Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Внеурочное занятие кружка "Математические игры" по теме "Волшебный квадрат"

методическая разработка

Автор: Биккулова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия № 7, город Бугульма Республика Татарстан



В раздел начальное образование



Биккулова Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ гимназии № 7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Внеурочное занятие кружка «Математические игры» по теме «Волшебный

квадрат»

Цели
: Развитие познавательной активности детей; мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления. развитие личности ученика, его творческого потенциала; развитие интеллекта, исследовательского начала;
Планируемые результаты:

Предметные умения
: сформировать представление о магических квадратах и их разновидностях (судоку, танграм),
УУД:

Личностные
: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности (личностное самоопределение и смыслообразование ( установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - «какое значение, смысл имеет для меня учение?») )
Регулятивные
: формирование способов решения проблем творческого и поискового характера
Целеполагание
(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Контроль
(в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция
(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).
Оценка
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция
(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные
: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
: формирование умения правильно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Оборудование и наглядность: компьютер, интерактивная доска, презентация, фрагмент мультфильма, картинки из квадратов, конверты с частями «Танграма», с геометрическими фигурами для рефлексии, настольные игры с квадратами, мягкие кубы
Сценарий занятия

1.Организационный (мотивационно-целевой)
-Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
2
.
Постановка темы и цели задания
Фрагмент мультфильма «Спанч Боб – квадратные штаны» - Ребята, вы знаете этого героя?
(Ответы детей)
- Куда же он так быстро исчез? Смотрите, письмо нам оставил. Торопится он спасать своих друзей. А к нам обратился за помощью. В той сказочной стране, где живет Спанч Боб, исчезли все жители. Поможем герою отыскать его друзей? - Что возьмем с собой в дорогу
? (Знания, умения, смекалку, фантазию…)
- Отправляемся вслед за Спанч Бобом в волшебную страну. Открывайте ворота. (Двое учеников открывают доску). На доске «Волшебная страна» с предметами из квадратов. - Что необычного в этой стране?
(Все из квадратов)
Кто догадался, какова тема занятия? (Квадрат) Да не простой квадрат, а волшебный.
Слайд 1
Как вы думаете, почему волшебный? Хотите узнать? Тогда вперед, выручать жителей страны. Какую цель поставите перед собой?
(Узнать, почему квадрат волшебный и

выручить жителей страны)

3.

Усвоения новых знаний и способов действий
А что такое квадрат?
Какие свойства квадрата вы знаете?
(Все углы прямые, стороны равны; диагонали равны)
- Нарисуйте на планшетах квадрат - Сколько палочек потребуется, чтобы сложить квадрат? (Четыре) -А сколько потребуется палочек, чтобы сложить пять квадратов? - А у меня только 6 палочек. Как быть? Можно ли выполнить задание? Попробуйте. - Для этого объединитесь в группы
(по меткам на планшете)
Проверка по эталону
Слайд 2
- На что стал похож наш квадрат? Стал ли он волшебным? Выскажите свое мнение. - А если в клетки квадрата расставить числа от 1 до 9?
Слайд 3

Работа с магическим квадратом. Слайд 4
- Сосчитайте сумму чисел в первой строке? И т.д. - Что интересного заметили?
(Сумма чисел везде одинаковая)
- Такой волшебный квадрат называется магическим. - А какие еще волшебные квадраты знаете вы?
(Показываю игру «Судоку»)

Судоку - магический квадрат
Судоку — это головоломка-пазл с числами. В переводе с японского "су" — "цифра", "доку" — "стоящая отдельно"
(Знакомимся с правилами игры)
- Мы с вами познакомились с двумя волшебными квадратами, а жителей волшебной страны не нашли. Как вы думаете, почему?
(Не все узнали)

- Может в этом нам поможет следующий квадрат?
Слайд 5.

Танграм
– старинная китайская игра-головоломка, которая возникла 4 тысячи лет назад. - А что с ним делать? Ведь чисел здесь нет.
(Предположения детей)
- Проверим ваши предположения.
Работам в группах
. - Возьмите большой конверт, достаньте части танграма и схему фигуры. Соберите фигуру и наклейте ее на картон.
Практическая деятельность (работа с танграмом
) - Как вы думаете, кто это?
(Жители волшебной страны)
- Мы нашли их
! (Размещают фигуры на доске) Слайд 6.
- Губка Боб благодарит вас за помощь.
Слайд 7.

4.

Подведение итогов и рефлексия

-
Что нового узнали? - Какую цель ставили перед собой? - Почему квадрат можно назвать волшебным? Квадраты находят нас везде, иногда даже там, где мы совсем не ожидаем их увидеть.
Слайд 8
(Дети поясняют каждую картинку: шахматная доска, сытый кот, конь по кличке «Квадрат», «Черный квадрат» Малевича.) Спанч Боб в знак благодарности дарит вам конверт с геометрическими фигурами. Из всех фигур выберите ту, которая вам нравится.
«Квадраты» (Характеристика людей предпочитающие квадрат) Если вы предпочитаете квадрат всем остальным фигурам, то ваши отличительные качества: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели, стремление к порядку. Превратите свою фигуру в смайлик и оцените свою деятельность на занятии. Подарите свои улыбки друг другу. Фигура для 1 группы
Фигура для 2 группы Фигура для 3 группы


В раздел начальное образование