Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации по выработке фонематического слуха для формирования у учащихся начальных классов орфографической зоркости на уроках русского языка"

Методические рекомендации

Автор: Шипачева Светлана Васильевна, учитель начальных классов, КГУ Средняя школа №4, Город Аксу, Павлодарская область, Казахстан



В раздел начальное образование




Тема: Методические рекомендации по выработке

фонематического слуха для формирования у учащихся

начальных классов орфографической зоркости на уроках

русского языка

Актуальность проблемы
Над совершенствованием орфографической и речевой грамотности трудятся педагоги многих поколений, много лет трудилась и я. Много читала, искала, применяла, добивалась всегда неплохих результатов. Но время меняется, меняются программы, меняются требования и соответственно отношения к знаниям у учащихся и их родителей. Общество заинтересовано в творческой личности, грамотной и эрудированной. Но прикладывая максимум сил, старания со стороны и учителя и учащихся, дети допускают орфографические ошибки. Видимо причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. В своей работе я решила выстроить систему подходов для формирования грамотного письма, чтобы помочь учащимся, грамотно писать. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? Исходя из этого, возникла проблема с поиском ответа на вопрос, как организовать процесс обучения русскому языку, чтобы он способствовал максимальному развитию орфографической зоркости. По мнению ряда лингвистов, психологов и методистов формирование орфографических умений учащихся начальной школы оказывается недостаточно эффективным еще потому, что на начальной ступени обучения происходит становление круга познавательных способностей, особенно интенсивно должны развиваться способности(чтение, письмо, вычислительные навыки), лежащие в основе продуктивной мыслительной деятельности. И за этим объёмом разрозненных умений и навыков, ребёнку трудно усвоить такой сложный мыслительный процесс, который привёл бы его к безошибочному письму.
Цель исследования:
установить целесообразность использованных мною способов формирования орфографической грамотности учащихся.
Задачи исследования:
 Рассмотреть псих олого-педагогические и методические аспекты процесса формирования орфографической грамотности учащихся.  Выработать рекомендации по внедрению данной методики в обучении русскому языку.  Проверить эффективность предложенной системы упражнений и сформулировать методические рекомендации по их использованию.  Стремиться усилить влияние учебного предмета «русский язык» на процесс всестороннего развития личности школьника.

Объект исследования:
учебный процесс обучения учащихся 1-4 классов.
Предмет исследования:
формирование орфографической грамотности на уроках русского языка через развитие фонематического слуха.
Гипотеза
: Выстроенная мною система работы будет способствовать формированию орфографической зоркости: учащиеся научатся грамотно писать, повысится мотивация учебной деятельности и приведёт к успешности ученика.
Методы исследования:

Теоретические:
изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; сравнительный анализ продуктивной деятельности учащихся.
Эмпирические:
наблюдение, тестирование, опросы учащихся, индивидуальные беседы.
Сроки исследования:
исследование начато в 2012 году, предполагаемое окончание 2016 году.
Этапы исследования:
1. Диагностический: изучить, проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. 2. Прогностический: построить модель новой методики обучения русскому языку, сформулировать гипотезу, спрогнозировать ожидаемые положительные и негативные результаты. 3. Практический: вести наблюдения, отслеживать промежуточные, текущие результаты. Описание опыта. Выводы.
Критерии развития орфографической грамотности
 Ставить орфографические задачи (находить орфограммы)  Применять упражнения для развития памяти (смысловой, слуховой, зрительной) и мышления;  Осуществлять орфографический самоконтроль.  Безошибочно писать
Прогноз ожидаемых результатов
Среди упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости учащихся, можно выделить две группы: упражнения для восприятия материала на слух и упражнения при зрительном восприятии текстов. Первые предлагают обучение прогнозированию орфограмм, т.е. их нахождение фонем для записи слов(фонематический слух), вторые тренируют в самоконтроле по
ходу записи слов с орфограммами и после их записи. Важны в работе обе группы. Они существуют вместе: услышал- проверил, написал- проверил.
Прогноз возможных негативных последствий.
 Однообразные и однотипные упражнения.  Применение этого вида работы на уроках русского языка снизит интерес к учебе.
Система работы и наблюдения
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большой части детей она слабо сформирована. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5-й класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50 %.Почему? По мере прохождения тем, отрабатываем правила правописания, изучаем алгоритмы, но ошибок меньше не становится. А всё потому, что м етодика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение , направленное на развитие орфографической зоркости. А разрозненное изучение и отработка правила результатов не даёт. К тому же, действует весьма мощный фактор: понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. А самое главное, нет ни одного специального пособия по методике правописания, а сама орфографическая система отнюдь не едина и методическое построение курса русского языка
лишено цементирующего стержня, единого каркаса
, связывающего все правила правописания и осмысливающего их. Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. А что такое орфограмма? В.В. Репкин определяет ее как «элемент буквенной символики, который точно определить по произношению невозможно». Что же происходит на практике, почему учащиеся допускают так много орфографических ошибок в своих работах? На этот вопрос тоже есть ответ. Чтобы безошибочно записать слово, ребенок должен выполнить
орфографическое

