"Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по средствам использования резиновых фактурных ладошек и ступней"
методическая разработка
Автор: Ковтун Ирина Юрьевна, учитель - логопед, КГБОУ школа-интернат №6, город Барнаул, Алтайский край
В раздел начальное образование
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с детским
церебральным параличом
Детский церебральный паралич - разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования детей с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий. Особенностью нарушений звуко - произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях, нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия у таких детей, возможно, осуществлять средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно - зрительно-кинестетического контроля по средствам использования фактурных резиновых ладошек и ступней. Предлагаемый метод по развитию фонематической стороны речи на логопедических занятиях, показал свою эффективность при практическом использовании. Было проведено исследование на базе КГБСКОУ школа-интернат VI вида города Барнаула. В нём принимали участие учащиеся начальных классов. На первичном этапе обследовалась фонематическая сторона речи по методики, предложенной Волковой Г.А., Мастюковой Е. М. Были выявлены учащиеся с наиболее выраженным нарушением фонематического анализа и синтеза, которые и были объединены в группу по формированию фонетической стороны речи с использованием фактурных резиновых ладошек и ступней. В работе с группой детей на логопедических занятиях поэтапно выполнялись следующие группы заданий: * Различение гласного, согласного звука. (Я буду произносить звук, а ты клади ладонь на резиновую фактурную ладошку соответствующего цвета или ставь ногу на необходимую ступню).
* Различение согласных на мягкие и твёрдые звуки. (Я произношу звук, а ты клади правую руку на ладошку синего цвета, что соответствует твёрдому звучанию, а левую руку на ладошку зелёного цвета, что соответствует мягкому звучанию звука. Аналогичная работа и со ступнями.) * Выделение определённого звука из произносимого ряда звуков (слогов, слов). (Я произношу звуки (слоги, слова), а ты кладёшь руку на ладошку синего (зелёного, красного) цвета, когда услышишь звук [с] ([л`, а]). Аналогично и со ступнями.) * Произнесение слогов (слов) с последующим «прошагиванием» целого слога (слова) на фактурных резиновых ладошках (ступнях).
* Выделение заданного звука в слове с показом этого звука на фактурной резиновой ладошке (ступне). («Прошагай» слово и выдели голосом первый, второй, последний гласный (согласный) звук. Выдели только мягкие согласные (согласный) в слове и т.д.) * Определение количества звуков. (Используя фактурные резиновые ладошки (ступни), определи количество звуков в словах (можно выкладывать соответствующее количество ладошек (ступней): 3, 5, 6 и т.д.)) * Составление слов из последовательно данных звуков и из звуков нарушенной последовательности. (Из звуков [к, о, т] составь слово и «прошагай» его на резиновых фактурных ладошках (ступнях)).
* «Прошагивание» словосочетаний, предложений, стихотворений, текстов на фактурных резиновых ладошках (ступнях). После проведённой работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза по средствам фактурных резиновых ладошек и ступней, группы были обследованы по методике, предложенной Волковой Г.А., Мастюковой Е. М. Обследование показало, что эксперимент удался и используемый метод эффективен. При использовании фактурных резиновых ладошек и ступней очень удобна дезинфекционная обработка оборудования, что даёт возможность безопасного и длительного его пользования. Также, резиновые ладошки и ступни не сдвигаются с места и являются безопасными, что очень положительно для использования их детьми с детским церебральным параличом. Фактурность ладошек и ступней даёт замечательный массажный эффект и усиливает тактильное восприятие, что тоже не маловажно для использования их детьми с детским церебральным параличом. Данный метод даёт возможность двигательному развитию и очень заинтересовывает обучающихся. Методическая разработка по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза по средствам использования резиновых фактурных ладошек и ступней предназначена для работы логопедов, педагогов и родителей детей с детским церебральным параличом. Данный метод ранее не использовался и является авторским.
В раздел начальное образование

