Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Балет П.И.Чайковского "Спящая красавица".

Методическая разработка урока

Автор: Литвинцева Нелли Олеговна, учитель музыки и МХК, МБОУ СШ № 37, г. Ульяновск



В раздел начальное образование




Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

Цель урока:
формирование представления о балете, как о музыкально- хореографическом спектакле.
Задачи урока:

Обучающие:
- расширить представление о средствах музыкальной выразительности; - сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития; - учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;
Развивающие:
- развитие творческого воображения, интонационно-образного мышления, эмоциональной памяти через цветовосприятие, графическое моделирование, а также пластическое интонирование;
Воспитательные:
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю; - воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке; - напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости;
Тип урока:
изучение нового материала.
Основная педагогическая технология:
игровая.
Методические приёмы и методы, использованные учителем на

уроке:
цветовосприятие, графическое моделирование, музыкальная палитра, пластическое интонирование, имитационное моделирование.
Этапы урока:

а) организационный - вход в класс под музыку.
Звучит вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент). Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела
возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова: Дорогие ребята! Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас! Ваша Старая сказка. Учитель: Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».
б) объяснение нового материала.
Учитель: Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет? Ответы учеников ................................................................................ Учитель: Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец. Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта? Ответы учеников.................................................................................
в) углубление в тему урока.

Сюжетно–ролевая игра «Творческая мастерская».
Учитель: Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами». 2
Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне семерых «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра. Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку- ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок. Учитель: Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И.Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем. Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы». (фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской) Учитель: Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке? Обратили внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает! Ответы учеников................................................................................. Учитель: Правильно! Первой появляется фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», 3
для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается 6 человек.
Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.
Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны разделиться на две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагала следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками. Учитель: Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения. Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы». Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновременно, как группой «художников», так и всем классом. Учитель: Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему? Ответы учеников работающих в группе .......................................... Учитель: У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. 4
А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок. Учитель: А теперь, покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах. Ответы учеников класса..................................................................... Учитель: Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ, увиденных рисунков. Ответы учеников................................................................................. Учитель: Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабосс? Ответы учеников класса..................................................................... Учитель: Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец. Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской). Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Ну конечно, это вальс. Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, 5
живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами». Внимательно слушайте музыку, старайтесь уловить её движение и ритм. «Пластическое интонирование». Выражение музыки посредством движений всего тела. Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки. Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Ну и замечательно! А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета. Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» (время по усмотрению учителя).
г) закрепление темы урока.
Учитель: Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться. Но свои музыкальные впечатления, полученные на этом уроке, новые знания о балете, вы можете показать, разгадав вот этот небольшой кроссворд. Учитель: Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с вопросами кроссворда. А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки? Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль? 6
Ответы учеников класса.....................................................................
Заключительный этап урока
Учитель: В начале нашего урока, я обратилась к вам со словами от имени сказки. Сегодня наша встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим наш урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей - «До свидания!». Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем.
Средства обучения:
1.Учебник музыки и фонохрестоматия по программе Г.И. Сергеевой, Е.Критской за 3 класс. 2. Музыкальная палитра. 3.Альбомные листы бумаги и цветные карандаши на каждой парте. 4. Кусочки цветной бумаги и кнопки. 5. Карточки с именами феи Сирени феи Карабосс. 6. Видеофрагмент балета «Спящая красавица». 7. Кроссворд. 8. Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки». 9. Ноутбук, экран и видеопроектор.
Кроссворд к уроку музыки в 3 классе:

балет П.Чайковского "Спящая красавица"
7
1.Как называется предмет на котором художник смешивает краски? (палитра) 2.Её сочиняют композиторы? (музыка) 3.Создание художественных образов с помощью красок? (живопись) 4. Резкая противоположность? (контраст) 5.Искусство пластических и ритмических движений тела? (танец) 6. Музыкальный спектакль, основанный на единстве музыки, танца, живописи и литературы? (балет) 1 6 3 5 4 2
Музыкальная палитра.
8


В раздел начальное образование