"Кем быть"
программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов
Автор: Петрова Ольга Викторовна, заместитель директора по ВР, МБОУ "Зональненская СОШ", п. Зональная Станция, Томский район, Томская область
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зональненская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
«Кем быть»
Программа социализации личности ребёнка по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов (авторская) Срок реализации – 4 года Составитель:
Петрова О. В
., заместитель директора по воспитательной работе
Пояснительная записка.
В концепции модернизации российского образования среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создание в системе профессиональной организации условий для психологической поддержки молодёжи, оказания помощи школьникам в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Данная идея находит своё дальнейшее развитие в концепции профильного обучения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход… к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни». По данным Центра социально-профессионального самоопределения и результатов обследования его экспериментальных площадок половина обучающихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии. В том числе не владеют информацией о требованиях профессии к её соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. В Зональненской средней школе Томского района создана программа по профориентации, которая включает урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность. Программа
«Кем быть»
рассчитана на обучающихся 1-4 классов во внеурочной деятельности. Она может быть отнесена к социально- педагогическому направлению.
Цель программы
: Создание условий социального и профессионального самоопределения обучающихся в МБОУ «Зональненская СОШ» через внеурочную деятельность.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся представления о многообразии мира труда и профессий. 2. Развитие профессиональных интересов и способностей обучающихся через профессиональные пробы. 3. Воспитание трудолюбия и уважения к людям труда.
Программа рассчитана на 4 года, для школьников в возрасте 7-11 лет (1-4 классы), всего
270 часа
. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Каждый год обучения имеет свои задачи. Предполагаемые результаты являются и формой мониторинга диагностирования. Занятия проводятся в различных формах: беседа, экскурсия, игра, встреча, практическая работа, просмотр фильмов, конкурс и др. Организация занятий осуществляется с использованием образовательных технологий: здоровьесберегающая, ИКТ, проблемное образование, РКМЧП, культурологическая. Реализация программы осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся, различными предприятиями, с центрами дополнительного образования. Для проведения занятий используется местные материал и условия. При определении тем занятий учтены интересы обучающихся. Ежегодно проводимый опрос обучающихся 1-11 классов «Кем быть?», выявил наиболее интересуемые профессии обучающихся 1-4 классов: врач, спортсмен, учитель, полицейский, дизайнер, художник, парикмахер, повар. Набор детей курса осуществляется по свободному принципу, по выбору родителей и детей. Программа модифицированная: использован материал программы курса «Экономика и мы», автор Е. А. Мухина, как примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по основным направлениям, определённым ФГОС начального общего образования 2009 года. Программа апробировалась один год. Результаты работы за следующий период послужат, возможно, корректировке содержания.
Примерный перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
1-4 классов в процессе прохождения программы.
Обучающиеся должны знать: Значение труда в жизни человека; основные особенности и требования к окружающим профессиям; иметь представление о значимости предметных кружков; где и как найти информацию об интересующей профессии. Обучающиеся должны уметь: Работать в коллективе, распределять обязанности, выполнять их; выполнять в игровой форме основные операции по изученным профессиям; работать с различными информационными источниками; объективно оценивать результаты своей деятельности; содержать в порядке учебные принадлежности, рабочее место, личные вещи; развивать свои интересы и способности через участие в различных школьных мероприятиях.
Учебно-тематический план
1 класс
Задачи:
1. Воспитание интереса к учению, труду, общественно - полезной работе. 2. Развитие товарищеских взаимоотношений в ходе обучения, трудовых дел и коллективных игр. 3. Формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни людей. 4. Воспитание уважения к труду. 5. Развитие интереса к общественной жизни, к коллективному труду. 6. Привитие интереса к окружающим профессиям.
№
Тематика занятий
Количество
часов
1,2 Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю стать…» 2 3,4 Экскурсия по школе «Кто и где трудится в школе» 2 5,6 Практическая деятельность «Мой подарок для работников школы» 2 7,8 Встреча. Профессии моих родителей. 2 9,10 Рисуем «Профессии моих родителей» 2 11,12 Экскурсия на стройку 2 13,14 Сюжетно-ролевая игра «Мы строим дом» 2 15,16 Экскурсия в школьную столовую 2 17,18 Беседа. Правильное питание 2 19,20 Практическая работа. «Мы - маленькие повара» 2 21,22 Самостоятельная работа. Создаем «Классную поварскую книгу» 2 23,24 Встреча с медицинским работником 2 25,26 Практическая работа. Учимся оказывать первую помощь 2 27,28 Встреча с водителем школьного автобуса. «Секреты» машины 2 29,30 Беседа «В мире транспорта» 2 31,32 Беседа о профессии водителя 2 33,34 Работа в компьютерном кабинете. Игра «Вираж» 2 35,36 «Я б в учителя пошёл…» Образ идеального учителя. 2
37,38 Практическая работа. Помогаем учителю в предшколе. 2 39,40 , 41,42 Моя благодарность учителю. Концерт для учителей. 4 43,44 Беседа. «Откуда приходит хлеб» 2 45,46 Блокадный Ленинград 2 47,48 Беседа «Сельскохозяйственные профессии» 2 49,50 Практическая работа. Печём хлеб. 2 51,52 , 53,54 Практическая работа. Работа вокруг нас. Уборка кабинета. 4 55,56 , 57,58 Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» 4 59,60 , 62,62 Просмотр видеофильмов о различных профессиях 4 63,64 Игра «Мир профессий» 2 65,66 , Резервный урок 2
Всего
66 часов
2 класс
Задачи:
1. Воспитание любви к родному краю. 2. Расширение знаний о Родине, её природе, о народах, которые её населяют. 3. Развитие любознательности. 4. Вовлечение обучающихся в кружки с учётом их интересов. 5. Формирование интереса к трудовой деятельности. 6. Воспитание усердия, настойчивости в преодолении трудностей. 7. Привитие бережного отношения к результатам коллективного труда.
