Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогические технологии в современной школе"

статья

Автор: Прошина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа №67", Рязань



В раздел начальное образование



Педагогические технологии в современной школе "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
Педа- гоги- ческие техно- логии Цель Компетенции Приемы и методы Умения и навыки
Технология формирования УУД
Развитие личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги: 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД. Умения учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задачи, проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию

Проблемное обучение
Развитие способностей, познавательных интересов школьников, выявление их творческих возможностей Коммуникативные, информационные, компетенции личностного самоопределения Использование проблемных ситуаций позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Этапы постановки и решения проблемы
1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию. 2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы. 3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы). 4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма). 5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Проблемные ситуации я использую на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей. Умения анализировать ситуацию, выявлять проблемы и находить решение этих проблем. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проблемой:, составлять план исследования; умение искать информацию анализировать, систематизировать

Разноуровневое обучение
Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого ученика, развитие его индивидуальных качеств ;прочное и глубокое усвоение знаний Компетенции личностного самоопределения, информационные, коммуникативные Разноуровневые задания облегчают мне организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. При дифференцированной работе с учащимися, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации. Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации; развитие навыка вариативности мышления, математической логики
Проектны

е
Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою Ценностно-смысловые компетенции Работа по данной методике дает мне возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих проектов, принимать решения, умение эстетически оформлять творческий

Исследовательские технологии
Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню нау Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Коммуникативные, социально-трудовые, учебно-познавательные компетенции .Я выделяю три формы: 1) учитель сам проводит опыт на уроке, раскрывая его логику так, чтобы ученикам были видны поиски путей решения данной задачи; 2) ученики сами проводят опыт с целью получения ответа на вопрос, к которому подвел их учитель; 3) сообщая о том или ином открытии или знаменитом опыте в области науки, учитель показывает на конкретном материале их логику и весь процесс поисков. В общем виде все эти три формы сводятся к тому, что либо учитель показывает, либо сами ученики проходят путь исследования на доступном им материале и доступными средствами. Умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; осознанное построение своей исследовательской деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности.

Игровые технологии
Активизация учебного процесса, развитие творческой активности и познавательного интереса учащихся, развитие внимание и стимулирование умственной деятельности Социально-трудовые, коммуникативные, ценностно- ориентированные, информационные Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал использую в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:  для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение подчиняться правилам игры; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива в процессе командной работы над проектом при разработке интерактивной игры

Обучение

в
Формирование умения строить диалог с одноклассниками и взрослым. Коммуникативные, социально-трудовые, учебно-познавательные компетенции Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Эвристическая беседа помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. Групповая технология позволяет мне организовать Умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Информационно-коммуникационные

технологии
Повышение качества образовательного процесса Информационные, коммуникативные компетенции Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Использование информационно- коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивную доску, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, а позднее русский язык, литературное чтение. Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач, делать выводы и обобщения
Здоровьес
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, Ценностно-смысловые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции льность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных
Систему
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки Компетенции личностного самоопределения .Мы трудимся над сбором материалов для создания портфолио. Дети выбирают самые удачные творческие работы, с удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах. Портфолио включает такие разделы: Умение проследить свой индивидуальный прогресс, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, умение судить не только об Я стараюсь моделировать уроки с использованием разных технологий. Дело не простое, но сегодня это требование времени. Используя на уроке разные стратегии учения, сформирую способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
Этап урока Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы
1
Актуализация знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации Педагогика сотрудничества Совместная деятельность Эвристическая беседа Здоровьесберегающий подход Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) Психогимнастика Алгоритмическая разминка
2
Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая работа.

3

4
Работа по теме урока Работа в парах (тройках. четвёрках) Технология сотрудничества Исследовательская работа в группах. парах Информационно-коммуникативные технологии - знакомство с новым материалом на ПК - разноуровневые задания на ПК Технология формирования УУД Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения Игровые технологии Игровая ситуация Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Физкультминутка Здоровьесберегающий подход Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально- ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на
релаксацию
5
Индивидуальная (самостоятельная работа) Индивидуальный и дифференцированный подход -разноуровневые задания Информационно-коммуникативные технологии -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК


6
Рефлексия Педагогика сотрудничества - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) Технология формирования УУД - создание ситуации успеха Здоровьесберегающий подход Тренинг «Я смог…что не получилось?» Использование современные образовательные технологии в учебном процессе, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет уменьшения объема домашнего задания В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:  административных контрольных работ;  стабильно высокое качество знаний по предметам; 100% уровень обученности учащихся в классе;  преобладание учебно-познавательных мотивов;  систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;  участие и победы в конкурсах, конференциях, олимпиадах.


В раздел начальное образование