действие
. Какое действие? Каковы его шаги? Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие?  Обнаружить орфограмму  Определить на слух, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание)
 Проверить слабую позицию или подобрать слово с той же морфемой в сильной позиции (корень, проверочные слова для безударных окончаний)  Действую по закону русского языка, т.е. обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова  При таком, фонематическом подходе,
устраняется
значительная часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего большинства учащихся, непонимание связей между отдельными правилами, отсутствие способов самоконтроля и т.п. Простейшие сведения о фонеме, ее сильных и слабых позициях позволяют: — сформировать орфографическую зоркость учащихся на основе сопоставления произношения и написания слов, независимо от уровня теоретических знаний по языку; — вооружают детей единым алгоритмом орфографического действия – проверка слабых позиций фонем сильными позициями в той же части слова. Такой подход позволяет построить обучение письму на основе правил таким образом, что в начале учащиеся постигают общие закономерности русской орфографии, в результате чего,
каждое отдельное правило рассматривается как частное

проявление общей закономерности
. Сознательным владением орфографией является умение выделять орфограммы, относить каждую к необходимому правилу, и главное, писать в соответствии с правилом. Орфографические правила регулируют написание не одного, а целой группы слов, объединенных чем-то общим, что облегчает письменное общение. С точки зрения фонематического принципа написания,
правило – это своеобразная

инструкция по нахождению сильной позиции, позволяющая вскрыть связи

между отдельными правилами, тем самым выявить их системность.
Это система, применение которой, может указать ученику правильное решение орфографической задачи. Сюда относятся три основных правила русского правописания: безударные гласные, глухие согласные и парные звонкие, непроизносимые согласные в корне слова. В отличие от фонематических написаний (пиши как слышишь) и традиционных (основаны на запоминании графического образа слова) эти правила связаны с ведущим принципом русской орфографии – морфологическим. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем и определяет существенные различия этих правил от других. Приступая к работе над любым орфографическим правилом, учитель должен четко осознать, какие знания и умения лежат в его основе. Вышеназванные правила усваиваются на фонетико – словообразовательной основе через формирование следующих умений:
1)
Различение
гласных и согласных звуков; безударные и ударные гласные: звонкие и глухие согласные; 2)
Соотносить написания и произношения
слов, устанавливая различия и сходства; 3) Разбирать
слово по составу
; 4) Подбирать
однокоренные слова
. Очень важно взаимодействие между ними на основе сходства и различия. Поэтому изучать орфографические правила необходимо вместе, объединяя, т.к в основе лежит единый алгоритм орфографического действия. Такой подход к обучению убыстряет формирование орфографических навыков. В качестве примера рассмотрим фрагмент урока, на котором дети одновременно знакомятся с тремя однородным правилами. На доске записаны слова: Стол Столы Столовая Столик Грибы Гриб Грибок Грибки Место Местность Разместить Местный Ребёнком осуществляется словообразовательный анализ слов: от какого слова образовано? Какая связь между этими словами? Такая работа со словами способствует словообразовательному анализу, развитию речи, мышления, памяти и в то же время - выявлению корней, проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и приводит в конце концов к осмысленному письму. Грамматической основой правописания гласных и согласных корня является положение:
«Корень в родственных словах пишется одинаково независимо от

произношения».
И называем мы их корневыми орфограммами. Используем для этих орфограмм единый алгоритм по Львову М.Р.: 1. Найдите корень. 2. Есть ли в корне безударная гласная (парная, непроизносимая согласная ) 3. Измени слово, подобрав родственное. 4. Сравни проверочное с проверяемым. 5. Как будешь писать корень? 6. Проговори, напиши, проверь.
Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. И зачастую их дети знают, но применять эти правила при письме не умеют. Выбрать правильное написание возможно, только опираясь на правило. Поэтому при первом знакомстве с правилом, необходимо многократное возвращение к нему, к способам его применения. В теоретических тетрадях заполняется таблица орфограмм. По мере изучения тем она пополняется и является настольной, основной инструкцией правописания. По окончанию 1 класса она включает в себя только 3 орфограммы:
Орфограмма

