Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Путешествие в мир экологии"

Внеурочная деятельность

Автор: Волкова Аниля Ряфековна, учитель начальных классов, МОУ СОШ, с.Калда



В раздел начальное образование




Рабочая программа

по внеурочной деятельности « Путешествие в мир экологии»

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Путешествие в мир экологии» для организации внеурочной деятельности экологического содержания в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа разработана на основе федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009г.№373 « Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»,на основе примерных программ по учебным предметам, концепции системы «Перспективная начальная школа». Рабочая программа рассчитана на 30часов (1 занятие в неделю). По планированию составлено 70 часов ( 2 часа в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области « Окружающий мир » за счет межпредметной интеграции естественно - математического и социогуманитарного компонентов образования . Введение знания естественно - научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно - эстетических и математических дисциплин Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе , ее целостного восприятия , для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры . Основные задачи , которые позволяет решать данная программа : развитие у младших школьников экологоэстетического восприятия окружающего мира ; формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе ; изучение народных традиций , отражающих отношение человека к природе ; развитие устойчивого познавательного интереса
к окружающему миру природы ; развитие представлений о различных способах ( формах ) познания природы ( искусство , религия , наука ); формирование элементарных умений , связанных с выполнением учебного исследования ; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения .


Объектом



изучения


курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире . В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты , объекты . В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников . Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности , умений устанавливать причинно - следственные связи . В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы , как наблюдение , опыт , моделирование ; даются сведения о при борах и инструментах , которые человек использует в своей практической деятельности .
Цель

:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников . Программа ставит перед собой следующие
з

а

д

а

ч

и

:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений , единстве неживой и живой природы , о взаимодействии и взаимозависимости природы , общества и человека . 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности . 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей . 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью , природе , жизни . 5. Развитие способности формирования научных , эстетических , нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам . 6. Развитие : альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем , восприятия прекрасного и без образного , чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы .
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем , доступных младшему школьнику , ведения здорового образа жизни , стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды . 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения .
Содержание

программы
« Путешествие в мир экологии » разработано на основе интеграции различных областей знаний ( естественно - научных , гуманитарных , обществоведческих ). Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы ,
состоит

из

четырех

частей
, органически связанных друг с другом Содержание программы выстроено в рамках единой логики :  1- й год о б у ч е н и я - « Семицветная страна »  2- й год обучен и я – « Открываем мир природы »  3- й год о б у ч е н и я – « Экология – наука о доме »  4- й год обучения - « Экология + Экономика »).
Основные

п

р

и

н

ц

и

п

ы



содержания

программы

:
• принцип единства сознания и деятельности ; • принцип наглядности ; • принцип личностной ориентации ; • принцип системности и целостности ; • принцип экологического гуманизма ; • принцип краеведческий ; • принцип практической направленности .
Курс включает и раскрывает основные
содержательные

