"Проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе".
статья
Автор: Ковалева Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №6, город Саяногорск, Республика Хакасия
В раздел начальное образование
Ковалева Елена Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногорска
Проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе.
Начиная работать с первоклассниками, учитель, мечтает увидеть их в
будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других,
разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно.
Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями
учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков
при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их
умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к
высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения.
Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной
школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.
В структуре начального образования в соответствии с Концепцией
государственного стандарта общего образования второго поколения учебный
курс « Литературное чтение» занимает особое место.
Приоритетной целью литературного образования в начальной школе
является формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя, как
грамотного читателя, способного к творческой
деятельности. Читательская компетентность определяется навыком чтения,
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной
потребностью к книге как средству познания мира и самопознания. Таким
образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного
читателя и формирование духовно полноценной личности.
Как же обстоят дела с чтением в начальной школе? В начальной
школе неплохо решается проблема обучения навыкам беглого чтения.
Большинство
учащихся
читают
в
соответствии
с
установленными
программой
нормами
и
выше.
Эффективно
решается
задача
по
формированию осмысленного читательского навыка.
В то же время,
наблюдения показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут
объяснить
значение
слов,
выражений,
которые
они
встречали
в
произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста,
испытывают затруднения
при озаглавливании частей произведения.
Высокий процент учащихся, допускающих ошибки при чтении, говорит об
отдельных проблемах развития того или иного психического процесса
(внимания, памяти, мышления, речи).
Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников. Почему же многие дети неохотно и мало читают? “Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделяется развитие устойчивого интереса к книге, к чтению. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей? Поиск ответов заставлял педагогов пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своём опыте. Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, понимать духовную сущность произведения, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, воплощать опыт творчества в системе читательской и речевой деятельности. Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности? С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги - собеседника, и при озвучивании чужой речи. Учителя начальных классов нашей школы определили следующие задачи курса литературного чтения, над которыми необходимо работать: 1. Воспитание интереса к книге. Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи
способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства. Развивать умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка) 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника. 5. Формирование навыка чтения, повышение качества чтения. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми.
Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников. Почему же многие дети неохотно и мало читают? “Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделяется развитие устойчивого интереса к книге, к чтению. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей? Поиск ответов заставлял педагогов пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своём опыте. Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, понимать духовную сущность произведения, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, воплощать опыт творчества в системе читательской и речевой деятельности. Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности? С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги - собеседника, и при озвучивании чужой речи. Учителя начальных классов нашей школы определили следующие задачи курса литературного чтения, над которыми необходимо работать: 1. Воспитание интереса к книге. Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи
способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства. Развивать умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка) 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника. 5. Формирование навыка чтения, повышение качества чтения. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми.
В раздел начальное образование

