Литературное краеведение
Методическая разработка
Автор: Симакова Ирина Викторовна, учитель начальных классов, школа №3, г. Рязань
В раздел начальное образование
Литературное краеведение.
Симакова И. В., учитель высшей категории МБОУ «Школа №3» г. Рязани.
Составной частью общего краеведения является изучение искусства родного края, в том
числе и народного творчества. Наиболее широко в настоящее время представлено в школе
литературное краеведение. Оно позволяет учащимся осознать связь литературы с жизнью,
увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили писателю материалом для творчества,
проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его творческий метод, мировоззрение.
Литературное краеведение обогащает учащихся знаниями, воспитывает гордость за людей своего
края, формирует патриотические чувства.
Важным направлением школьного литературного краеведения в моей работе являются
собирание и изучение местных памятников устного народного творчества. Не менее значимо и
изучение современной литературы. В младших классах уроки внеклассного чтения провожу на
местном материале. Знакомство с творчеством писателя-земляка важно для школьников этого
возраста: происходит развитие умственной деятельности учащихся, культуры их речи, а самое
главное - стимулируется жажда знаний, возникает интерес и любовь к книге, пробуждается
чувство слова. В старших классах школьники изучают творчество писателей, родившихся или
живших в крае, а также выявляют памятные места, связанные с произведениями художественной
литературы.
Таким образом, краеведческое изучение литературных
памятников от устного народного творчества до произведений современных писателей и поэтов
позволяет учащимся всех возрастных групп увидеть богатство и многообразие художественного
словесного искусства, расширяет круг чтения, развивает кругозор и духовное богатство личности.
Для изучения литературного краеведения я выбрала следующее содержание
I. Рязань в древнерусской литературе.
Первичное знакомство с « Повестью о разорении Рязани Батыем» (в виде отдельных отрывков, распечатки учителя)
II. Устное народное творчество.
Сказки земли рязанской («Великорусские сказки, записанные И.А. Худяковым в Рязанской губернии в конце 50-х годов XIX столетия», сборник)
III. Поэзия и проза русских советских писателей.
1. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Заочное путешествие в Константиново. С. Есенин «С добрым утром», «Поёт зима, аукает…», «Пороша», «Черёмуха» 2. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского, для которого рязанская земля стала второй родиной. Заочное путешествие в Солотчу «Необыкновенная история дома с мезонином». Урок – открытие «Гравёр И.П. Пожалостин, его судьба и судьба его дома». К.Г. Паустовский « Приточная трава», « Кот – ворюга», « Жильцы старого дома», «Мой дом» , «Прощание с летом» , « Корзина с еловыми шишками» Другие рассказы К.Г. Паустовского по выбору учащихся на уроках внеклассного чтения.
3. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, который неоднократно бывал в Солотче. А.П. Гайдар « Чук и Гек», « Тимур и его команда» Б. Емельянов «Игра» . Из книги «Рассказы о Гайдаре» Р.И. Фраерман « Гайдар и дети» 4. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна, который некоторое время провёл на Рязанщине в имении у своей сестры и её мужа. А.И. Куприн «Слон» , «Белый пудель».
IV. Творчество современных рязанских поэтов.
Н. Ибрагимов «Величальная песня», « В Рязани идёт дождь со снегом…», « Константиново», « О, Кремли…»
I. Рязань в древнерусской литературе.
Первичное знакомство с « Повестью о разорении Рязани Батыем» (в виде отдельных отрывков, распечатки учителя)
II. Устное народное творчество.
Сказки земли рязанской («Великорусские сказки, записанные И.А. Худяковым в Рязанской губернии в конце 50-х годов XIX столетия», сборник)
III. Поэзия и проза русских советских писателей.
1. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Заочное путешествие в Константиново. С. Есенин «С добрым утром», «Поёт зима, аукает…», «Пороша», «Черёмуха» 2. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского, для которого рязанская земля стала второй родиной. Заочное путешествие в Солотчу «Необыкновенная история дома с мезонином». Урок – открытие «Гравёр И.П. Пожалостин, его судьба и судьба его дома». К.Г. Паустовский « Приточная трава», « Кот – ворюга», « Жильцы старого дома», «Мой дом» , «Прощание с летом» , « Корзина с еловыми шишками» Другие рассказы К.Г. Паустовского по выбору учащихся на уроках внеклассного чтения.
3. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, который неоднократно бывал в Солотче. А.П. Гайдар « Чук и Гек», « Тимур и его команда» Б. Емельянов «Игра» . Из книги «Рассказы о Гайдаре» Р.И. Фраерман « Гайдар и дети» 4. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством А.И. Куприна, который некоторое время провёл на Рязанщине в имении у своей сестры и её мужа. А.И. Куприн «Слон» , «Белый пудель».
IV. Творчество современных рязанских поэтов.
Н. Ибрагимов «Величальная песня», « В Рязани идёт дождь со снегом…», « Константиново», « О, Кремли…»
В раздел начальное образование