(объясни)

Способ проверки

Правило (проговори)

Пример
1. Большая буква в именах собственных Имена, фамилии, клички животных , названия рек… Александр Сергеевич Пушкин, Павлодар,Иртыш 2. Перенос слов Переносим по слогам Ру-ка, гру
п
-
п
а, ча
й
-ка, кон
ь
-ки 3. Устойчивые сочетания: Жи-ши, ча-ща,чу-щу Запомни правописание устойчивых сочетаний
Жи
ть,
ши
ть ,
чу
жой,
щу
ка,
ча
ща... Но на протяжении всего первого класса необходимо проводить фонематическую ориентировку в каждом записанном слове на различение сильной и слабой позиции в ударном и безударном положении, позиции согласных, в зависимости от стоящей за ней гласной. К концу первого класса ребёнок должен уметь соотносить звук и букву, фиксировать это соответствие и несоответствие, указывая на "ловушки". Для этих целей и для предупреждения пропусков и замены букв, ещё в букварный период разработала и стала применять на уроках
алгоритм списывания текста
под моим контролем, а дома под родительским. Этот алгоритм находился у каждого ученика на столе. Ключевые слова выделены. 1. Слушаю выразительное (орфоэпическое) чтение первого предложения. 2. Слушаю выразительное, а затем слоговое чтение
первого слова
. 3. Замечаю разницу в произношении. Это «ловушки» 4. Диктую себе по слогам. Кладу ручку в другую руку.
5. Беру карандаш. Ставлю ударение. Подчёркиваю «ловушку» 6. Проверяю, все ли буквы на месте. 7. По этому алгоритму пишу другие слова предложения. Проверяю. Просматриваю предложение. Если аккуратно, красиво, ставлю над точкой
«+»
И так постепенно, не торопясь, отрабатывается письмо по алгоритму, который к концу букварного периода отточен, введён в подсознание. Процесс письма ускоряется, комментирование становится коротким, но действия остаются на протяжении всего первого класса (сокращённый вариант): 1. Читаю выразительно… 2. Читаю по слогам… 3. Диктую… 4. Проверяю… 5. Ставлю ударение… 6. Подчёркиваю «ловушки»… А "ловушек" на конец букварного периода уже 10, ведь за курс 1 класса предстоит детям ознакомиться с 12-ю орфограммами: 1. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце 2. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных. 3. Правописание устойчивых сочетаний (жи-ши, ча-ща, чу-щу, ) 4. Правописание чк-чн без мягкого знака. 5. Гласные. Ударение 6. Отдельные случаи правописания безударных гласных. 7. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных. 8. Согласные. Твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие. 9. Отдельные случаи написания парных звонких и глухих согласных. 10. Разделительный Ь. Разделительный Ъ.
11. Перенос. 12. Предлог. С 10-ю из них, кроме переноса и предлога, дети знакомятся ещё в букварный период, хотя, сталкиваясь в процессе работы, мы о них говорим. Заканчивая букварный период, дети имеют представления об орфограммах, учатся их замечать, подчёркивая при письме. Приведу некоторые данные по классу. На конец первого полугодия проводила контрольное списывание. С работой справились все 28 учеников («5»-11; «4»-15, «3»- 2). Качество составило 92,8%. На этот момент не писал диктант только один ученик. Эти наблюдения вдохновили меня и убедили в правильности выбора. Во втором полугодии программу «Родное слово» разбила на 5 модулей, каждый из которых имеет свои цели, задачи, направлен на выработку определённых умений и навыков. Модуль № Тема модуля Ключевые умения и навыки Кво.часо в 1.
Речь. Предложение
. Большая буква в начале предложения. Точка в конце 16
«Звуки и буквы»

Фонетика
Расхождение в произношении и написании слов 2.
Гласные буквы и звуки.

Ударение.Слог.
Гласная образует слог. Количество гласных = количеству слогов. Ударные и безударные гл-е 16 3.
Согласные буквы и звуки.

Твёрдые и мягкие согласные.

Работа гласных.
-а,о,у,ы,э-делают согласные твёрдыми -е,ё,и,ю,я- делают согласные мягкими -позиции е,ё,ю,я в начале слова и после гласных-2 звука 16
4.
Согласные буквы и звуки.

