Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Нахождение доли от величины"

конспект урока

Автор: Антонова Галина Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ "Пригородная СШ", г.Ульяновск, п.Пригородный



В раздел начальное образование




Конспект урока в 4 классе
Учитель
: Антонова Галина Ивановна
Цели: 1) Ввести новое понятие «доля величины», учить определять долю от величины и величину по её доле. 2) Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание наблюдательность, память, мышление. 3) Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм. Оборудование: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация, цветные карандаши, линейки. Презентацию к уроку скачивайте вверху страницы
Ход урока:
Организационный момент а) подготовка класса к уроку; б) психологический настрой: Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На уроке сопутствует успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! в) сообщение темы и цели урока. – Сейчас мы посмотрим мультфильм, чтобы узнать тему нашего урока. (Просмотр мультфильма) – Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много) – Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька) – Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? – Сегодня на уроке мы вспомним, что такое доли, научимся находить доли от величины и величины по его доле. 2) Введение в тему – Приглашаю вас на чай. (Слайд 1) А у нас будет необычное математическое чаепитие. К чаю принято подавать угощения. Ой, к нам пришли гости. У нас есть шоколадка. Давайте их угостим шоколадкой. Нам её нужно разделить на равные части. В математике равные части называются долями. – На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части). – Какую долю получит каждый гость? (третью) – А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей) – Какую долю получит каждый гость? (шестую) (Слайд 2) – А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось? – А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
(Слайд 3) – К нам пришли в гости мыши. Они не едят торт. Они любят сыр. – Сколько мышей? (2) (Слайд 4) – Если разделить сыр, какую долю получит каждая мышь? (вторую) – К ним пришли подружки, какую долю получит каждая? (четвёртую) – Ой, на запах сыра прибежали еще мыши, придется для них еще головку сыра достать. (Слайд 5) – На сколько частей надо поделить сыр? (на 8) – Какую часть получит каждая мышь? – А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в парах. Подготовьтесь для объяснения. (Слайд 6) 3) Работа над новым материалом. а) Нахождение доли от величины (Учебник стр.28) 1) №88 – Скажите, какую долю составляет закрашенная часть полоски от всей полоски. Сделай это для каждой из трёх полосок. Используй следующие названия: половина, треть, четверть. На какое число нужно разделить величину, чтобы найти её половину? А для того, чтобы найти её треть? Её четверть? 2) №89 – Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычисли площадь этого квадрата. Раздели квадрат на 4 равные части. Вычисли площадь четверти, или одной четвёртой части, этого квадрата. Раздели квадрат на 8 равных частей. Вычисли площадь восьмой доли, или одной восьмой части, этого квадрата. S = 4*4 =16 кв.см.
16/4 = 4 кв.см. 16/8 = 4 кв.см. 3) Задача 90. Туристам нужно преодолеть расстояние 75 км. В первый день они преодолели треть намеченного пути. Какое расстояние туристы преодолели за первый день? 75/3 = 25 км. 4) Работа в тетради на печатной основе №38(1) (Работа в парах) Вывод: – Каким действием находим долю от величины? (Делением) – Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на соответствующее число.) б) Нахождение величины по её доле 1) №91 – Во сколько раз нужно увеличить треть данной величины, чтобы получить всю величину? Вычисли длину отрезка, если треть этого отрезка имеет длину 5 см. 2) №92 – Торт разделили на 8 равных частей. Одна такая часть имеет массу 125 г. Какую массу имеет весь торт. 3) Сколько стоит батон колбасы, если его пятая часть стоит 32 руб? 4) Работа в тетради на печатной основе №39 (1) (Работа в парах) Вывод: – Каким действием находим величину по его доле? (Умножением) – Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее число.) в) Решение задания №96 г) Дифференцированный подход – Выберите задачу и решите её (Задачи на разных карточках: на красной – трудная, на зелёной – средняя, на жёлтой – лёгкая.)
В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Сколько тонн картофеля собрали в хозяйстве? Решение: 300*4 = 1200 (т) В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище привезли треть всего собранного картофеля. Сколько тонн картофеля привезли во второе хранилище? Решение: (300*4)/3 = 400 (т) В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище привезли треть всего собранного картофеля. А оставшийся картофель отвезли в третье хранилище. Сколько тонн картофеля привезли в третье хранилище? Решение: (300*4)/3 =400 (т) 1200-300-400 = 500 (т) 4) Закрепление – Каким действием находим долю от величины? (Делением) – Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на соответствующее число.) – Каким действием находим величину по его доле? (Умножением) – Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее число.) 5) Итог 1 2 3 4 5 Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: младшая школа, открытый урок, поурочные планы, учителю начальных классов, начальные классы, конспект урока, педсовет, методическая помощь Пр


В раздел начальное образование