Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Обозначение на письме звука [ й "]".

Конспект урока

Автор: Кочеткова Ольга Павловна, учитель начальных классов, МБОУ "Многопрофильный лицей №11 имени В. Г. Мендельсона", Г. Ульяновск



В раздел начальное образование



Тема:
«Обозначение на письме звука [ й ']».
Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: нетрадиционный урок: урок- путешествие. Цель урока: Создание условий для формирования личностных, метапредметных ууд и предметных результатов. Задачи урока. Формировать
предметные результаты:
– формирование представлений о роли буквы
й
в обозначении звука [й']; - формирование зрительно-двигательного образа буквы й прописной; - формирование представлений о роли букв
е, ё, ю, я
в обозначении звука [й']; – развитие умения отличать согласный звук [й'] от гласного звука [и]. Формировать универсальные учебные действия (УУД):  осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России Формировать метапредметные универсальные учебные действия (УУД): Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану;  проводить под руководством учителя самооценку своих действий и вносить соответствующие коррективы Познавательные УУД:  ориентироваться в учебнике;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Ход урока. 1.
Мотивация
- Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. (слайд 1) Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по бескрайним просторам страны великого русского языка. (Цитаты о русском языке.) (Слайд 2)
2. Определение темы, цели и задач урока.
Повторение звука, изученного на уроке чтения. (На экране «Поезд» с вагонами.) В 1 вагоне – несколько портретов писателей. Во 2 вагоне- несколько человечков-букв, среди которых и новая буква Й – печатная буква Й (пока перевёрнута обратной стороной). В 3вагоне- буква Й письменная . - Наш поезд стоит у перрона станции « Ульяновск – столица русского языка». Вы не знаете, почему наш город может иметь право так называться? (Дети пытаются доказать.) Рассмотрим пассажиров 1 вагона: (показываю на слайдах портреты И. А. Гончарова, Н. М. Карамзина, Н.М. Языкова, А.С.Пушкина и рассказываю о них кратко). Их именами названы улицы, музеи и библиотеки, скверы нашего города, где стоят памятники этих писателей, т. к. они родились или гостили здесь, писали свои замечательные произведения. В Ульяновске даже есть памятник одной из букв русского языка. Какой?( -Букве Ё). -Почему? -Букву Ё впервые 210 лет назад ввёл в русский алфавит Н. М. Карамзин, поэтому памятник этой букве посвящён ему. (Показываю картинку памятника и чётко произношу звуки, которые она обозначает.) - ЙО. -Какой 1 звук вы услышали? (произношу: ЙО). -Так какая буква русского языка с нами сегодня будет путешествовать? (Дети: -Звук IЙ`I. -Буква Й.) (Выбирают человечка-букву Й). (Показываю письменную прописную букву Й( См. 3 вагон.) и объявляю тему, а ребята высказывают предположение о задачах урока).
3.-Поезд отправляется из Ульяновска ! ( Изучение нового материала)
- Паровоз, паровоз, новенький, блестящий. Он вагоны повёз, словно настоящий. - Что вы знаете об этой букве? (Показываю) ( -Буква Й обозначает звук Iй`I : согласный, звонкий, всегда мягкий). -Найдите пассажиров 2 вагона, похожих на Й. (Находят И, Л, М,А, объясняют сходство и различие). -Объясните алгоритм написания буквы Й. (Пишу на доске) (Дети смотрят на доску называют каждый элемент: прямая линия с закруглением вверху и внизу вправо, ещё одна прямая с закруглением внизу вправо и плавная короткая линия.)
Пальчиковая гимнастика.