Звонкие и глухие . Оглушение
-место звонких в алфавите - парные звонкие и глухие - оглушение звонких на конце и перед глухими 16 Алфавит.Обобщение 2
«Слова бывают разные»

Синтаксис
Предмет, его действие и его признак 5.
Слова - предметы
-предметы главные в предложении и неглавные. Имена собственные. 12
Признаки предметов и их

действия
- слова признаки -слова действия Описание предмета. Предлог 10
Каждый модуль имеет свои знаки
. Они отражаются в тетрадях простым или цветными карандашами.
В 1 модуле
«Речь. Предложение Звуки и буквы» отрабатывается сокращенный вариант комментирования, повторяются изученные в Букваре правила.
Во 2 модуле
« Гласные» - рассматривается ударение, положение гласных в сильной и слабой позиции и влияние этой позиции на произношение и написание слов. В тетрадях дети ставят красную точку под всеми гласными. Встречающиеся йотированные гласные звуки, в которых образуется два звука, отмечаются двумя точками (красной и зелёной–Й –всегда мягкий). Алгоритм комментирования сохраняется с подчёркиванием «ловушек» и орфограмм.
Алгоритм усвоения темы: «Гласные звуки и буквы. Ударение и слог»
1. Читаю выразительно предложение… (слово) 2. Читаю по слогам первое слово…
3. Диктую его по слогам… 4. Проверяю… 5. Ставлю ударение… 6.Замечаю «ловушки»… 7. Беру красный карандаш, (ставлю точки под гласными) гласный _ образует слог __/, гласный _ образует слог__/… В слове _ гласных и __/ слогов.
В 3 модуле
«Твёрдые и мягкие согласные» рассматривается работа гласных, их влияние на твёрдость-мягкость согласных звуков и обозначение их буквами. Рассматриваются позиции, в которых пишем и не пишем смягчающий Ь. В теоретическую тетрадь вклеивается памятка по теме и алгоритм работы по теме. Родители и дети видят, что в работе сохраняется красный, добавляются синий и зелёный карандаши. Шаги алгоритма 1-6 - прежние, а последние пункты алгоритма меняются: гласный__(красная точка) делает согласный твёрдым (синяя), мягким (зелёная) точки. В процессе работы идёт усвоение детьми: -ж,ш,ц –всегда твёрдые; ч,щ,й –всегда мягкие. Правописание Ь, как показателя мягкости согласных
Алгоритм усвоения темы: «Твёрдые и мягкие согласные»
1. Читаю выразительно предложение…( слово) 2., 3, 4, 5, 6 Читаю, диктую, проверяю, ставлю ударение, замечаю «ловушки»… 7. Беру красный, синий и зелёный карандаши. 8. Гласная _ образует … (твёрдое слияние – синим, мягкое – зелёным)
4 модуль
«Звонкие и глухие согласные». Чтобы не путать, предложила обсудить и решить, каким цветом выделять звонкие и глухие. Дети остановились на жёлтом (звонкий) и коричневом (глухой). Звонкость и глухость согласных не зависит от гласных. Гласные рассматриваем, как помощники при проверке. Звонкие и глухие определяем по звучанию, местоположению в алфавите, на ленте букв. На данном этапе изучаются и усваиваются: -парные согласные: -б-п; в–ф; г-к; д-т;ж-ш; з-с. -оглушение звонких на конце (и если встречается- перед глухими согласными) - глухие на конце слова не изменяются, оглушения нет. Не стоит рассматривать звонкость - глухость каждого звука в каждом слове. Это утомляет и ведёт к перегрузкам. Рассматривать для анализа только те случаи, в которых наблюдается оглушения - орфограммы.