№
Тематика занятий
Количество
часов
1,2 Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю стать…» 2 3,4 Экскурсия в школьную мастерскую 2 5,6 Практическая работа «Мастерим своими руками» 2 7,8 Беседа «Профессии токаря, слесаря, плотника». Видеофильм. 2 9,10 Беседа «Общественно - полезный труд» 2 11,12 Практическая работа. Работа на пришкольном 2
участке. 13,14 Беседа «Я – помощник мамы» 2 15,16 Экскурсия в швейную мастерскую 2 17,18 Экскурсия в кабинет технологии для девочек 2 19,20 Практическая работа «Учимся шить» 2 21,22 Практическая работа «Юный дизайнер» 2 23,24 Встреча. Профессии моих родителей. 2 25,26 Защита проекта «Труд моих родителей» 2 27,28 Экскурсия на почту 2 29,30 Игра «Письмо другу» 2 31,32 Просмотр и обсуждение мультфильма «Морозко» 2 33,34 Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка» 2 35,36 Беседа «Трудолюбие» 2 37,38 Беседа «История посёлка» 2 39,40 Беседа «История школы» 2 41,42 Сочинение «Моя малая родина» 2 43,44 Выпуск газеты о посёлке 2 45,46 Экскурсия в ботанический сад 2 47,48 Профессии цветовода, селекционера, почвоведа 2 49,50 Практическая работа «Как ухаживать за цветами» 2 51,52 Практическая работа. Учимся выращивать цветы 2 53,54 Посещение спортивной секции. «Я – спортсмен» 2 55,56 Посещение кружка «Театр нашего двора» «Я – артист» 2 57,58 Экскурсия в школу искусств. 2 59,60 Практическая работа «Я - художник» 2 61,62 Игра «Мир профессий» 2 63,64 Итоговое занятие «Я иду к своей мечте» 2 65,66 , 67,68 Резервные занятия 4
Всего
68 часов
3 класс
Задачи:
1. Развитие интереса к общественным явлениям. 2. Формирование трудовых навыков и умений совместной работы в коллективе. 3. Развитие инициативы и ответственности в любом общественно полезном деле. 4. Ознакомление с различными профессиями тружеников посёлка и значение их трудовой деятельности в народном хозяйстве.
№
Тематика занятий
Количество
часов
1,2 Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю стать…». 2 3,4 Беседа «Всякая вещь трудом создана». 2 5,6, 7,8 Как на стол пришёл каравай. Экскурсия в школьную столовую. 4 9,10, 11,12 Работа в группах. Как созданы вещи вокруг тебя. 4 13,14, 15,16 Работа в группах. Создаём вещи своими руками. 4 17,18, 19,20 Праздник «Кем быть?» 4 21,22, 23,24 Встреча. Знакомство с профессиями своих родителей. 4 25,26, Экскурсия в парикмахерскую. Особенности профессии парикмахера. 2 27,28, 29,30 Конкурс «Юный парикмахер». 4 31,32 Экскурсия в районную библиотеку. 2 33,34 Практическая работа «Книжкина больница». 2 35,36 Понятие «Трудолюбие». 2 37,38, 39,40, 41,42 Игра – путешествие «Мы едем в автобусе». 6 43,44 Подарок создаём своими руками. 2 45,46, 47,48 Утренник «Наши мамы и бабушки». 4 49,50 Практическая работа. Общественно-полезный труд. 2 51,52 Практическая работа. Наводим порядок в школе. 2 53,54 Беседа «Чтобы хорошо трудиться, надо хорошо учиться» 2 55,56 Встреча. Беседа «Труженики тыла» 2 57,58, 59,60 Субботник «Уборка у памятника вдовам войны в посёлке» 4 61,62 Круглый стол «На занятиях я научился» 2 63,64, 65,66 Сочинение: «Я иду к свой мечте» 4 67,68 Резервное занятие 2
Всего
68 часов
4 класс
Задачи:
1. Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству. 3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. 4. Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий. 5. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. 6. Приобщать к общечеловеческим ценностям.
