Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование детского коллектива через разнообразные формы изобразительной деятельности"

методическая разработка

Автор: Никитина Наталья Александровна, воспитатель, ГОКУ "школа-интернат № 8", город Иркутск



В раздел начальное образование




Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с нарушениями зрения №8» г. Иркутска

Доклад - презентация

«

Формирование детского коллектива через разнообразные формы

изобразительной деятельности

»
Воспитатель: Никитина Наталья Александровна Иркутск 2015
Никитина Наталья Александровна, воспитатель ГОКУ «Школа-интернат №8», г. Иркутск Формирование детского коллектива через разнообразные формы изобразительной деятельности Одной из важнейших задач, всегда стоявших перед образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, было привитие коммуникативных навыков у обучающихся. Это вовсе неслучайно. Глубокая зрительная патология оказывает негативное влияние не только на когнитивную сферу, но в значительной степени осложняет процесс получения социального опыта. Последнее не может состояться без общения. В свою очередь, навыки общения педагогически целесообразно развивать в связи с работой по формированию детского коллектива. Не секрет, от того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение в коллективе. Человеческий коллектив – один из фундаментальных социальных институтов. Под коллективом принято понимать не любое сообщество людей, но лишь то, которое объединяется для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого сообщества. Взаимоотношения между членами коллектива характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением. Сегодня педагогическая наука и практика накопила огромный опыт по формированию детского коллектива. Каждый педагог выбирает те или иные формы, методы, средства, направления, способствующие реализации этой задачи. Как известно, превращения группы в ее высшую форму – коллектив происходит поэтапно. Поэтому цели, которые ставит педагог в своей воспитательной работе, зависят от уровня развития коллектива, так как взаимоотношения его с личностью меняются с развитием коллектива, изменяется и характер влияния коллектива на развитие личности. Кроме того, педагог, работающий над созданием детского коллектива, по сути дела всегда сталкивается с двумя ситуациями, обусловленными поначалу внешними обстоятельствами, присущими образовательному процессу. В первом случае он имеет дело с постоянным составом той или иной группы детей (класс, кружок, спортивная секция, единое место проживания). В другом случае – с постоянно меняющимся составом. При этом, безусловно, задача педагога усложняется. Он вынужден находить те формы и методы работы, которые бы позволили вновь поступившим детям наиболее успешно влиться в коллектив. Учитывая сказанное выше, а также проанализировав ситуацию, сложившуюся в группе 3 а, 4 б классов, мы решили акцентировать своё внимание на изобразительной деятельности как на базовой по формированию детского коллектива. Основными принципами работы стали:
- добровольное привлечение к работе; - совместный выбор будущего изделия; - совместная работа над изделием двух, трех или более человек; - взаимопомощь и взаимоуважение. Главной задачей считаю умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. При этом необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности и неповторимость. Очень важно, чтобы между детьми и педагогом была установлена обратная связь. Неформальное общение, как показывает наш опыт, позволяет выяснить отношение младших школьников к общему делу. Таким образом, удаётся выяснить, почему совместная деятельность приносит удовлетворение, чем оно их привлекает или не привлекает, какие переживания вызывает. Так мною было замечено, что часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. В процессе изготовления предметов декоративно-прикладного искусства у детей воспитывались и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно делать, преодолевая трудности. Кроме того, общественная направленность проявлялась в том, что дети создавали что-то своими руками для других, например, поделки для организации выставки в классе, подарок малышам или родителям. В этом случае дети испытывали особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок или поделку как можно лучше. Это способствовало формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других, потребность в добрых делах. Работа по каждому изделию идет поэтапно: 1.Планирование изготовления изделий, эскизная проработка. 2.Подбор материалов и инструментов. 3.Техника безопасности. 4. Изготовление изделий в выбранный техниках. 5.Дизайн - анализ и самооценка полученных результатов. 6.