Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы взаимодействия семьи и школы"

учебно-методическая публикация

Автор: Климова Надежда Константиновна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования", город Рязань



В раздел начальное образование




Проблемы взаимодействия семьи и школы(Слайд 1)
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии.Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других, не видят прекрасное вокруг себя. Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.Очень часто родители, передавая своих детей в школы, чувствуют себя свободными от того педагогического процесса, который должен там проходить, и, желая получать уже готовый продукт, сами часто остаются безответственными, относясь без внимания к своему участию в деле воспитания ребенка, либо делая это грубо, не желая сотрудничать с педагогами. Поэтому неудивительны такие проявления крайней нетерпимости, грубости со стороны родителей в адрес педагогического сообщества. Почему же такое происходит? Родители наших детей – это так называемое поколение ЯЯЯ – это дети девяностых
(Слайд 2)
. Это поколение сформировано в эпоху глобальной смены ценностных систем. Дети безвременья, поколение демографической
ямы, дети, у которых не сформированы нравственные ценности. Их родителям не хватало времени на общение с детьми, дети были предоставлены сами себе. Это время, когда система ценностей рушилась, коснулось это и образования. Очень долго в советское время формировали понятие «коллективизм», а затем стали формировать индивидуальность. Вот поэтому родители наших детей выросли с ощущением, что они личности, что они заслуживают право на уважение просто так, по самому факту своего рождения. У них есть базовое ощущение «я личность, я имею право здесь быть». До тех пор, пока родители остаются неорганизованными, крайне сложно вообще заниматься воспитательной деятельностью с детьми. Как учитель начальных классов я остро ощущаю эту проблему.Поэтому я провожу беседы нравственного содержания с детьми, уделяю понятию «нравственность» большое значение, особенно на уроках литературного чтения при изучении художественных произведений. По данной теме мною были проведены так же классные часы по следующим темам
(Слайд 3)
: «Правила поведения в школе», «Внешний вид школьника», «К вам приходят гости», «Правила поведения в театре», «Дружба – это здорово!», «Мой друг», «По одёжке встречают». Для родителей я провожу родительские собрания, на некоторых из которых мы беседовали о нравственном поведении
(Слайд 4)
. В данном направлении я провела два собрания по темам: «Разговор о нравственности», «Нравственное воспитание детей в семье и школе». В третьей четверти планирую провести собрание «Как вырастить ребёнка нравственным». Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными личностями, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Родители моего класса принимают активное участие в общественных
делах, они помогают мне при проведении праздников («Прощание с Азбукой», «Новый год», «Масленица», «Выпускной»)
(Слайд 5,6)
, организации поездок (в музей Деревянного Зодчества, в село Константиново, в Дарвиновский музей, детский оздоровительный лагерь «Звёздный»)
(Слайд 7,8),
вносят свои предложении при проведении тех или иных праздничных мероприятий. Такое участие в жизни класса демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием. В своей работе я использую и многие другие формы работы с родителями
(Слайд 9)
. Обращаю на них ваше внимание. Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества учащихся пропадает желание учиться. Часто они оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители? Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Именно поэтому, япытаюсь решить эти проблемы.Я общаюсь с ними по телефону, посредством SMS сообщений, электронной почты.Рассылки писем и информационных записок через электронную почтупомогают мне, как
классному руководителю, сделать общение с родителями своих учеников более тесным. Но главным остаётся – личное общение.Индивидуальные беседы и консультации помогают мне в этом. Я стараюсь общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики. В результате я убедилась в том, что у них есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома. Считаю, что я как классный руководитель должна способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Очень большую популярность сейчас приобретают родительские клубы (
Слайд 10)
. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Но главное условие успеха таких встреч – добровольность и взаимная заинтересованность. Я пока не могу сказать, что добилась успехов в этом направлении, но уже делаю первые шаги. Так же педагоги могут организовывать различные фестивали для родителей учеников: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, день моего ребёнка; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс хозяек и т.д. Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое
зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком. Закончить своё выступление я хочу правилами эффективного сотрудничества школы и семьи
(Слайд 11)
: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


В раздел начальное образование