№
Тематика занятий
Количество
часов
1,2 Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю стать…». 2 3,4 Дискуссия «Труд облагораживает человека?» 2 5,6 Труженики тыла в годы ВОВ. 2 7,8 Помощь престарелым людям. 2 9,10 Труженики нашего посёлка 2 11,12 Хочу быть учителем. 2 13,14 Встреча с учителем – ветераном. 2 15,16 Пробные уроки в начальной школе. 2 17,18 Кто управляет нашим посёлком? Встреча с главой Зональненского поселения. 2 19,20 Профессия журналиста. 2 21,22 Учимся написанию статьи в газету. 2 23,24 Профессия военного 2 25,26 Экскурсия в военкомат. 2 27,28, 29,30 Участие в акции «Посылка солдату» 4 31,32 Профессия дизайнера. 2 33,34 Экскурсия в мастерскую прикладного творчества. 2 35,36, 37,38 Изготовление подарка маме. 4 39,40, 41,42 Подготовка и участие в ярмарке «Масленица» 4 43,44, 45,46 Профессии моих родителей. 4 47,48 Профессия полицейского. 2 49,50 Выставка семейного рисунка «Профессии в моей семье». 2 51,52 Просмотр и обсуждение фильма о тружениках. 2 53,54 Учёба-главный твой труд. 2 55,56 Развиваем свои способности и интересы через кружки. 2
57,58, 59,60 Как добиться успеха? Встреча с успешным человеком. 4 61,62 Презентация «Профессия моей мечты» 2 63,64, Статья для школьного сайта «На занятиях я узнал…» 2 65,66, 67,68 Резервные занятия 4
Всего
68 часов
Содержание программы «Кем быть»
1 класс
Тема 1. Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю
стать…» (2 часа)
Знакомство с обучающимися. Игра «Я мечтаю стать…». Понятие «труд». Знакомство с различными профессиями, предметы и вещи которых находятся вокруг ребят. Результат: обучающиеся учатся видеть и ценить труд людей.
Тема 2. Экскурсия по школе «Кто и где трудится в школе» (2 часа)
Экскурсия по школе. Обучающиеся знакомятся с трудом людей, работающих в школе. Результат: Викторина «Профессии людей, работающих в школе»
Тема 3.
Практическая деятельность «Мой подарок для работников
школы» (2 часа)
Изготовление праздничной открытки. Вручение её работникам школы. Результат: умение проявлять внимание к окружающим. Праздничная открытка.
Тема 4. Встреча. Профессии моих родителей (2часа)
Встреча с родителями обучающихся. Рассказ их об особенностях своих профессий. Результат: обучающиеся расширяют знания о мире профессий, проявляют уважение к своим родителям.
Тема 5. Рисуем «Профессии моих родителей» (2 часа)
Обучающиеся рисуют профессии, о которых им рассказали их родители. Результат: рисунки детей. Выставка рисунков на родительском собрании.
Тема 6. Экскурсия на стройку (2 часа)
Экскурсия на стройку. Знакомство с особенностями работ строительных профессий: каменщик, штукатур, маляр, стропальщик, плотник, кровельщик, электрик. Результат: отгадывание загадок о строительных профессиях.
Тема 7. Сюжетно-ролевая игра «Мы строим дом»
(2 часа)
Обучающиеся виртуально учатся строить дом, применяя знания, полученные на экскурсии. Результат: «защита» проекта.
Тема 8. Экскурсия в школьную столовую (2 часа)
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с особенностями работ профессий: повар, кондитер, пекарь. Составление карты требований к человеку профессии повар. Результат: карта требований к человеку профессии повар.
Тема 9. Беседа. Правильное питание (2 часа)
Знакомство обучающихся с полезными продуктами питания. Знакомство с понятием «витамины». Результат: составление таблицы полезные продукты.
Тема 10. Практическая работа. «Мы - маленькие повара» (2 часа)
Обучающиеся учатся практически изготовлять салат. Результат: обучающиеся научились изготовлять салат.
Тема 11. Самостоятельная работа. Создаем «Классную поварскую книгу»
(2 часа)
По принесённым рецептам любимых домашних блюд, найденным рецептам в Интернете, журналах обучающиеся оформляют «Классную поварскую книгу». Результат: оформленная «Классная поварская книга». Привлекаются родители.
Тема 12. Встреча с медицинским работником (2 часа)
Встреча с медицинским работником. Знакомство с особенностями работы врача. Результат: устное рисование портрета идеального врача.
Тема 13. Практическая работа. Учимся оказывать первую помощь
(2 часа)
Обучающиеся узнают о возможных травмах, ранах. Практически учатся оказывать первую помощь: перевязка раны на пальце. Результат: обучающиеся научились перевязывать рану на пальце.
