Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Про кошек и собак"

внеурочное занятие

Автор: Хасанова Зульфия Даниловна, учитель начальных классов, МБОУ "Арская начальная общеобразовательная школа №3", г. Арск, Республика Татарстан



В раздел начальное образование




Тема:
Про кошек и собак.
Цели:
1. расширить представление детей о кошках и собаках; 2. познакомить с некоторыми породами кошек и собак; 3. воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним. Познавательные УУД -называть некоторые породы собак и кошек Регулятивные УУД -знакомство с условиями жизни собак и кошек и особенностями ухода за ними Личностные УУД -осознавать необходимость нести ответственность за тех, кого приручили Коммуникативные УУД -знать правила поведения при общении с собаками и кошками Планируемые результаты: учащиеся научатся осозновать необходимость нести ответственность за тех кого приручили; называть некоторые породы собак и кошек.
Тип занятия
: получение новых знаний и умений
Форма проведения:
внеурочное занятие
Оборудование:
 компьютер и медиапроекционное оборудование;  презентация "Кошки и собаки";  выставка книг;  рисунки детей;  Эмблемы команд;  Карточки для синквейнов;  Пазлы;  Песни про кошек и собак;  Пословица;  Солнышко, тучки – 22 шт.,;  Раскраски – 22 шт.
Ход занятия
Этапы занятия Ход занятия(деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД
Ι.Организац

ионный

момент
Встаньте ровно, ребятишки – И девчонки, и мальчишки! Руки вверх все, потянулись, Мне все мило улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем И урок наш начинаем.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других
ΙΙ.

Постановка

учебной

проблемы.

Вступительное слово учителя.
Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего занятия, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикали.
Загадки:
1) У меня есть к вам вопрос - Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других Познавательные: формируем умение
Кто испачкал рот и нос? Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая, Подскажите мне друзья - Как зовут её – ... (Свинья.) 2) Голодна - мычит, Сыта – жует, Малым ребяткам Молочка дает. (Корова.) 3) Он кудрявый очень, очень, Стать шашлыком совсем не хочет, Среди ярок - великан, Как зовут его? (Баран.) 4) На окошке пруд, В нём рыбёшки живут У стеклянных берегов Не бывает рыбаков. (Аквариум.) 5) С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.) 6) Надутый, баловень двора, Он выступает важно. О красоте его пера Петух мечтает каждый. (Индюк.) Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, а индюшек лучший друг. Удивительный ... (Индюк.)
Учитель.
Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.) - Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.) - Кто может нам сказать, о ком мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)
Учитель.
Правильно.И я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов Коммуникативные: формируем умение работать в группе (по договоренности), не мешая друг другу Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
ΙΙΙ.

Открытие

нового

знания
Сначала мы поговорим о кошках. Поднимите руки, у кого дома есть кошки?
ИЗ ИСТОРИИ
Кошки, самые распространенные домашние
животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда им, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов. Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино. Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
Про некоторые породы кошек
Познавательные: формируем умение наблюдать, извлекать информацию и делать выводы (умозаключения) на основе личного практического опыта Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Домашняя кошка
Законная наследница первых кошек, прирученных древними египтянами.. Некоторые ученые высказывают утверждение, что не человек приручил кошку, а кошка "приручила" к себе человека.
Сиамская кошка.
Сиамские кошки родом из Сиама. Узнать их можно по концевой окраске. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заострённые. Глаза голубые. У взрослого животного шея длинная, ноги тонкие. Шерсть короткая, блестящая. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза. Многие люди считают, что это злобное животное, Заблуждение. Сиамская кошка обожает компанию. Если вы будете уделять ей должное внимание, она отплатит вам добром и лаской. Сейчас речь пойдёт о персидской кошке, которую называют «самой спокойной леди», а за угрюмым личиком скрывается интеллигентная кошка.
Персидская кошка.
Она аккуратна по отношению к предметам, ничего не роняет, хотя очень подвижна, Она прекрасно охотится за мышами. Элегантна и ухожена. Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Русские голубые
Это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие. Благодаря своей независимости, они легко приспосабливаются к условиям жизни. И в силу своего дружелюбия, русские голубые с удовольствием воспринимают общество другой кошки.
Учитель:
-Вы познакомились с породами кошек. Но любая порода нуждается в заботе и уходе. Как ухаживать за кошкой?
Правила ухода. Видео.
1. Расчёсывать кошку специальной щеткой или гребнем от головы к хвосту. Эти гребни служат для Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
массажа и дыхания кожи. 2. Должна быть специальная глубокая миска и кормить взрослых кошек нужно 2-3 раза в день, а котят около 6 раз. 3. Систематически обращаться к ветеринару для осмотра. Регулятивные: формируем умение осуществлять целеполагание и планирование своих действий
Физкультур