л

и

н

и

и

:
• Земля - единая экосистема . • Человек – существо , биосоциальное часть экологической системы . • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления . Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы , учитывающий действенную , эмоционально - поведенческую природу младшего школьника , личную активность каждого ребенка , где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения . Педагог создает на занятиях эмоционально - положительную творческую атмосферу , организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой . В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций , ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой , ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека , си - туации свободного выбора поступка по отношению к природе . Практическая , деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания , игровые занятия , практикумы и опытническую работу . Формы организации деятельности детей разнообразны : индивидуальная , групповая , звеньевая , кружковая . Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения , раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей . Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с « Календарем природы » в классных уголках « Юный эколог », а также ведение инди - видуальных блокнотов или тетрадей « Дневник юного эколога ». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые , дидактические , имитационные игры , творческие задания , опыты и практические работы , создание экологических проектов , изготовление поделок из природных материалов , экс - курсии и прогулки в природу , моделирование , разработка и создание экознаков , театрализованные представления , экологиче - ские акции , знакомство с определителями , гербаризация , составление памяток . Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания , участие в работах на пришкольном участке , в проведении общешкольной Недели экологии , помощь в оборудовании и озеленении холлов , классных
комнат и « Зеленой комнаты », являющейся местом проведения занятий с детьми , участие в организации праздников и в вы - полнении летних заданий . Содержание курса строится на основе деятельностного подхода . Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний , преобразования их в убеждения и умения , формирования основ экологической ответственности как черты личности . Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении пришкольный участок , микрорайон школы , ближайший парк , водоем и т . п .). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач : обеспечивать восприятие и усвоение знаний , создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного , эстетического характера ; уделять внимание ситуациям , где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности ; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности . Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания : художественной , нравственной , практической . Интегрированный , междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал . Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним ; экологически обоснованных потребностей , интересов , норм и правил ( в первую очередь , гуманного отношения к природному окружению , к живым существам ). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого - эстетического восприятия , интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер личности младшего школьника , способности к сочувствию , сопереживанию , состраданию .
Результативность
Результативность и целесообразность работы по программе « Путешествие в мир экологии » выявляется с помощью комплекса диагностических методик : в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся и родителей ; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей . Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии , традиционные экологические праздники : ярмарка « Золотая осень », « День птиц », « День Земли » и др .
Ожидаемый

результат

.


Учащиеся

должны

знать
: - наиболее типичных представителей животного мира России , - какую пользу приносят представители животного мира ; - некоторые пословицы , поговорки , загадки о животных ; - планета Земля - наш большой дом ; - Солнце - источник жизни на Земле ; - неживое и живое в природе ; - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования ( примеры ); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов ( примеры ); - самоценность любого организма ; - значение тепла , света , воздуха , почвы для живых существ , связи между ними ( примеры ); - значение растений и животных в жизни человека , условия их выращивания и правила ухода ; - многообразие растений , животных , грибов , экологические связи между ними ; - основные виды растений и животных различных экосистем ( леса , луга и т . д .); - организмы , приносящие ущерб хозяйству человека , и некоторые меры борьбы с ними ; - человек существо природное и социальное ; разносторонние связи человека с окружающей природной средой ; - условия , влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы ; - различия съедобных и несъедобных грибов ;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе ; - способы сохранения окружающей природы ; что такое наблюдение и опыт ; экология - наука об общем доме ; экологически сообразные правила поведения в природе .
Учащиеся

должны

уметь

:
- узнавать животных и птиц в природе , на картинках , по описанию ; - ухаживать за домашними животными и птицами ; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе ; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья ; ухаживать за культурными растениями и домашними животными ( посильное участие ); составлять экологические модели , трофические цепи ; доказывать , уникальность и красоту каждого природного объекта ; заботиться о здоровом образе жизни ; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды , об улучшении качества жизни ; предвидеть последствия деятельности людей в природе ( конкретные примеры ); - улучшать состояние окружающей среды ( жилище , двор , улицу , ближайшее природное окружение );
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе ; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме ; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем , знаков , рисунков , описаний , выводов ; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы ; Программа , в условиях школы полного дня , позволит достичь следующих результатов : 
личностных
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук ; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся , дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами ( художественное слово , рисунок , живопись , различные жанры декоративно - прикладного искусства , музыка и т . д .); воспитание ответственного отношения к природе , осознания необходимости сохранения окружающей среды ; формирование мотивации дальнейшего изучения природы ;
П