Тема 14. Встреча с водителем школьного автобуса. «Секреты» машины
(2 часа)
Встреча с водителем школьного автобуса. Обучающиеся знакомятся с особенностям работы шофёра. Результат: обучающиеся имеют представление о работе водителя.
Тема 15. Беседа «В мире транспорта» (2 часа)
Обучающиеся знакомятся с особенностями различных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Результат: рисунки различных видов транспорта по выбору обучающихся.
Тема 16. Беседа о профессии водителя (2 часа)
Обучающиеся составляют карту требований к работе водителя. Результат: карта требований к работе водителя.
Тема 17. Работа в компьютерном кабинете. Игра на компьютере (2 часа)
Обучающиеся учатся работать с компьютером. Игра «Автогонки». Результат: развитие умений работать на компьютере, развитие внимательности, координации, быстроты реакции.
Тема 18. «Я б в учителя пошёл…» Образ идеального учителя (2 часа)
Обучающиеся знакомятся с особенностями работы учителя. Создание образа идеального учителя. Результат: создание образа идеального учителя. Воспитание у обучающихся уважение к работе учителя.
Тема 19. Практическая работа. Помогаем учителю в предшколе (2 часа)
Обучающиеся оказывают практическую помощь учителю и обучающимся в предшколе: наводят порядок в шкафах, поливают цветы, протирают пыль, раскладывают книги и игрушки, делают наглядные пособия. Результат: порядок в кабинете, где обучаются обучающиеся предшколы.
Темы 20, 21. Моя благодарность учителю. Концерт для учителей (4 часа).
Обучающиеся готовят концерт учителям по предложенному сценарию. Репетируют номера, готовят костюмы. Результат: концерт для учителей.
Темы 22, 23. Беседа. «Откуда приходит хлеб» (4 часа)
Обучающиеся знакомятся с различными злаковыми растениями; с сельскохозяйственной техникой. Результат: отгадывание ребуса по изученному материалу.
Тема 24. Блокадный Ленинград (2 часа)
Знакомство обучающихся с событиями Великой Отечественной войны. Значение хлеба в жизни блокадного Ленинграда. Просмотр фильма.
Результат: обучающиеся учатся ценить хлеб, ценить труд людей, выращивающих этот хлеб.
Тема 25. Беседа «Сельскохозяйственные профессии»(2 часа)
Знакомство с особенностями работ профессий: комбайнер, тракторист, шофёр, агроном, пекарь. Рисование по теме. Результат: рисунки обучающихся. Выставка рисунков на родительском собрании.
Тема 26. Практическая работа. Печём хлеб (2 часа)
Практическая работа в школьной столовой: учимся печь хлеб. Обучающиеся узнают о составе хлеба, процессе его изготовления. Результат: выпеченный хлеб.
Тема 27. Практическая работа. Работа вокруг нас. Уборка кабинета (4
часа)
Практическая работа: уборка в кабинете. Обучающиеся учатся работать в группах, проводить уборку в кабинете. Результат: убранный кабинет.
Темы 28,29 Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»(4 часа)
Подведение итога занятий по программе за год. Обучающиеся рисуют свою будущую профессию. Результат: рисунки на тему «Моя будущая профессия». Выставке в школе.
Тема 30. Просмотр видеофильмов о различных профессиях (4 часа)
Обучающиеся знакомятся с различными профессиями по производству карандашей, бумаги. Результат: подготовка пересказа знаний, полученных на занятии, родителям.
Тема 31. Игра «Мир профессий»(2 часа)
Обобщающее по полученным знаниям в игровой форме. Результат: ответы на викторину.
Темы 32. Резервные занятия(2 часа)
В случае нехватки времени на занятия по программе предусматриваются резервные 2 часа.
Содержание программы «Кем быть»
2 класс
Тема 1. Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю
стать…» (2 часа)
Знакомство с обучающимися. Игра «Я мечтаю стать…». Понятие «труд». Знакомство с различными профессиями, предметы и вещи которых находятся вокруг ребят. Результат: обучающиеся учатся видеть и ценить труд людей.
Тема 2. Экскурсия в школьную мастерскую (2 часа)
Экскурсия в школьную мастерскую. Обучающиеся знакомятся со станками в школьной мастерской, их назначением, их работой. Понятие «техника безопасности». Работа кружка «Техническое моделирование». Результат: у обучающихся расширяются познания в области технических специальностях; прививается интерес к занятиям техникой.
Тема 3. Практическая работа «Мастерим своими руками» (2 часа)
Обучающиеся учатся работать с простыми инструментами: молоток, пила. Обучающиеся учатся изготавливать птичью кормушку. Результат: птичья кормушка.
Тема 4. Беседа «Профессии токаря, слесаря, плотника». Видеофильм
(2 часа)
Обучающиеся знакомятся с техническими профессиями: токарь, слесарь, плотник, их особенностями. Составление карты особенностей работы людей этих профессий (работа в группах). Результат: карта особенностей работы людей по профессии: токарь, слесарь, плотник.