Алгоритм усвоения темы: «Звонкие и глухие согласные»
2,3,4,5, 6 Читаю…диктую…проверяю…ставлю ударение…отмечаю «ловушки» 7. Беру жёлтый, коричневый, красный. 8. Согласный_ звонкий – жёлтым; согласный _ глухой- коричневым… 9. Гласный _ контролирует букву _.
5 модуль «Слова предметы, признаки и действия»
отличается от предыдущих своей направленностью. Если 2,3,4 модули предусматривают фонетико- орфографические цели, то 5 модуль – синтаксические. Характер работы на уроке тоже меняется. Неизменным остаётся только краткий алгоритм комментирования, пункты 1,2,3,4,5,6. При встрече с корневой орфограммой проводится работа по подбору короткого проверочного слова или изменения формы слова (один - много). Как показали контрольные работы по завершению изученных модулей, эта система работы способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, речи, что немаловажно для успешного обучения школьников. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит детей делать выводы и обобщения. Грамматический минимум для 2 класса ориентирован на предметные результаты обучения. С одержание практической деятельности направлено на овладение речью (устной и письменной), качествами речи: ясностью, точностью, выразительностью, правильностью; на обогащение словарного запаса. Осуществлению этих задач способствует планомерная единая работа над словом. Алгоритм работы не меняется. Меняются только темы и в зависимости от темы способ нахождения слов для объяснения детьми. При изучении темы "Повторение" (10ч), чтобы вспомнить гласные, согласные, их роль в слове использую цветные карандаши и сокращённый вариант комментирования детьми записываемых слов. "Звуки и буквы" изучаем 30 часов. Цветными карандашами уже не пользуемся, а ориентируясь на ударный слог и корень, указываем на сильную и слабую позиции и способы проверки слабой позиции. Для более точного проговаривания алгоритма правописания, пополняем таблицу орфограмм и пользуемся ею ежедневно, т.к. она "растёт" в теоретических тетрадях. К трём правилам за 1 класс добавляется: - перенос с Й,Ь, удвоенной согласной
- правописание безударных гласных - правописание парных согласных - правописание непроизносимых согласных и способы их проверки. Изучению темы "Состав слова" необходимо уделить особое внимание, т.к тут закладывается основа всего правописания. Дети усваивают неизменяемые приставки, рассматривают их роль в слове, сравнивают с предлогами и учатся их различать. Таким же образом учатся различать разные группы суффиксов, их местоположение и правописание. Особая роль отводится работе по выделению корня, его правописание. Добавляем в таблицу орфограмм: - приставка - предлог При изучении темы "Существительное" учить находить существительные по вопросам и лексическому значению слова. Во всех существительных указывать ударение, рассматривать позиции и уметь их объяснить. В табличку добавляем правило: - Ь после шипящих у сущ-х мужского и женского рода При изучении тем "Имя прилагательное", "Глагол", также как и при изучении предыдущей темы, учим находить слова изучаемой части речи и объяснять их правописание в зависимости от позиции. Итак, тема за темой растёт таблица орфограмм, дети опираясь на неё объясняют проверку и правописание слов. На конец 3 класса эта табличка содержит 18 орфограмм. И на начало 4 класса я её переработала в зависимости от фонематических написаний, уровня сложности орфограмм и порядка изучения в 5 классе. Сейчас, в 4 классе, добавляется только две орфограммы и она у нас выглядит так: №
Орфограмма

(объясни)

Способ проверки

Правило (проговори)

Пример
1 Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Поставить гласную под ударение Гр_за – грозы З_мля – земли 2 Безударные гласные, Выучить написание Вокзал, рюкзак,
не проверяемые ударением (словарные слова) словарных слов 3 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова После парной согласной поставь гласную Гри_ - грибы Шу_ка – шуба Ни_кий – низок 4 Непроизносимые согласные в корне слова Подбери короткое исходное слово Опасен – опа
сн
ый, вку
сн
ый – вкус, че
стн
ый – честь, место-местный 5 Устойчивые сочетания: Жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк-чн Запомни правописание устойчивых сочетаний
Жи
ть,
ши
ть ,
чу
жой,
ча
ща, Пти
чк
и,ску
чн
ая 6 Разделительный Ъ знак Разделительный Ь знак После приставок на согласную перед корнем на Е,Ё,Ю,Я В корне после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я Под
ъе
зд ,с
ъе
л, об
ъё
м
Пье
са, воро
бьи
, на
лью
7 Раздельное написание предлогов со словами Между предлогом и словом ставь вопрос или слово От берега От (какого)берега? От высокого берега 8 Мягкий знак после шипящих у существительных У существит-х М р после шипящих Ь не пишем, у сущ-х Ж.р - пишем Мя
ч
, но Ноч
ь
Камы
ш
, но помощ
ь
9 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных Ь смягчает согласный Пи
сь
мо, де
нь
, но Кончик, хи щник (
ч - щ
всегда мягкий звук) 10 Слитное написание приставок У глаголов нет предлогов. Знай приставки с «о», «а», «е», «и»
При
ш
ё
л
От
бежал
Съ
ехал,
с
делал 11 Правописание Подставляй слово «нет» НЕТ ключика – ключик, но
суффиксов ИК и ЕК (есть «и» - пишем ИК, выпал гл ас- ный – пишем ЕК) Выучи словообразовательные суффиксы. НЕТ замочка - замочек 12 Безударные окончания существительных Ключ: 1 скл - река; 2 скл. – двор; 3 скл.- степь; О мыш_ (мышь-3скл -степь) О степ
и
– о мыш
и
О мышк__ (мышка-1 скл – река) О рек
е
– о мышк
е
13 Безударные окончания прилагательных Какое окончание у вопроса к прилагательному, такое и у прилагательного Как
ая
? - быстр
ая (ая, яя)
Он как
ой
?- быстр
ый