ная

минутка.

Учитель.
Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление. Как умывается кошка? Как потягивается кошка? Как царапается кошка? Как шипит кошка? Как виляет хвостиком? Коммуникативные: формируем умение работать в группе
Учитель.
А теперь мы поговорим о собаках. Поднимите руку, у кого дома есть собака?
ИЗ ИСТОРИИ
Происхождение собак относится к далекой древности, к концу каменного века. Ученые однозначно установили: именно волк был предком домашних собак. Первобытным людям приходилось постоянно бороться за свою жизнь. Дикие животные были главными соперниками в этой борьбе. По ночам стойбище людей окружали волки, которые следовали за людьми, подбирая объедки. Волки приносили пользу первобытным людям. Они были часовыми и начали тявкать и завывать, едва неподалеку появлялся опасный хищник. Волки и люди привыкали друг к другу. И вполне возможно, что однажды, когда охотники гнались за раненым зверем, сильно оголодавшие волки не выдержали и бросились вперед, помогая людям загонять зверя. Так волки стали помогать людям на охоте. Так, 15 тысяч лет назад из дикого зверя получилось домашнее животное – собака. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением и предназначением. У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи. Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики. Познавательные: формируем умение наблюдать, извлекать информацию и делать выводы (умозаключения) на основе личного практического опыта Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Всех собак можно разделить на три большие

группы: охотничьи; служебные; декоративные.
Но среди нас живут дворняжки. Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос.
Породу овчарок
знают все: они сильные и умные. В дом чужого не пустят, и за хозяина постоят, и границу охранять помогают. Если перейдет враг границу, и тут овчарка поможет его найти и задержать.
Колли
– собака красивая, умная, добрая. Еще её называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака ласковая и любит маленьких детей. Еще есть чудо – собака.
Это такса
. У неё лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.
Пудель
– собачка декоративная. Сама по себе собака веселая, сообразительная. Часто можно встретить её в цирке: она кувыркается, и через обруч прыгает, и танцует. А
декоративные собаки
названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, но научится быть в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина. Декоративные собаки выступают в цирке. Но, прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо
неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место? И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга! Трудно даже представить себе, сколько подвигов больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
Учитель:
-Вы познакомились с породами собак. Собаки тоже как и кошки нуждаются в заботе и уходе. Как ухаживать за собакой?
Правила ухода. Видео.
1.У собаки должно быть своё место вдали от батареи и сквозняков. Это место должно содержаться в чистоте. 2.Надо иметь плошку для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а плошку – 1 раз в день. 3.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом. 4.Регулярно гулять с собакой, Имея ошейник, поводок, намордник.
Правила поведения при встрече с собакой.
Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться. Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит: скалиться и показывать свое превосходство. Никогда не трогайте собак во время еды или сна, не пытайтесь отобрать предмет, с которым собака играет. Не надо также трогать щенков. Не подходите к собаке сидящей на привязи. Не делайте резких движений, не дразните собак. Собаки всегда были рядом с человеком: и на охоте , и в походах, и даже летали в космос. Собака не раз спасала человека, рискуя собственной жизнью. И порой она не только друг, а очень близкое, родное Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение осуществлять целеполагание и планирование своих действий
существо. Иногда она заменяет нам родных им любимых. «Собака – друг человека!» - это не пустые слова. Сколько песен, фильмов посвящено нашим четвероногим друзьям! А сколько стихов, рассказов, повестей, сказок, романов – не сосчитать!
IV.