Тема 5. Беседа «Общественно - полезный труд» (2 часа)
Знакомство со значением слов «общественно - полезный труд». Значение
общественно - полезного труд для человека и окружающих. Что относится к общественно - полезному труду. Результат: обучающиеся готовы заняться общественно - полезным трудом.
Тема 6. Практическая работа. Работа на пришкольном участке. (2 часа)
Обучающиеся на пришкольном участке убирают осеннюю листу, собирают семена цветов, перекапывают землю, сажают многолетние цветы. Результат: пришкольный участок убран, приготовлен к зиме.
Тема 7. Беседа «Я – помощник мамы» (2 часа)
Роль мамы в жизни человека. За что мы любим маму? Внимание и забота о маме. Чем могут помочь дети своей маме? (работа в группах). Результат: обучающиеся составляют перечень возможных своих дел по дому.
Тема 8. Экскурсия в швейную мастерскую (2 часа)
Экскурсия в швейную мастерскую в посёлке. Обучающиеся знакомятся с особенностями работы швеи. Результат: обучающиеся виртуально рисуют идеальную швею.
Тема 9. Экскурсия в кабинет технологии для девочек (2 часа)
Обучающиеся расширяют свои знания о деятельности швеи, о возможных путях профессиональной подготовки. Результат: рассказ обучающихся «На экскурсии я увидел…»
Тема 10. Практическая работа «Учимся шить» (2 часа)
Обучающиеся учатся работать с иглой, нитками. Учатся шить куклам платье. Результат: пошитые платья для кукол.
Тема 11. Практическая работа «Юный дизайнер» (2 часа)
Обучающиеся знакомятся со значением слова «дизайнер», «мода». Работают с журналом для девочек. Рисуют платья для своей куклы. Результат: выставка рисунков «Платье для моей куклы».
Тема12. Встреча. Профессии моих родителей (2 часа)
Встреча с родителями обучающихся. Рассказ их об особенностях своих профессий. Результат: обучающиеся расширяют знания о мире профессий, проявляют уважение к своим родителям.
Тема13. Защита проекта «Труд моих родителей» (2 часа)
Обучающиеся рассказывают о профессиях своих родителей. Результат: обучающиеся сами знакомятся с профессиями свих родителей, проявляют уважение к их труду.
Тема 14. Экскурсия на почту (2 часа)
Экскурсия на почту. Знакомство с особенностями работ почтальона. Результат: обучающиеся расширяют знания о мире профессий
Тема 15. Игра «Письмо другу» (2 часа)
Обучающиеся знакомятся с деятельностью почты; учатся писать письмо. Результат: написанное письмо другу.
Тема16. Просмотр и обсуждение мультфильма «Морозко» (2 часа)
Обучающиеся учатся рассуждать, оценивать поступки героев; учатся видеть хорошие и плохие поступки. Результат: обучающиеся учатся оценивать значение труда в жизни человека.
Тема 17. Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка» (2 часа)
Обучающиеся учатся рассуждать, оценивать поступки героев; учатся видеть хорошие и плохие поступки. Результат: обучающиеся учатся оценивать значение труда в жизни человека.
Тема 18. Беседа «Трудолюбие» (2 часа)
Раскрывается смысл слова «трудолюбие». На жизненных примерах обучающиеся подбирают эпитеты к этому слово. Результат: создание виртуального образа трудолюбивого человека.
Тема 19. Беседа «История посёлка» (2 часа)
Знакомство с историей посёлка. Первые предприятия на территории посёлка. Воспоминания жителей. Результат: оформление газеты с фотографиями из истории посёлка Зональная станция.
Тема 20. Встреча «История моей школы» (2 часа)
Встреча с первыми учителями школы. Интересные события из истории школы. Результат: опрос родителей об их школьных годах.
Тема 21. Сочинение «Моя малая родина» (2 часа)
Обучающиеся пишут сочинение по результатам полученных знаний на предыдущих занятиях. Результат: написанное сочинение.
Тема 22. Выпуск газеты о посёлке (2 часа)
Обучающиеся оформляют газету о посёлке, используя выдержки из своих сочинений. Результат: оформленная газета о посёлке.
Тема 23. Экскурсия в ботанический сад (2 часа)
Экскурсия в ботанический сад. Обучающиеся узнают о работе людей и результатах работы в ботаническом саду. Результат: рисунки об увиденном в ботаническом саду.
Тема 24. Профессии цветовода, селекционера, почвоведа (2 часа)
Обучающиеся знакомятся с сельскохозяйственными профессиями6
цветовод,
селекционер, почвовед
, их особенностями. Составление карты особенностей работы людей этих профессий (работа в группах). Результат: карта особенностей работы людей сельскохозяйственных профессий.
Тема 25. Практическая работа «Как ухаживать за цветами» (2 часа)
Практическая работа в группах. Обучающиеся учатся поливать, подкармливать, рыхлить цветы, протирать листья растений. Результат: ухоженные школьные цветы.
