Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как привить интерес к чтению"

статья

Автор: Пименова Наталья Александровна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №5, село Журавское Новоселицкого района Ставропольского края



В раздел начальное образование



КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ (Коротко… из опыта работы) Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский) Как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать – эти вопросы всё больше тревожат педагогов и родителей. Ведь всем известно, что плохо и мало читающие ученики не справляются с учебной нагрузкой уже в начальной школе. При переходе из класса в класс слабо читающие дети всё больше и больше отстают от более успешных в области чтения одноклассников. Замедляется процесс чтения, и, как следствие, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. А в среднем и старшем звене школы, где учебный материал увеличивается многократно такие ученики и вовсе просто обречены на плохую успеваемость. Не секрет, что современные дети – это дети прогресса, дети новых технических новинок. Даже дети начальной школы с легкостью, иногда даже быстрее учителя, ориентируются в мобильных телефонах, компьютерах, сети Интернет. Но именно, телевидение и компьютеры являются одной из причин снижения интереса к самостоятельному чтению. Как прямое следствие этого происходит недооценка книги как средства познания окружающего мира. Поэтому проблема привития интереса к книге, к чтению у учащихся в настоящее время стоит очень остро. Урок чтения всегда был приоритетным в начальной школе. Но всё же ученику не хватает радости от чтения. Как сделать так, чтобы урок чтения был очень интересен ученику? Где найти «изюминку», чтобы зажечь искорки в глазах детей при встрече с книгой? Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Много позитивного можно отметить в построении Программы и учебников. Но, на мой взгляд, очень жаль, что практически исчезли из содержания учебников литературного чтения произведения признанных авторов, таких как Паустовский, Сладков, Пришвин, Бианки, Чарушин, Мамин-Сибиряк, чьи произведения легки, интересны и понятны ребёнку начальной школы. Произведения именно этих авторов, на мой взгляд, положительно влияют на рост детского интереса к чтению. И, я для себя решила практиковать Недели чтения. Когда дополнительное чтение дома, «минутки художественного чтения» в классе мы посвящаем чтению произведений одного из выше упомянутых авторов. А в конце недели провожу заключительное мероприятие, где подводятся итоги Недели. Например, Неделя Бажова. В течение недели ребята читали сказы
Бажова, знакомились с его жизнью и творчеством. А потом был урок- утренник. На утреннике ребята декламировали понравившиеся отрывки из сказов Бажова, отвечали на вопросы викторины. Сами задавали интересные вопросы своим сверстникам. Так один из вопросов «Кто я и из какого произведения?» был задан в форме танца. Это был танец Огневушки- поскакушки. Литературные гостиная «В гостях у Виталия Бианки» закончила неделю чтения произведений В.В.Бианки. Его произведения о животных интересны, познавательны, легки для чтения и слушания. Участие во Всероссийской викторине «Сказочный мир Г.Х. Андерсена» на сайте «Акталант» было заключительным мероприятием Недели Г.Х.Андерсена. Развитию устойчивого интереса к чтению способствует вдумчивое чтение. Для формирования этого качества, например, предлагаю составить свои викторины по прочитанному материалу домашнего задания. На уроке учащиеся зачитывают свои вопросы. Собираем копилку самых интересных вопросов. Мы все знаем, конечно, что одним из условий возникновения интереса к чтению у детей есть наличие книг в доме и, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример. Нужно обязательно читать побольше вслух ребёнку. Но на вопрос анкеты для родителей: « Считаете ли вы себя активным читателем?» многие честно признались, что на чтение литературы у них совсем нет времени. Поэтому я, стараясь восполнить этот пробел, практикую «минутки художественного чтения». В конце урока литературного чтения включаю аудиозапись и дети прослушивают стихи или небольшие рассказы в исполнении мастеров художественного чтения. Детям эти «минутки» очень нравятся. Чем больше приятных эмоций получит ребёнок от чтения, тем сильнее он будет тянуться к книге. Недаром говорится, «Главное богатство – духовный мир», и важной составляющей частью формирования духовного мира детей становится детское чтение, которое требует большой совместной работы взрослых и детей. Родителям хочется дать один совет словами Г. Остера: «Читайте детям не нотации, а книги!» Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание и , конечно же, чтение являются нормой жизни, тогда он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. И уменьшится проблем в школе.


В раздел начальное образование