о

к

а

з

а

т

е

л

и



в



л

и

ч

н

о

с

т

н

о

й



сфере

р

е

б

е

н

к

а
: - интерес к познанию мира природы ; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков ; - осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального ; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости . 
метапредметных
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности , что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность , оценивать собственный вклад в деятельность группы , проводить самооценку уровня личных учебных достижений ; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности , доступных для детей младшего школьного возраста : формулирование с помощью учителя цели учебного исследования ( опыта , наблюдения ), составление его плана , фиксирование результатов , использование простых
измерительных приборов , формулировка выводов по результатам исследования ; формирование приемов работы с информацией , что включает в себя умения : поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей , понимания информации , представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц , диаграмм , графиков , рисунков и т . д .; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации , корректное ведение диалога и участие в дискуссии ; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью ; 
предметных
— сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком , как важнейшем элементе культурного опыта человечества ; о взаимосвязи мира живой и неживой природы , между живыми организмами ; об изменениях природной среды под воздействием человека ; освоение базовых естественно - научных знаний , необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук ; формирование элементарных исследовательских умений ; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни , для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде ; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке , за обитателями живого уголка , за домашними питомцами ; умение приводить примеры , дополняющие научные данные образами литературы и искусства ; элементарные представления о зависимости здоровья человека , его эмоционального и физического состояния , от факторов окружающей среды .


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения

1-я ступень
Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень
Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения
информации
3-я ступень
Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на
вопросах для самоанализа
. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось__________________________________________ Я думаю, это потому, что ________________________________________________ Самым интересным было _________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________ Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в
ПОРТФОЛИО
ребенка.


Содержание программы.

Тематический план. 2 класс. Открываем мир природы.
(70 ч, 2 ч в неделю)



№ Тема Кол-во часов 1 Школа юных экологов 6 2 Учимся видеть, слышать, наблюдать природу. 16



Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

курса «Путешествие в мир экологии» для 2 класса. ( 70 ч)

« Открываем мир природы»
3 Природа -гениальный изобретатель. 14 4 Изучаем природные взаимосвязи. 14 5 Природа – кормилица и вдохновительница. 8 6 Практические занятия.. 12 Всего: 70
№ Тема занятия Колич.часов Содержание УУД Личностный результат Дата проведения план факт Тема 1. Школа юных экологов.(6ч.)
1-2
Как правильно подготовиться к наблюдениям в природе . 2 Ознакомление с условиями существования любого организма. Ознакомление с понятиями « Наблюдение». Выбор объекта наблюдения. Определение цели и задач наблюдения. Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информации, анализировать с помощью учителя. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к друг другу, к «братьям нашим мень- шим».
3-4
Учимся наблюдать природу. 2 Исследование взаимодействия человека с окружающей средой; влияния окружающей среды на человека. Своевременная запись наблюдаемых явлений и их зарисовка. (фотографирование). Знакомство с правилами поведения в природе. Построение речевого высказывания в устной форме, умение осуще- ствлять действие по образцу, умение слушать сверстника и Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
учителя.
5-6
Необычные упражнения: тренируем наблюдательность . 2 Упражнения для развития наблюдательности. Обучающиеся получат возможность научиться проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы.
7-8
Познание начинается с восприятия. 2 Ознакомление со стихотворением С. Михалкова «гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно- следственных связей в природе и жизни человека, общества. Обучающиеся получат возможность научиться проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. Воспитание ответственного отношения к природе.
9-10
Есть « Зарядка для хвоста» и для наших органов чувств. 2 Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам.. Выработка Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при Мотивация к бережному отношению к природе, развитие навыков сотрудничества, формир- ование уважительного отношения к иному
навыков проведения игр, соблюдение правил поведения. проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками. мнению.
11-

12
Лесная палитра. 2 Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений. Обучающиеся получат возможность научиться проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Мотивация к бережному отношению к природе, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению.
13-

14
15- Учимся видеть гармонию живой природы . Природа и 2 Выразительность линий Пропорциональность форм. и форм живых организмов.. Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании Мотивация к бережному отношению к природе, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению. .
16 творчество: учимся рисовать. 2 Знакомство с различными техниками рисования. полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками.

17- 18 Приборы, помогающие делать открытия. 2 Использование различных оптических приборов- биноклей, Ручных и бинокулярных луп, микроскопов- для изучения различных природных объектов. Обучающиеся получат возможность научиться строить речевое высказывание в устной форме, слушать сверстника и учителя. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы.