Тема: 26. Практическая работа. Учимся выращивать цветы (2 часа)
Практическая работа в группах. Обучающиеся учатся переживать и размножать цветы. Результат: пересаженные цветы.
Тема 27. Посещение спортивной секции. «Я – спортсмен» (2 часа)
Посещение спортивной секции. Обучающиеся наблюдают за работой спортсменов на тренировках. Пробуют сами заниматься в спортивной секции. Результат: у обучающихся появилось желание заниматься спортом.
Тема 28. Посещение кружка «Театр нашего двора» «Я – артист» (2 часа)
Посещение кружка «Театр нашего двора». Обучающиеся знакомятся с работой школьных артистов; пробуют себя в роли артиста. Результат: профессиональная проба.
Тема 29. Экскурсия в школу искусств (2 часа)
Экскурсия в школу искусств. Обучающиеся наблюдают за работой юных художников, работой преподавателей. Результат: получение информации о работе художников.
Тема 30. Практическая работа. «Я - художник» (2 часа)
Практическая работа. Обучающиеся учатся рисовать в художественной школе. Результат: выставка рисунков обучающихся.
Тема: 31. Игра «Мир профессий» (2 часа)
В игровой форме подводятся итоги занятий по программе за учебный год. Результат: активное участие обучающихся в занятии.
Тема 32. Итоговое занятие «Я иду к своей мечте» (2 часа)
Обучающиеся рассказывают о профессиях своей мечты. Результат: обучающиеся рассказывают о любимых профессиях.
Тема 33, 34. Резервные занятия (4 часа)
В случае необходимости, добавляются дополнительные часы к занятиям.
Содержание программы «Кем быть»
3 класс
Тема 1. Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю
стать…» (2 часа)
Знакомство с обучающимися. Игра «Я мечтаю стать…». Понятие «труд». Знакомство с различными профессиями, предметы и вещи которых находятся вокруг ребят. Результат: обучающиеся учатся видеть и ценить труд людей.
Темама 2. Беседа «Всякая вещь трудом создана» (2 часа)
Анализ вложенного труда в вещи, которыми мы пользуемся. Чтение украинской сказки «Колосок», анализ её содержания. Анализ пословиц о труде. Результат: обучающиеся понимают необходимость человека трудиться.
Тема 3,4. Как на стол пришёл каравай. Экскурсия в школьную столовую
(4 часа)
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с процессом изготовления хлебобулочных изделий; с работой школьного пекаря. Беседа о хлебе; бережном отношении к нему. Результат: обучающиеся умеют ценить хлеб.
Темы 5,6. Работа в группах. Как созданы вещи вокруг тебя (4 часа)
Работа в районной библиотеке: поиск материала об истории создания разных вещей. Выступления ребят по итогам работы. Результат: умение работать с книгой; умение выступать перед аудиторией.
Темы 7,8. Работа в группах. Создаём вещи своими руками (4 часа)
Создание сувениров по заданному плану: 1 группа – изготовление закладки; 2 группа – изготовление аппликации. Результат: закладки для книг, аппликации.
Темы 9,10. Праздник «Кем быть?» (4 часа)
Подготовка к утреннику, разучивание стихов, песен. Сам утренник. Результат: выступление ребят перед родителями.
Темы 11,12. Встреча. Знакомство с профессиями своих родителей (4 часа)
Рассказ родителей о своей профессии, о своей работе. Обучающиеся выделяют главные требования к профессии. Результат: обучающиеся понимают, как можно найти свою будущую профессию.
Темы
13.
Экскурсия
в
парикмахерскую.
Особенности
профессии
парикмахера (2 часа)
Обучающиеся знакомятся с особенностями и требованиями к работе парикмахера. Результат: обучающиеся умеют ухаживать за своими волосами.
Тема14,15. Практическая работа. Конкурс «Юный парикмахер» (4 часа)
Обучающиеся знакомятся с различными модными причёсками, стрижками; учатся делать сами прически. Результат: защита причёсок, выполненных своими руками.
Тема 16. Экскурсия в районную библиотеку (2 часа)
Знакомство с деятельностью библиотекаря. Результат: обучающиеся знают особенности работы библиотекаря.
Тема 17. Практическая работа «Книжкина больница» (2 часа)
Обучающиеся учатся ремонтировать книги. Результат: отремонтированные книги.
Тема 18. Понятие «Трудолюбие» (2 часа)
Работа над значением слова «трудолюбие». Чтение и анализ турецкой сказки. Анализ пословиц о труде. Результат: обучающиеся понимают значение слова «трудолюбие».
Темы 19,20,21. Игра – путешествие «Мы едем в автобусе» (6 часов)
Знакомство с профессией водителя. Встреча с водителем. Требования к работе водителя. Повторение правил дорожного движения. Игра «Мы едем в автобусе». Результат: обучающиеся знают требования к работе водителя.
Тема 22. Подарок создаём своими руками (2 часа)
Практическая работа. Изготовление подарка для мамы. Результат: подарок для мамы.
