Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора) с детьми в урочное и во внеурочное время. Представление своего педагогического опыта."

Методическая разработка

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ КРОЦ, Москва



В раздел начальное образование




Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора) с

детьми в урочное и во внеурочное время. Представление своего

педагогического опыта.

Матвеева Светлана Николаевна учитель-дефектолог

ГБОУ КРОЦ г. Москвы

e-mail: marina.rosha28@mail

Аннотация:
Моя работа еще раз подтверждает утверждение о том, что все дети любят играть и мечтают стать гениальными. Считаю, что данная педагогическая работа может быть использована, как дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся на уроках технологии, окружающего мира, проектной деятельности, математики и во внеклассной работе.
Актуальность:
в настоящее время конструктор ЛЕГО помогает ребенку фантазировать, раскрывать творческий потенциал, развивает связную речь и мелкую моторику рук, мышление и логику. Популярность конструктора ЛЕГО, а также простота его элементов позволяет ребенку с ОВЗ открывать мир, творить и самому создавать предметы окружающей действительности. В своей педагогической работе я использую конструктор ЛЕГО во время проведения уроков технологии и окружающего мира. Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: “Дом”, “Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их необходимо использовать для развития словарного запаса ребёнка. Для закрепления пройденных лексических тем я использую такие элементы игры и во внеурочное время. Дети очень любят такие творческие занятия, где самостоятельно пробуют свои силы в построении простых фигур. Даже самый маленький набор строительных элементов набора ЛЕГО помогает ребенку с ограниченными возможностями открыть новый мир познания. Как, например, на уроке при изучении темы «Домашние животные. Какие они?» мои ученики 1 «б» класса рассмотрели фигурки домашних животных, построили ферму. Именно такая игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Элемент урока на тему: «Творим, строим, измеряем».

Цель:
Учить детей сравнивать величину предметов с помощью «мерки». Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путём увеличения количества деталей. 1

Материал:
Плата, кубики, кирпичики.
Программное содержание
Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом (ферму, жилище). Ребята выполняют работу по словесной инструкции учителя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом (ферму) и отвечают на вопросы педагога. Играя дети, составляли рассказ по опорному плану. Именно в таких играх развивается связная речь, воображение, ловкость рук, эмоции, чувства и мышление. Ребята учились работать в паре и помогать друг другу.
Преимущества использования конструктора ЛЕГО:
-с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры; -при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха; -конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей и детей с ОВЗ; -конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Игры с мелкими предметами. Подборка игр.

“Кто запомнит?”

Оборудование
: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание
: педагог показывает ребенку образец фигуры (дает время 5-10 сек.) Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
“Волшебный куб”
2

Оборудование
: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.) Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.
Работа с бусами
Такой вид работы отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы
: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Содержание
: педагог раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
Рисование
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов 3
проведения линий.
Оборудование
: краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.
Содержание
: для начала хорошо использовать следующие приемы работы -обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов; -рисование по опорным точкам; -дорисовывание второй половины рисунка; -выполни рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 6 - 7 лет. Дети с большим интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает младших школьников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения педагога. Элемент урока
на тему: «Лес».

Цель:
Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур;
ориентироваться в

пространстве
, пользоваться словами: близко, упражнять счёт.
Материал
: плато, кубики и кирпичики из лего-конструктора. 4

Предварительная работа
: Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картины, обращайте внимание на деревья.
Программное содержание
: На столах лежат карточки, педагог загадывает
загадку:
Что же эта за девица? Не швея не мастерица? Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год! Педагог предлагает отгадать загадку и выложить на плато ответ. На общем столе собирается «лес» из плат с выложенными ёлками. Педагог задаёт вопросы: Какие деревья вы знаете? Таня у тебя какое любимое дерево? Каждый ребёнок выбирает образец любимого дерева и выкладывает на плато (дуб, яблоня, берёза и т.д) Элемент урока
на тему: «Транспорт».

Цель:
Учить детей составлять целое из геометрических фигур путём прикладывания одной детали к другой, преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.
Материал:
Плато, кубики и кирпичики.
Программное содержание:
Дети по словесной инструкции выкладывают самолёт, потом педагог предлагает изменить свой самолёт, сделать больше или меньше, и рассказать, что для этого понадобилось им. После по словесной инструкции, дети выкладывают корабль.
Ключевые слова
: водный, воздушный транспорт.
Необходимые СОВЕТЫ
-Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач). 5
-Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ своего ребенка.
Литература:
1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996. 2. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998. 3. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000. 4. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999. 5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000. 6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000. 7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002. 8. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост.: Е.А. Белый, К.Ю. Белая. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. 6


В раздел начальное образование