Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Личностно-ориентированный подход как условие успешного обучения иностранному языку младшего школьника".

статья

Автор: Харитонова Елена Андреевна, учитель английского языка, МКОУ СШ №7, город Михайловка Волгоградская область



В раздел начальное образование




Личностно-ориентированный подход как условие успешного обучения

иностранному языку младшего школьника.
В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребёнка строятся в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребёнок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию и реализация такого обучения возможна посредством использования личностно- ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход (

Learner-centered approach
) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает, что центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях' развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-ориентированного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас научится расспрашивать –Где игрушка? и давать ответы на данный вопрос». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать на личный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому я реализую личностно-ориентированный подход следующим образом:  подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.  стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.  в ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.  в ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.  учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Использование следующих видов упражнений помогает осуществлять реализацию принципов личностно-ориентированного подхода в обучение иностранному языку.
 . Группа заданий на соотнесение ”Matching” эффективна при введении и отработке лексики, разговорных структур или грамматического материала на элементарном уровне (соблюдается принцип наглядности и доступности)  “Word search” Группа заданий позволяет ученикам сконцентрировать внимание, найти знакомую лексику, прочитать и написать слова (соблюдаются принципы повторяемости и наглядности, отрабатываются навыки чтения и орфографии) Также можно использовать карточки с графическим изображением слово и иллюстрирующий необходимый лексический материал, в особенности на первом году обучения языку.  Дети любят рисовать, клеить и раскрашивать картинки. Задания “Read and stick”, “Read and draw” помогают отрабатывать навыки чтения даже самым неусидчивым ученикам, приучают действовать по инструкции  Заполнение пропусков с опорой на рисунок развивает ассоциативное мышление. Задания этой группы помогают детям научиться употреблять лексику и грамматические структуры в контексте. Итак, использование личностно-ориентированного подхода в обучение английскому языку подразумевает:  учёт ведущих видов деятельности и законов их смены  обязательная результативность каждого вида деятельности  мотивированность любых видов деятельности  личностное развитие, нравственное обогащение  сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности  общение учителя и ученика несет диалогический характер, представляет собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жесткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся. Главное в том, что учитель должен давать не только знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.


В раздел начальное образование