Темы 23,24. Утренник «Наши мамы и бабушки» (4 часа)
Репетиция утренника. Поздравление мам и бабушек с праздником 8 Марта.
Результат: участие детей в празднике.
Тема 25. Практическая работа. Общественно-полезный труд (2 часа)
Актив класса. Выполнение общественного поручения. Работа в звеньях: санитары, цветоводы, трудовики, физорги. Результат: обучающиеся научились выполнять поручение по требованиям.
Тема: 26. Практическая работа. Наводим порядок в школе (2 часа)
Работа в группах. Организация уборки территорий в школе. Результат: убранные и чистые территории школы.
Тема 27. Беседа «Чтобы хорошо трудиться, надо хорошо учиться» (2
часа)
Пословицы об учебе, знаниях. Загадки о разных учебных предметах. Твой любимый предмет. Как трудный предмет превратить в любимый? Правила хорошей учёбы. Будущая профессия и сегодняшняя учёба. Результат: выработка правил хорошей учёбы.
Тема 28. Встреча. Беседа «Труженики тыла» (2 часа)
Встреча с тружеником тыла. Знакомство обучающихся с условиями и видами работы тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Самоотверженный труд. Результат: обучающиеся расширяют кругозор; прививаются патриотические чувства.
Темы 29,30. Субботник «Уборка у памятника вдовам войны в посёлке» (4
часа).
Практическая работа. Результат: убраны территории у памятников вдовам в посёлке.
Темы: 31 Круглый стол «На занятиях я научился» (2 часа)
Подведение итогов проведённых занятий. Викторина «Мир профессий вокруг меня». Результат: обучающиеся знают основные требования к изученным профессиям.
Темы: 32, 33. Сочинение «Я иду к свой мечте» (4 часа)
Письменное рассуждение о путях продвижения обучающимися к своей профессиональной мечте. Результат: выставка сочинений.
Тема: 34. Резервное занятие (2 часа)
Содержание программы «Кем быть»
4 класс
Тема 1. Вводное занятие. Мир труда вокруг меня. Игра «Я мечтаю
стать…» (2 часа)
Знакомство с обучающимися. Игра «Я мечтаю стать…». Понятие «труд». Знакомство с различными профессиями, предметы и вещи которых находятся вокруг ребят. Результат: обучающиеся учатся видеть и ценить труд людей.
Тема 2. Дискуссия «Труд облагораживает человека?» (2 часа)
Дискуссионное занятие. Лень и труд. Как труд меняет человека? Зачем надо трудиться? Примеры из жизни обучающихся. Результат: обучающиеся понимают значение труда в жизни человека.
Тема 3. Труженики тыла в годы ВОВ (2 часа)
Знакомство с историей страны – событиями ВОВ. Как ковалась Победа. Роль в этом тружеников тыла. Результат: формирование патриотических чувств.
Тема 4. Помощь престарелым людям (2 часа)
Практическая помощь престарелым людям посёлка. Результат: оказана конкретная помощь престарелым людям.
Тема 5. Труженики нашего посёлка (2 часа)
Встреча с известными тружениками посёлка. Знакомство с видом деятельности этого человека. Что для него значит труд? Результат: воспитание у обучающихся любви к труду.
Тема 6. Хочу быть учителем (2 часа)
Знакомство с особенностью и требованиями к работе учителя. Результат: у обучающихся формируется уважение к труду учителя.
Тема 7. Встреча с учителем – ветераном (2 часа)
Педагог рассказывает о своём трудом пути, успехах и достижениях.
Результат: обучающиеся интересуются о педагогическом пути своего учителя.
Тема 8. Пробные уроки в начальной школе (2 часа)
Практическая работа. Обучающиеся сами пробуют провести отдельные этапы уроков в начальных классах. Результат: проба педагогической деятельности.
Тема
9.
Кто
управляет
нашим
посёлком?
Встреча
с
главой
Зональненского поселения (2 часа)
Встреча с главой Зональненского поселения. Знакомство с деятельности Главы; с перспективами развития посёлка. Результат: обучающиеся готовы рассказать о встрече своим родителям.
Тема 10. Профессия журналиста (2 часа)
Знакомство с особенностью и требованиями к работе журналиста. Результат: обучающиеся изучают периодическую печать.
Тема 11. Учимся написанию статьи в газету (2 часа)
Обучающиеся учатся брать интервью; фотографировать; писать содержание интервью. Результат: написана статья в газету или на школьный сайт.
Тема 12. Профессия военного (2 часа)
Знакомство с особенностью и требованиями к службе военного. Учимся строиться, перестраиваться, ходить строем. Результат: обучающиеся интересуются службой своих братьев, отцов в рядах Вооруженных Сил.
Тема 13. Экскурсия в военкомат (2 часа)
Знакомство с условиями нахождения солдат в военкомате. Требования к службе солдат. Обмундирование, питание солдата. Результат: обучающиеся рисуют оружие.