-А теперь разогреем пальчики: клавиатурное письмо! й, а, о, м, н, л, ы, у, и, р, а, ю, я.(Под диктовку учителя дети находят на компьютерной клавиатуре буквы, стараясь показать их пальцами обеих рук) - Пальчики готовы к письму, поправьте тетради, вспомните правила посадки при письме и напишите Й на 1 строчке в тетради. (Дети пишут в тетрадях букву Й.)
-1 остановка нашего поезда в столице России.
Как она называется?( -Москва) - Вы правы. В Москве живёт и пишет замечательные стихи для детей и взрослых Виктор Владимирович Левин, который прислал нам своё четверостишие. (Читаю краткие сведения о поэте и переводчике Лунине( См. слайд) (это псевдоним В. Левина). (Учащиеся слушают и читают стих в тетради) -Для того, чтобы запомнить написание букв и стихотворение, напишем его по образцу.(Сведения о прямой речи и знаках препинания в ознакомительном плане). (Пишут) -Назовите слова, противоположные по смыслу- (антонимы) словам ХОРОШИЙ, ЗЛОЙ. (- Плохой, добрый.) -Выберите слова- черты характера людей, которых вы хотели бы иметь друзьями. (- Хороший, добрый.) -Найдите в стихотворении Лунина слова, которые кричит герой. (- Ой-ой-ой !) -На каком месте вы слышите изучаемый звук в слове «Ой»? (- На 2-ом. В конце слова.) -Выпишите слова героя стихотворения на чистой строчке. Не забудьте о правильной осанке. (Пишут). № 82. Правило на с. 38. -Почему слово йод написано с заглавной (прописной) буквы? - Начало предложения.
4. -Поехали дальше
(
Физминутка
под музыку ) ( Дети имитируют движение поезда)
5. Станция «Сказочная»!
Игра «Самый внимательный»: -Что вы знаете о йогах? На этой станции нас ждёт сказка Георгия Николаевича Юдина (кратко о писателе). (Читаю сказку о йогах.) (Слушают, а потом подчёркивают слово Йог, сравнив со словом йог). - Проверьте друг у друга в парах правильность выполнения задания. Результат каждого покажите сигналом «ДА-НЕТ». (Взаимопроверка. Показывают зелёным цветом правильность, а красным- неправильность выполнения) - Где слышим новый звук? (В начале слова.) - А какой звук после него? (Гласный.) -Это слово – исключение, так как пришло к нам из иностранного языка. (район, йод, йогурт, майонез)
6. Физминутка
-Диспетчер станции просит вас отдохнуть от дальнего пути и побыть йогами: «Представьте, что вы зимой дотрагиваетесь до холодного железа, а потом встаёте голыми ногами на лёд». ( Дети трут руки, прыгают на месте). -Ой, к нам в вагон залетела стрекоза, прячась от осеннего холода. Проследите глазками за её полётом. (Показываю указкой со «стрекозой» движения для глаз). (Зарядка для отдыха глаз.)
-Поезд отправляется!

7. Катится, катится голубой вагон…(Самостоятельная работа)

А) №83
- Чтобы не скучать в пути, разделите слова на слоги. Слова из двух слогов выделите в одну группу и выпишите их. Изученную букву подчеркните. (1ученик на обороте доски выполняет задание , а остальные – в тетрадях. Затем самопроверка. Результат просигналят). - Как определить количество слогов в слове? (- Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Б) -Поезд приближается к конечной станции «Буква И-краткое»

-На перроне продают ЛИМОН и ЛИМОННЫЙ сок. Посмотрите в тетради, найдите слово, обозначающее названный предмет. -Что вы можете сказать о написанных словах? (Слова ЛИМОН – ЛИМОННЫЙ однокоренные, корень –лимон. Слово ЛИМОН обозначает предмет, а ЛИМОННЫЙ –признак предмета.) - Выпишите другие слова, обозначающие признаки предмета. (Пишут: умный, мирный) (Самопроверка по образцу на слайде.)
8. Итог урока.
-Буква и-краткое вместе с нами приехала на родину. Она просит вас сказать, где в словах можно встретить её звук? ( -В начале, в середине и в конце слова.) -Приведите примеры таких слов. (Например, йод, йог, йогурт, майка, чайка, лайка, красный, жёлтый…)
9. Рефлексия.
- Ребята, поделитесь впечатлениями о путешествии. Если хотите, выберите предложения, совпадающее с вашими впечатлениями. Предложения: ( на слайде) Я научился обозначать звук [й'] Я узнал много интересного об Ульяновске. Мне понравилось отвечать на вопросы. У меня получились красивые буквы. Мне интересно было узнать немного о поэтах и писателях. У меня хорошее настроение, потому что многое получилось. Путешествие оставило меня равнодушным. Я расстроен из-за того, что не всё правильно получилось. У меня не всё хорошо получилось, но я уверен, что скоро будет лучше. -А мне ваша работа сегодня понравилась. Особенно были активны … . Ваши буквы получились красивыми у многих. От имени Й я дарю вам несколько строчек - пожеланий в тетради: - Эта буква не простая: голос краток и сердит, Потому что запятая на её плечах сидит. Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши. Спасибо за работу! (Получают от учителя карточки со стихотворными строчками –пожеланиями)
Литература.
Н. В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».


В раздел начальное образование