Эколого-экономическое обоснование. 7.Реклама изделий. Нужно выверено подходить к определению направлений работы. Обучающиеся должны быть вовлечены в этот непростой процесс. Так общими усилиями мы выработали следующие направления:  Работа с бумагой и картоном: оригами, техника папье-маше. аппликация из бумаги, ваты, круп. Рисование гуашью, акварелью яркими контрастными цветами, разными по тону. Наиболее интересным и успешным для воспитанников стало направление оригами. Поначалу для некоторых детей сгибание бумаги представляло определённые затруднения. После многочисленных тренировок это было преодолено и мы с ребятами стали выполнять более сложные поделки. Так, в 2014 и в 2015 годах приняли участие в творческом конкурсе «Букет для мамы»,
Который проводился в музее истории города Иркутска им А. М, Сибиряка. В общей работе приняли участие почти все воспитанники группы. Каждый сделал свой вклад в общее дело. Также обучающиеся приняли участие в конкурсе «Моя первая рыба» с использованием техники рисования гуашью. Кроме того мы изготовили объемную работу – торт из трубочек. В коллективной работе участвовали все воспитанники группы, так как скручивание трубочек вполне посильная работа и для незрячих детей.  Работа с соленым тестом вызвала живой интерес у всех ребят. Незрячие воспитанники вылепливали фигуру с помощью силиконовых форм для выпечки, а слабовидящие раскрашивали эти фигуры. Так мы получили новогодние подвески для елки. Эти работы были представлены на выставке- продаже, организованной Сбербанком.  Работа с нитками вызвала интерес у обучающихся. Как слабовидящие, так и незрячие дети научились накручивать помпоны, а в итоге смогли собрать декоративный коврик.  Работа с упаковочным и бросовым материалом. Эта работа оказалась трудна и ребята не заинтересовались, возможно, потому, что нужна достаточно хорошо развитое воображение и фантазия. Но однажды один из воспитанников предложил сделать ромашку из стаканчика. Мы собрались на совещание и вместе придумали, как это сделать и выполнили панно «Ромашковая поляна», которое украшает теперь спальную комнату.  При работе с природным материалом наиболее трудной оказалась работа с листьями и травами, поскольку они достаточно хрупкие и требуют большой аккуратности и терпения. А вот работа с шишками и крупами воспитанникам пришлась по душе. Из круп мы совместно с мальчиками создали картину, которая украшает спальню. Из шишек, которые красили все ребята и приклеивали каждый свою на основу, Мы создали осеннее дерево для украшения класса.  Работа с бисером вызвала неподдельный интерес, что конечно как нельзя лучше помогает решать поставленные задачи по сплочению коллектива. Мы с ребятами придумали вместе изготавливать картины из бисера, сочетая разные техники для украшения спальни, в которой и проживают все мальчики. Такую работу можно сделать коллективный, так, как каждый из ребят выполняет свою часть работы, а в конце мы соединяем все части воедино. И от старания приложенного каждым зависит общий успех или неуспех. Всей группой мы создали дерево из бисера в технике низание петельками. Сначала я столкнулась с некоторыми трудностями. Порой воспитанники сознательно выполняли свою часть работы недобросовестно, но более успешные обучающиеся смогли повлиять на них. Теперь подобные случаи бывают все реже и реже. Казалось бы, всего лишь одно направление из того многообразия, которым сегодня располагает педагог, осуществляя воспитательную работу. Однако и оно может дать ощутимый результат при реализации такой задачи, как формирование детского коллектива. Более того, сам выбор направления (в
нашем случае изобразительной деятельности) в значительной мере свидетельствует о личных предпочтениях педагога. А между тем, личная составляющая в работе педагога закономерно выявляет его сильные стороны. Нужно их только найти в себе. И тогда решение конкретной педагогической задачи может стать более продуктивным, а сам процесс более индивидуализированным. Таким образом, изобразительная деятельность может выступать средством коррекции имеющихся недостатков. Все зависит от того, как организовать работу, какую задачу поставить перед собой. Так работа с нитками, с бумагой, соленым тестом, пластилином, природным материалом, бисером помогает развивать мелкую моторику пальцев и точность, силу движения кистей рук. Помогает развивать зрительное восприятие, различение цветов и их оттенков, что часто нарушено у слабовидящих детей. Подобная работа помогает расширять представления об окружающем мире, обогащать ощущения, воображение, а так же фантазию. Все это способствует развитию творческих способностей человека, которые необходимы ребятам и в учебной деятельности.



В раздел начальное образование