19-

20
Изготавливаем простейший увеличительный прибор. 2 Изготовление модели. Позволяющей понять принцип действия увеличительных линз. Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со Передача своих впечат- лений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
сверстниками.
21-

22
Игра « Кто в домике живёт?» 2 Беседа о проблеме сохранения природы. Проведение игры. Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информа- ции, анализировать с помощью учителя. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. Воспитание ответственного отношения к природе.
23-

24
Симметрия в окружающем мире. 2 Что означает понятие « симметричный»? Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информа- ции, анализировать с помощью учителя. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы.
25-

28
О чём говорит нарушение симметрии? Организмы с 4 Нарушение симметрии как показатель ухудшения экологического состояния окружающей среды. Лучевая симметрия в строении различных органов растений и Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать Мотивация к бережному отношению к природе, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного
29- 30 лучевым типом симметрии. 2 животных. выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками. отношения к иному мнению. 31- 32 По спирали! 2 Приводим примеры спирали в живой и неживой природе. Обучающиеся получат возможность применять и представлять информацию; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения. 33- 34 Природа и геометрия. 2 Сопоставление формы стеблей, листьев, кроны деревьев и кустарников. Обучающиеся получат возможность применять и представлять информацию; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера. 35- 36 Изучаем густоту кроны деревьев и кустарников. 2 Использование простейшей шкалы для определения степени густоты кроны деревьев и кустарников. . Практическая работа с элементами исследования: составление рассказа «Что было бы, если…» Обучающиеся получат возможность формули- ровать и удерживать учебную задачу, соотносить выполнение и результат действия с требованиями конкретной задачи. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.
37-

38
Планируем наблюдение. 2 Беседа о взаимосвязи в природе. Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Обучающиеся получат возможность научиться строить речевое высказы-вание в устной форме, слушать сверстника и учителя. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. Воспитание ответственного отношения к природе.
39-

40
Действуем по плану: проводим наблюдение за комнатными 2 Изучение условий обитания. Особенностей произрастания Построение речевого высказывания в устной Формирование целостного, социально- ориентированного
растениями. (для растений). форме, умение осуще- ствлять действие по образцу, умение слушать сверстника и учителя. взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
41-

42
Действуем по плану: наблюдаем за животными. 2 Наблюдения за домашними питомцами и сельскохозяйственными животными. Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информа- ции, анализировать с помощью учителя. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. Воспитание ответственного отношения к природе.
43-

44
Как живые организмы связаны друг с другом. 2 Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов. Поиск и выделение необходимой инфор- мации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечат- лений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
45-

48
Что такое «поведение»? 4 Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обучающиеся получат возможность осуществ- лять поиск и выделение Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
49- 50 Кто здесь побывал? 2 Изучение следов деятельности животных, связанных с питанием, сооружением укрытий. необходимой информа- ции из различных источников, проводить наблюдения, делать выводы на основании полученной инфор- мации, умение делиться ей со сверстниками. нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.
51-

52
Природа кормит и лечит.
2
Изучение природных ресурсов земли, природных богатств России. Лес- источник продуктов питания. Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информа- ции, анализировать с помощью учителя. Гуманистическое сознание; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Воспитание ответственного отношения к природе.
53
Традиционные народные 1 Промыслы народов России, связанные с лесом. Построение речевого высказывания в устной форме, умение осуще- Формирование целостного, социально ориентирован-ного
промыслы. ствлять действие по образцу, умение слушать сверстника и учителя. взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
54
Природа вдохновляет. 1 Ознакомление с понятием «раци- онального природопользования». Природа в устном народном творчестве. Обучающиеся получат возможность осуществ- лять поиск и выделение необходимой информа- ции из различных источников, проводить наблюдения, делать выводы на основании полученной информации, умение делиться ей со сверстниками. Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы.
55-

56
« Лесная палитра» 2 Растения –красители. Красильная мастерская в работе- окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Поиск и выделение необходимой инфор- мации, осознанное построение речевого высказывания в устной Передача своих впечат- лений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
форме.
57-

58
« Лесные ягоды»- викторина.
2
Викторина. Обучающиеся получат возможность научиться строить речевое высказывание в устной форме, слушать сверстника и учителя. Гуманистическое сознание; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Воспитание ответственного отношения к природе.
59-

70
Практические занятия. 12 Экскурсии. Проектная деятельность. Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов, умение взаимодействовать со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.


В раздел начальное образование