Тема 14 . Участие в акции «Посылка солдату» (4 часа)
Знакомство с реализованным проектом обучающихся «Посылка солдату». Проведение подобной акции в школе: объявление по классам; сбор информации о солдатах - бывших выпускников школы; поиск спонсоров; приобретение содержимого для посылок; оформление их и отправка. Результат: отправление посылок для солдат – бывших выпускников школы.
Тема 15. Профессия дизайнера (2 часа)
Знакомство с особенностью и требованиями к работе дизайнера. Результат: расширение кругозора обучающихся о мире профессий.
Тема 16. Экскурсия в мастерскую прикладного творчества(2 часа)
Знакомство с особенностями работы дизайнера на практике. Результат: приобретение изделия.
Тема 17. Изготовление подарка маме (4 часа)
На практике обучающиеся пробуют проявить дизайнерские способности при изготовлении поделки. Результат: поделка – подарок для мамы.
Тема 18. Подготовка и участие в ярмарке «Масленица»(4 часа)
Знакомство с праздником Масленица. Изучение организации праздника. Подготовка к участию в празднике: разучивание песен, хороводов; изготовление сладостей. Результат: участие в школьной ярмарке.
Тема 19. Профессии моих родителей (4 часа)
Рассказ родителей о своей профессии, о своей работе. Обучающиеся выделяют главные требования к профессии. Результат: обучающиеся понимают, как можно найти свою будущую профессию.
Тема 20. Профессия полицейского (2 часа)
Знакомство с особенностью и требованиями к профессии военного. Результат: обучающиеся понимают свои права и обязанности.
Тема 21. Выставка семейного рисунка «Профессии в моей семье» (2 часа)
Вместе с родителями обучающиеся рисуют о профессиях в их семье. Обучающиеся рассказывают содержание рисунков; оформляют выставку. Результат: оформленная выставка рисунков.
Тема 22. Просмотр и обсуждение фильма о тружениках (2 часа)
Результат: у обучающихся формируется уважение к труженикам.
Тема 23. Учёба-главный твой труд (2 часа)
Беседа о значении получения знаний. Советы, как стать успешным в учёбе. Результат: у обучающихся есть желание хорошо учиться.
Тема 24. Развиваем свои способности и интересы через кружки (2 часа)
Посещение занятий в кружках и спортивных секция, проводимых в школе. Рассказ руководителей о деятельности кружковцев. Результат: обучающиеся записываются в кружки.
Тема 25. Как добиться успеха? Встреча с успешным человеком (4 часа)
Гость рассказывает о своей деятельности, о путях достижения успеха. Результат: у обучающихся есть желание быть успешным.
Тема 26. Презентация «Профессия моей мечты» (2 часа)
Обучающиеся вместе с родителями делают презентации о профессиях, которые нравятся детям. Выступление ребят. Результат: презентации обучающихся о профессиях, которые их нравятся.
Тема 27. Статья для школьного сайта «На занятиях я узнал…» (2 часа)
Подводятся итоги изученного материала на занятиях. Обучающиеся пишут статьи для школьного сайта «На занятиях я узнал…». Результат: написанные статьи для школьного сайта.
Тема 28. Резервные занятия (4 часа)
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, магнитофон, бумага для офисной техники, альбомы, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, наборы тканей, нитки, иголки, конструкторы, доски, гвозди, грабли, мешки, лопаты и другое. В календарно-тематическом планировании прописано материально- техническое обеспечение по темам и классам.
Литература:
1. Алдонина, Р. Удивительные люди / Р. Алдонина // Миша.- 2010.- № 11.- С. 2-3: ил. Стихи о профессиях. 2. Артюх, Е. Крепче за баранку держись, шофер? / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 9.- С. 12-13: ил. Об изобретении автомобиля и о профессии шофер. 3. Артюх, Е. От каменной иглы до миникомпьютера / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-№ 11.- С. 14-15: ил. О профессии портного и швеи. 4. Артюх, Е. Самая вкусная профессия / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 10.- С. 14-15: ил. 5. Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7.- С. 15-18: ил. 6. Кем ты хочешь стать в будущем? // Клепа.- 2006.- № 6.- С. 16-17: рис. 7. Лугарев, А. "Я в ученые пойду, пусть меня научат" / А. Лугарев; худож. В. Уборевич-Боровский // Миша. - 2010.- № 8.- С. 28-29: ил. Тест "Какую профессию выбрать". 8. Лугарев, А. Спорный вопрос: будешь учителем? / А. Лугарев; худож. Е. Резниченко // Клепа. - 2007.- № 9.- С. 4-5: рис.
9. Мухина Е. А. Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 10.Павлова, Е. С Днем парикмахера! / Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9.- С. 28-29. Игротека посвящена профессии парикмахера. 11.Пекарь // Весёлые уроки.- 2009. - № 2.- С. 20-21: ил. О профессии пекаря.
В раздел начальное образование

