"Кто как зимует"
методическая разработка занятия
Автор: Давыдова Светлана Александровна, воспитатель группы продлённого дня, МКОУ Безымянская СОШ, город Михайловка, Волгоградская область
В раздел начальное образование
Кто как зимует
Занятие для детей группы продлённого дня (младшая группа)
Цели: 1)Расширить представления детей о зимовке диких животных, их
приспособленности к суровым зимним условиям. 2)Воспитывать желание
оказать помощь зимующим птицам. 3)Учить рисовать птиц, мазками
изображать перья.
Учитель: Наступили холода, земля покрылась снегом. Что изменилось в
нашей жизни с приходом зимы?
Дети: «У нас отапливаются дома», « Мы стали одеваться теплее», « В
морозные дни не ходим на прогулку, иногда отменяют уроки в школе»,
«Осенью родители заполнили погреба овощами и фруктами».
Учитель: Человек давно приспособился к изменению температуры. А кто
расскажет, как зимуют дикие животные»?
Ученик: Медведь впадает в зимнюю спячку. Он осенью отъедается,
накапливает жир и спит в берлоге до весны.
(Дети исполняют песню «Спит медведь» Слова Н. Соловьевой, музыка М.
Парцхаладзе)
Учитель: Медвежью берлогу укрывает и утепляет снег (слайд). А каких вы
еще знаете животных, впадающих в зимнюю спячку?
Дети: «Еж, змеи, барсук, насекомые, лягушки» (показ слайдов).
Учитель: Не боятся звери зимы. От сильных морозов их спасает густая
шерсть. У лисицы вырастает теплый подшерсток. Сильные морозы она
пережидает в норе. К зиме, между пальцев лап у рыжей плутовки вырастают
длинные густые волосы, поэтому ее лапы не обмораживаются. Эти волосы
помогают ей ходить по снегу и не проваливаться. У лисицы очень хороший
слух, она слышит мышиный писк под снегом, быстро разгребает покров и
съедает попавшуюся добычу.
(Просмотр отрывка из фильма «Лисиная охота»)
Не прочь полакомится рыжая лиса и зайчатиной. Только не так – то просто
выследить косого. Умеет он путать следы, делает длинные скачки вбок,
возвращается назад и петляет, петляет. Негде спрятаться зайчишке: голые
стоят деревья и кусты, поникла сухая трава. Спасают зверька длинные ноги.
Волк и тот в одиночку не догонит его, разве что стаей окружат. От хищной
птицы могут спасти острые длинные когти. Не такой уж беззащитный зайчишка, как кажется. (Музыкальная игра «Зайцы и лиса», венгерская народная мелодия) Нашел заяц себе в зимнем лесу друга – лося. Идет рогатый великан впереди, с деревьев тонкие молодые веточки обгрызает, а зайчишка за ним скачет, да подбирает то, что на землю упадет: вверху веточки слаще, чем внизу. Так вместе и кормятся. Ученик: В лесу недолго до беды, но заяц не простак. Умей запутывать следы вот так, вот так, вот так. Туда – сюда петляет след, вперед, назад и вбок. Где заяц был, там зайца нет. Прыг – скок! В. Берестов Физкультминутка Зайцы скачут скок – скок – скок! На зелененький лужок! Приседают, слушают: не идет ли волк? Раз – согнуться – разогнуться. Два – нагнуться – потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Учитель: Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Ребята, назовите зимующих в наших краях птиц. Нам из окошка видны кормушки, висящие на липе. Какой и для кого корм мы в них насыпаем? Ученик: «Для синичек – подсолнечное семя, для воробьев и голубей зерна овса, пшеницы, ячменя и крошки хлеба». Учитель: Сегодня я хочу рассказать вам о пестром дятле. Мы часто видим его у кормушек и подвешиваем для него кусочки несоленого сала. Дятел – лесная птица, но зимой он подлетает к жилью человека. Большую часть жизни он
проводит на деревьях. Хвост дятла служит ему опорой, когда он лазит по деревьям. У этой птицы острые и цепкие пальцы. Предлагаю вам посмотреть картину С. Веретенниковой «Пестрый дятел». Опишите, пожалуйста, птицу, изображенную на ней. Ответы детей. Учитель: Дятла называют доктором леса. Он уничтожает насекомых, портящих деревья. Предлагаю вам нарисовать дятла, используя гуашь и черную тушь. Перья можно изобразить мазками, короткими, как перышки на груди, и длинными, как хвостовые перья. Начинаем закрашивать снизу, рядами накладывая мазки, используя основные цвета: черный, белый и красный. Глаза, ноги и клюв рисуем тычком кисти, окрашенной в черную гуашь. Дети рисуют дятла под песню В. Толмачевой « Мы кормушки смастерили». В заключении учитель и ученики проводят анализ рисунков, делятся своими впечатлениями.
птицы могут спасти острые длинные когти. Не такой уж беззащитный зайчишка, как кажется. (Музыкальная игра «Зайцы и лиса», венгерская народная мелодия) Нашел заяц себе в зимнем лесу друга – лося. Идет рогатый великан впереди, с деревьев тонкие молодые веточки обгрызает, а зайчишка за ним скачет, да подбирает то, что на землю упадет: вверху веточки слаще, чем внизу. Так вместе и кормятся. Ученик: В лесу недолго до беды, но заяц не простак. Умей запутывать следы вот так, вот так, вот так. Туда – сюда петляет след, вперед, назад и вбок. Где заяц был, там зайца нет. Прыг – скок! В. Берестов Физкультминутка Зайцы скачут скок – скок – скок! На зелененький лужок! Приседают, слушают: не идет ли волк? Раз – согнуться – разогнуться. Два – нагнуться – потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Учитель: Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Ребята, назовите зимующих в наших краях птиц. Нам из окошка видны кормушки, висящие на липе. Какой и для кого корм мы в них насыпаем? Ученик: «Для синичек – подсолнечное семя, для воробьев и голубей зерна овса, пшеницы, ячменя и крошки хлеба». Учитель: Сегодня я хочу рассказать вам о пестром дятле. Мы часто видим его у кормушек и подвешиваем для него кусочки несоленого сала. Дятел – лесная птица, но зимой он подлетает к жилью человека. Большую часть жизни он
проводит на деревьях. Хвост дятла служит ему опорой, когда он лазит по деревьям. У этой птицы острые и цепкие пальцы. Предлагаю вам посмотреть картину С. Веретенниковой «Пестрый дятел». Опишите, пожалуйста, птицу, изображенную на ней. Ответы детей. Учитель: Дятла называют доктором леса. Он уничтожает насекомых, портящих деревья. Предлагаю вам нарисовать дятла, используя гуашь и черную тушь. Перья можно изобразить мазками, короткими, как перышки на груди, и длинными, как хвостовые перья. Начинаем закрашивать снизу, рядами накладывая мазки, используя основные цвета: черный, белый и красный. Глаза, ноги и клюв рисуем тычком кисти, окрашенной в черную гуашь. Дети рисуют дятла под песню В. Толмачевой « Мы кормушки смастерили». В заключении учитель и ученики проводят анализ рисунков, делятся своими впечатлениями.
В раздел начальное образование

