"Личностно-ориентированный подход как условие успешного обучения иностранному языку младшего школьника".
статья
Автор: Харитонова Елена Андреевна, учитель английского языка, МКОУ СШ №7, город Михайловка Волгоградская область
В раздел начальное образование
Личностно-ориентированный подход как условие успешного обучения
иностранному языку младшего школьника.
В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребёнка строятся в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребёнок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию и реализация такого обучения возможна посредством использования личностно- ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход (
Learner-centered approach
) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает, что центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях' развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-ориентированного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас научится расспрашивать –Где игрушка? и давать ответы на данный вопрос». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать на личный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому я реализую личностно-ориентированный подход следующим образом: подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения. стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика. в ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку. в ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Использование следующих видов упражнений помогает осуществлять реализацию принципов личностно-ориентированного подхода в обучение иностранному языку.
. Группа заданий на соотнесение ”Matching” эффективна при введении и отработке лексики, разговорных структур или грамматического материала на элементарном уровне (соблюдается принцип наглядности и доступности) “Word search” Группа заданий позволяет ученикам сконцентрировать внимание, найти знакомую лексику, прочитать и написать слова (соблюдаются принципы повторяемости и наглядности, отрабатываются навыки чтения и орфографии) Также можно использовать карточки с графическим изображением слово и иллюстрирующий необходимый лексический материал, в особенности на первом году обучения языку. Дети любят рисовать, клеить и раскрашивать картинки. Задания “Read and stick”, “Read and draw” помогают отрабатывать навыки чтения даже самым неусидчивым ученикам, приучают действовать по инструкции Заполнение пропусков с опорой на рисунок развивает ассоциативное мышление. Задания этой группы помогают детям научиться употреблять лексику и грамматические структуры в контексте. Итак, использование личностно-ориентированного подхода в обучение английскому языку подразумевает: учёт ведущих видов деятельности и законов их смены обязательная результативность каждого вида деятельности мотивированность любых видов деятельности личностное развитие, нравственное обогащение сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности общение учителя и ученика несет диалогический характер, представляет собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жесткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся. Главное в том, что учитель должен давать не только знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
В раздел начальное образование

