Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие внимания обучающихся с учетом типа темперамента в учебной деятельности".

статья

Автор: Бикмурзина Ирина Муллагаяновна, заместитель директора по учебной работе, МОБУ СОШ № 11, город Нефтекамск Республики Башкортостан



В раздел начальное образование




Развитие внимания обучающихся с учетом типа

темперамента в учебной деятельности.
В течение многих лет я работаю над проблемой «Развитие внимания обучающихся с учетом типа темперамента в учебной деятельности» и встречаю много трудностей в ее реализации. Сегодня вопрос о развитии внимания обучающихся в учебной деятельности стоит особенно
актуально.
Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и это относится к разным уровням обучения, но особенно к начальному звену обучения детей. Вопросы активизации внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания. Поэтому ранняя диагностика обучающихся со стороны динамических особенностей их психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей начальной школы является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе учебной деятельности. Если не учитывать темперамент ребенка, то эффективность работы по развитию внимания будет существенно снижена. Отсюда возникает
проблема
: в работе над развитием внимания в учебной деятельности необходимо учитывать тип темперамента обучающихся
.
На данный момент проблема внимания, а тем более его взаимосвязь с типом темперамента у детей младшего школьного возраста, в отечественной науке изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично.


Для того чтобы процесс развития внимания младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровне развития внимания обучающегося, на котором находится обучающийся. С этой целью
используется диагностика, осуществляемая с помощью использования

различных методов исследования (средств измерения). Исследование

проводится по определенным критериям.
Одной из задач данного исследования является определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития внимания обучающихся с учетом типа темперамента в учебной деятельности. Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно и у каждого индивидуально. Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы. Для научно-практической психодиагностики важным является быстрота и акцент обследования на конкретной проблеме. В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта. 2
Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.
Тестовые методики
обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогать выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью содействия развитию внимания обучащихся. Очень эффективен
метод так называемого «интенсивного наблюдения»
Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка. Процесс развития внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника. В период обучения в начальной школе, внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. Этот процесс становится более успешен в случае, когда педагог создает определенные условия для развития внимания, учитывая тип темперамента обучающихся в учебной деятельности.

3

Список использованной литературы.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. 2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960. 3. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986. 4. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. 5. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 6. Книга «Психология и учитель», Гуго Мюнстерберг. 7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер,2004. 4
5


В раздел начальное образование