Закрепление
- А теперь хочу проверить, внимательно ли вы слушали мой рассказ? -Поделимся на команды. 1-команда-«Кошки», 2-команда-«Собаки». Это ваши эмблемы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Чья команда наберет больше фишек, та команда победитель.
Викторина
- Узнаете ли вы, о каких котах идет речь? Ответить на следующие вопросы викторины вам помогут знания и смекалка. 1. Этот кот - звезда экрана! Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами Нa всю Россию знаменит. (Маmроскuн.) 2. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд) 3.Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри) 4.Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!") 5.Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".) 6. Какой Кот помог своему хозяину стать маркизом? (Кот в сапогах)
Интересные вопросы.
Кто виляет весело хвостом? Кто умеет сторожить дом? Кто грызет большую кость в углу? Кто калачиком свернулся на полу? Кто кота прогнал из кухни прочь? Кто пролаял напролет всю ночь: “Гав! Гав! Гав!”?
Конкурс: «Знаете ли вы кошачий язык?»

Что бы это значило?
Вой, рычание и урчание означают... Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у неё… Различные «мяу» означают... Хлещет хвостом по бокам… Любящая кошка непременно... Если хвост взъерошен и опущен…
Ответы
Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение осуществлять целеполагание и планирование своих действий Познавательные: формируем умение наблюдать, извлекать информацию и делать выводы (умозаключения) на основе личного практического опыта Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
«Не подходи ко мне, нe отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя». Все в порядке, она безобидна и дружелюбна. «Мне необходимо внимание». «Я сейчас нападу берегись!» Потрется о ваши ноги. Кошка испугана.
Загадки
Проживает во дворе, В личном доме-конуре, И на всех, кого не знает, То рычит она, то лает. (Собака) Я верный человека друг. Имею множество заслуг. На цепь привязан во дворе. Зимою сплю я в конуре. Охочусь с другом на волков. Пасу на пастбище коров. Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака. (Собака) Этот зверь живет лишь дома. С эти зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится… Угадали? Это — … (Кот) Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)
Пазлы (фото животных).
Собери картинку.
Конкурс «Раскраска».
Песни про кошек и собак. Раскрасить кошку или собаку. Познавательные: формируем умение делать выводы
V.

Составление

синквейнов.

Групповая

работа.
В конвертах находятся заготовки для составления синквейна: 1-я группа – кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость. 2-я группа – собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг.
Учитель.
– Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и поставьте сверху. – Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и поставьте их под этим словом во второй Познавательные: формируем умение делать выводы Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение осуществлять целеполагание и
ряд. – Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и поставьте в третий ряд. – Из оставшихся слов составьте предложение из 4-х слов и поставьте в четвёртый ряд. Начинайте со слова, напечатанного с заглавной буквы. – Как одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наше пятистишье. Поставьте его в 5-ый ряд. Дети представляют по группам получившиеся синквейны.
кошки

пушистые, нежные

мурлычут, играют, лечат

Кошки ловят вредных мышей.

Радость

собаки

умные, преданные

защищают, спасают, охотятся

Собаки охраняют наши дома.

Друзья
планирование своих действий Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
VI. Итог

занятия.

Учитель.
- Кошки – для нас радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека. Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным собакам и кошкам.. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили. Учитель: -Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует заботы. Ему не хочется о ней заботиться. И он выбросил собаку на улицу, предал друга. Помните слова французского лётчика, писателя, погибшего во время II мировой войны Антуана де Сент Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Познавательные: формируем умение делать выводы Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Рефлексия.

Оценка

работы.
- На партах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, поднимите солнышко. А если урок вам не понравился –тучку. - Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Наши гости очень довольны вами. Большое спасибо тем ребятам, которые подготовили рассказы о животных, участвовали в выставке рисунков. Занятие окончено. Регулятивные: формируем умение осуществлять личностную рефлексию Личностные: формируем способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности Познавательные: формируем умение делать выводы


В раздел начальное образование