Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

статья

Автор: Мухтарова Зугра Зульфаровна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 11, город Нефтекамск Республика Башкортостан



В раздел начальное образование



РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Именно сегодня в связи с введением ФГОС НОО перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. В МОБУ СОШ № 11 городского округа город Нефтекамск в 2011/2012 учебном году начали обучение по ФГОС НОО. В связи с его требованиями была организована внеурочная деятельность в количестве двух часов в неделю в 1-2 классах. В связи с этим возникла необходимость в разработке программ внеурочной деятельности. С
целью
развития творческого потенциала и способностей детей через внеурочную деятельность была разработана учителем начальных классов Мухтаровой З.З.. авторская образовательная программа кружка «Литературное творчество» для детей 8-10 лет. Программа была рассмотрена и утверждена программно-экспертным советом ГАОУ ДПО Института развития образования Республики Башкортостан в 2013 году и может быть использована в дополнительном образовании детей. Данная программа составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психологических способностей детей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Новизна программы определена требованиями ФГОС НОО к внеурочной деятельности, которая организуется по пяти направлениям развития личности, одной из которых является общеинтеллектуальное направление. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, так как при реализации данной программы у детей формируется опыт: • творческого поиска и отбора информации в нестандартных, незнакомых ситуациях; • овладения способами подачи информации, применимыми в самых разных ситуациях. Задачи программы направлены на ознакомление обучающихся с историей возникновения устного народного творчества, ребусов и кроссвордов, с поэзией великих русских и зарубежных поэтов. У детей формируется умение самостоятельно решать познавательные задачи при выполнении творческих работ, умело проявляя активность, фантазию, интерес, большое желание, индивидуальность и творчество. Учителя с большим интересом отнеслись к данной программе. Выдрина Г.А.. Зарифьянова Г.К., Якупова А.Х стали использовать ее при проведении занятий внеурочной деятельности На занятиях учащиеся обучаются простейшим приемам самостоятельного сочинения песен, загадок, чистоговорок, сказок и других произведений фольклора, четверостиший на заданные рифмы, сочинений – миниатюр, 1
составления ребусов и кроссвордов. Также активизируется словарный запас детей, развивается речь как устная, так и письменная, воспитывается интерес и уважение к устному народному творчеству, к величайшему достоянию национальный культуры каждого народа. Со стороны учителя оказывается помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих возможностей. Дети приобретают навыки умения работать в коллективе, группе, в паре, в одиночку. Основная миссия учителя на таких занятиях – развитие личности ребёнка через слово и творчество. В процессе обучения учителями решаются творческие задачи, вводятся элементы самостоятельных исследований обучающихся, тем самым, развивая их познавательные силы. Этому же правилу – воспитывать у ребят потребность самостоятельно мыслить, формировать личную позицию, они придерживаются при определении тематики сочинений. Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников. Это будет проявлением активных сил души, формированием интеллекта и нравственных начал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочинениям на уроках русского языка и литературы, опора на знания и умения, приобретённые на занятиях тем или другим предметом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факультативная) по развитию литературно – художественного творчества школьников. В своей работе педагоги часто используют систему индивидуальных творческих работ, с учётом интересов, склонностей учащихся. Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Дети учатся писать стихи, сказки, эссе, очерки. Занимаясь развитием литературного творчества обучающихся, нарабатывается система творческих заданий по развитию литературных способностей. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а ты продолжай» и др. В процессе игры обучающиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом школьники пробуют перо сами. Нужно стараться понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Чувствовать особую ответственность за то, чтобы вовремя предостеречь его от излишнего самомнения, переоценки своих возможностей и, с другой стороны, не впасть в ошибку, которая может воспитать в ребёнке графоманскую бойкость пера: не захваливать первые опыты. Избежать этого можно только тогда, когда дети всё чаще и чаще будут в роли творцов, созидателей, при этом испытывая радость от творчества. Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и 2
подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение работ творческого характера учат и воспитывают не только авторов, но и всех присутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей – этому учить никогда не поздно. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность поделиться своими чувствами в той или иной форме. На занятиях кружка «Литературное творчество» формируются следующие читательские качества: эмоциональная отзывчивость, образное мышление, эстетическая реакция на художественное слово. Таким образом, учащиеся посредством творческой деятельности, читательских умений и навыков смогут от размышлений перейти к созданию своих работ. Работа данного кружка с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Условия работы позволяют организовать плодотворную работу педагога с детьми, учитывая основные особенности детского творчества и решая центральные задачи в развитии творческого мышления.
Учебный курс включает следующие разделы:

Устное народное творчество
– занятия предусматривают получение обучающимися знаний о возникновении сказок, потешек, небылиц, частушек, чистоговорок, скороговорок. Дети учатся различать жанры, виды сказок, знакомятся с загадками, чистоговорками. В практических занятиях дети будут обучаться их самостоятельному составлению
Театрализация и иллюстрирование сказок
– занятия проходят в форме диалога. Дети учатся рассказывать сказки, создавать иллюстрации, выставляя героев на фланелеграфе, создавая диафильмы по знакомым сказкам под руководством педагога. Данный раздел дает широкую возможность для проявления активности и фантазии при оформлении и иллюстрировании сказок.
«Мы поэты»
- в программу обучения входит знакомство с поэзией, с великими русскими и зарубежными поэтами. Также дети будут проявлять свой интерес, большое желание, индивидуальность и творчество, сочинять четверостишия по заданным словам, при этом узнают о строении стихотворений, об их внутреннем содержании и главной мысли. В конце проводится праздник стихов и выпускается стенгазета со стихами собственного сочинения под руководством педагога.
Времена года –
занятия по данной теме включают экскурсии на природу, наблюдения, составление устных сочинений. Освоив основные приемы составления устных сочинений дети попробуют изложить их в письменном виде.
Средства выразительности
– в программу обучения входит знакомство с метафорой, олицетворением, сравнением, со строением стихов. Дети пробуют самостоятельно сочинять истории с метафорами, стихи по заданным рифмам. Заканчивается программа оформлением альбома «Мои первые стихи».
Сочинение-миниатюра –
включает обучение описать предмет (ежика, стола, солнце, вороны и т.д.). Данный раздел активизирует словарь детей, развивает 3
речь как устную, так и письменную. Лучшие сочинения оформляются в альбоме.
Ребусы – кроссворды
– занятия дают возможность узнать, как появились ребусы, кроссворды, для чего они нужны и нужны. После определенных знаний составляются ребусы и кроссворды на различные темы. Лучшие кроссворды участвуют на выставке «Мой кроссворд». Во время проведения занятий кружка учителями оценивались творческие высказывания учащихся как ценности и нормы нравственного поведения, привлекались и сами учащиеся оценке содержательных материалов одноклассников. Педагоги старались развивать коллективную взаимопомощь, используя для этой цели дискуссии, наблюдения, эксперимент, анализ полученных данных. Занятия данного кружка литературного творчества способствовали более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. После двухлетнего использования данной программы результаты показали положительную динамику не только на занятиях внеурочной деятельности, но и на уроках литературного чтения, родного русского языка и т.д. В результате обучения на занятиях кружка «Литературное творчество» обучающиеся становятся подготовленными к участию в школьных, в городских конкурсах чтецов, в творческих конкурсах, в интернет-конкурсе «Волшебное пёрышко», в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения, к созданию и выпуску школьного литературного альманаха. Из приложения указанной авторской программы хотим предложить одно из проведенных занятий.
Итоговая самостоятельная работа

для обучающихся 3-го года обучения
Задачи: проверить знания обучающихся по изученным темам, выяснить простейшие умения сочинять загадки, чистоговорки, выполнять и оформлять творческие задания и письменные виды работ самостоятельно, оценивать ее, умение использовать в самостоятельной деятельности словари, выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных монологических высказываний по изученной тематике, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Объяснение заданий. 1. Сочини загадку, нарисуй отгадку. 2. Сочини чистоговорку по началу: Ща-ща-ща- Щу-щу-щу- Щи-щи-щи- Ще-ще-ще- 3. Преврати слова в ребусы. Используя для этого соответствующие знаки, 4
рисунки:
берёза, коза, диван
4. Выбери одну из тем сочинения и напиши: А) Сочинение – описание «Мое любимое домашнее животное»; Б) Сочинение рассуждение «Мой друг» или «Моя подруга». 5. Сочини четверостишие по заданным рифмам:
медведь, реветь
III. Самостоятельное выполнение работы. (Разрешается пользоваться словарями, оказывается при надобности индивидуальная помощь, которая заставляет мыслить ребенка, направляет в нужную деятельность, но не подсказывать) IV. Проверка выполненных работ. Подведение итогов.
Список использованной литературы
1) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983 - 274с. 2) Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с. 3) Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 4) Мухтарова З.З. Образовательная программа «Литературное творчество» для детей 8-10 лет – Нефтекамск, 2014 – 20с. 5) Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2010. - № 10.- С. 34-37. 6) Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.- 155с. 7) Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с. 5


В раздел начальное образование