"Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО".
статья
Автор: Пиянина Светлана Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУ "Многопрофильный лицей № 11 им. В.Г. Мендельсона", город Ульяновск
В раздел начальное образование
Портфолио ученика начальной школы как
метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС НОО
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио
: Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов,
оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов
,
индивидуальных достижений,
являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к
этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. Мы на параллели 1 классов выбрали для себя единую форму ведения портфолио для наших учеников. Включили в неё самые важные, на наш взгляд, разделы, наиболее полно характеризующие успехи и достижения ребят на протяжении обучения в начальной школе. Учитель, обращаясь к учащимся: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
1) РАЗДЕЛ "ЗНАКОМЬТЕСЬ ЭТО Я. МОИ ПЕРВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя"
- информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья"
- здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город"
- рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
2) РАЗДЕЛ "МОЯ ШКОЛА"
"
Моя школа"
- рассказ о школе и о педагогах. Также можно включить такие заголовки листов: «Правила поведения в школе». «Законы нашего класса», «Правила общения»
3) РАЗДЕЛ "МОЙ КЛАСС"
Заголовки листов: «Мой класс», «Мои друзья», «Мой первый учитель»
.
Раздел может включать в себя фотографию всего класса, ниже список детей, а также фотографии друзей - одноклассников, информацию об их интересах, увлечениях; небольшой рассказ о первом учителе.
4) РАЗДЕЛ "МОИ УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ"
«Я ученик» -
небольшие заметки о школьной жизни, о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием
"Школьные предметы"
. При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения. В этот раздел ребенок также помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Учителю и родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
5) РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Возможные заголовки листов:
"Мои увлечения"
- небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Копилка достижений»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
6) РАЗДЕЛ «УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ»
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными интересными проектами, отзывами о них.
7) РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только
вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
"СОДЕРЖАНИЕ"
Содержит названия разделов Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи учителя и родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Формы оценки портфолио каждый ученик
определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей); • выставка «портфолио» (по желанию учащихся).
Критерии оценки портфолио также определяются
индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); • понимание и полнота отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю: • оценить уровень самостоятельности детей; • выявить проблемы в формировании у них самооценки; • определить преобладающую мотивацию ребенка; • оценить уровень владения умениями и навыками.
В раздел начальное образование