(ый,ий,ой)
Как
ому
? – быстр
ому(ому-

ему)
14 Безударные личные окончания глаголов (Выучи глаголы – исключения. Их 11) Ключ: поставь этот глаг. в НФ 1спр –
а,о,у,ы,я
,- перед ТЬ - пишем в окончании Е (- ут,-ют) 2 спр –
и
перед ТЬ – Пишем И ( -ат, -ят) Бега_шь – (бег
а
ть -1 спр – Е) – Бега
ешь
Чист_м – (чист
и
ть -2 спр – И) – Чист
им
15 НЕ с глаголами пишутся раздельно Кроме исключений: Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить
Не
знал,
не
писал. 16 Глаголы настоящего и буд. времени единственного числа имеют окончания На конце глаголов во 2 ом лице пишется
Ь
Реша
ешь
, дума
ешь
. Чист
ишь
, смотр
ишь

--ЕШ
Ь
; --ИШ
Ь
; 17 Правописание -тся,- ться у глаголов Вопрос: что делает?, что сделает? - тся Вопрос: что делать?что сделать? - ться Умывае
тся
Умыва
ться
18 Большая буква в именах собственных Имена, фамилии, отчества, клички животных , названия рек… Александр Сергеевич Пушкин, Павлодар,Иртыш 19 Перенос слов Переносим по слогам груп-па, чай-ка 20 Правописание у сущ- х
- о -е
после шипящих и ц Под ударением -О Без ударения -Е Плечом, клещом, вожжой, но Пальцем, в оконце, задачей Анализ мониторинга, проведённого в 1 четверти ( входной диктант -10 сентября, промежуточный -1 октября и 2 ноября итоговый), видим : Диктанты "5" "4" "3" "2" Качество Входной 5 13 5 - 75% Промежуточны й 3 12 10 - 60% Итоговый 8 12 5 - 80% качество диктанта составляет от 60 до 80%. Но большее количество ошибок приходится всё-таки на правописание безударных гласных (12; 15; 8). Как я уже говорила выше, это самая трудная орфограмма. Она требует постоянного контроля и в текстах её количество преобладает над всеми орфограммами.
Выводы:
К четвёртому классу можно говорить о каких - то выводах. Во-первых, уроки русского языка, несмотря на свою трудность, доставляют детям огромное удовольствие, так как каждый знает, над чем работает и что необходимо усвоить по изучаемой теме.
Во – вторых: каждая тема предусматривает отработку определённых орфограмм. Дети видят их, подчёркивают и могут объяснить способ проверки. В - третьих: домашние задания так же не предоставляют трудности, т.к. отрабатываются грамматические задания, изучаемые в классе, только на другом материале. Такая работа с орфограммами дала возможность иначе строить свои уроки, научила выделять основное, главное, что , на мой взгляд, приносит успех детям и мне. Сейчас я вижу результаты, намечаю путь, по которому необходимо идти к своей цели: комфортное, успешное обучение грамотному письму. Будем работать дальше, ведь по отзывам ребят мы на правильном пути. Из 25 отзывов, 21 говорят о том, что им памятка помогает грамотно писать, выполнять домашнее задание. Они стали внимательнее, собраннее и самостоятельно справляются с выполнением домашних заданий. Им эта работа нравится, на уроках русского языка интересно и как они говорят "не трудно". Трудно только новеньким.
Все мы знаем, что познавательная самостоятельность характеризуется

следующими критериями:
1. Потребностью в знаниях 2. Умением самостоятельно мыслить. 3. Способностью ориентироваться в новой ситуации 4. Стремлением найти свой подход к новой задаче 5. Желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания. 6. Способностью высказать свою точку зрения, независимую от других. Все эти критерии могут развиваться только при условии успешности ученика. А успешность, уверенность в себе, спокойствие и радость познания мои ученики получают при работе с орфограммами.


В раздел начальное образование