают за пределами поселка и получают грамоты), кружки в ДК (выставляют свои работы). Родители, бабушки и дедушки моих учеников – мои первые помощники, они являются активными участниками.
Результат проводимой мною работы:
ученики являются победителями и призерами спортивных соревнований, различных конкурсов (чтецов, викторин, рисунков, поделок). По итогам учебного года класс занимает первое место в номинации «Класс – года», «Самый спортивный класс». Мои ученики являются победителями и призерами школьных олимпиад, призерами районных олимпиад, участниками образовательной программы «Школа – ВУЗ» г. Славянск-на-Кубани по выявлению одаренных и талантливых школьников, участвовали во Всероссийской олимпиаде по языкознанию «Русский медвежонок» (получили сертификаты, грамоты), в Международной олимпиаде по математике «Кенгуру», «ЧиП» (получили сертификаты). 6


В раздел начальное образование