"Альтруизм и эгоизм". Модуль "Основы светской этики" 4 класс
Методическая разработка
Автор: Кочнева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ "Малышенская СОШ", соло Малышенка Тюменская Область
В раздел начальное образование
1группа
Задание . Найти ответ на вопрос :
-Что такое альтруизм?
2группа
Задание. Найти ответ на вопрос :
-
Почему люди совершают альтруистические поступки?
3группа
Задание. Найти ответ на вопросы:
-
Что такое эгоизм?
-
Какой эгоизм следует различать?
МАОУ «Малышенская СОШ»
Учитель начальных классов: Кочнева Татьяна Николаевна
Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 4.
№ урока: 13.
Тема: Альтруизм и эгоизм.
Цель: развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей. Задачи урока: Ориентированные на результаты: Личностные: развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей. Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Предметные: – знакомство учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Виды деятельности:
• Беседа; • работа со словарем; • Творческая работа в группах; • Работа в парах; • Визуальное восприятие; • Устные высказывания на тему; • Подготовка к творческим заданиям;
Основные термины и понятия:
альтруизм, милосердие, эгоизм.
Оборудование:
мультимедиа, памятки «Жизненные правила», словарь Ожегова,
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт нам удачу, И здоровье, и счастье нам всем. Пожелаем друг другу удачи Слов при этом не будем жалеть.
(
слайд 3) -Прочитайте
эпиграф
нашего занятия:
«Жизнь дана на добрые дела»(
слайд 4)
-Как вы понимаете данное выражение?
II.Актуализация знаний учащихся
1. Фронтальная беседа
- О каких понятиях мы говорили на прошлых уроках? (Слайд 5) (повторение пройденного)
а)Проверка домашнего задания
-Что такое справедливость? -Как вы думаете, быть справедливым сложно? -Для чего нужна справедливость? -Как вы думаете, каких людей в обществе больше: справедливых или несправедливых?
б) Работа с электронным приложением
(вспомнить сказки, в которых одни герои несправедливо относятся к другим). ( Слайд6) - Ребята, перед вами фрагменты известных мультфильмов. Назовите их? - По вашему мнению, кто из героев проявляет несправедливость по отношению к другим?
3. Открытие нового знания.
а)
Постановка учебной задачи,
темы урока и её обсуждение:
(вернуться к слайду 5
Повторяем понятия)
-Как вы думаете, что обозначают слова «альтруизм» и «эгоизм»? -Знакомы ли вам эти слова? -Как вы думаете, близкие ли эти слова по значению или противоположные? б)
Работа с учебным пособием (с. 30-31).
Работа в группах.
- Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия. -Выделим основные понятия. Что они обозначают? (слайд 7)
в) первичное закрепление
(слайд 8)
Введение терминов «альтруизм» и «эгоизм» на примере образов Ивана и
Фёдора.
(слайд9) Притча «
Иван да Федор»
Шли по дороге два путника Иван да Фёдор из соседних деревень. Когда они
остановились на привал, нашли два золотых слитка.
Иван разделил свой слиток и раздал всем жителям своей деревни, чем
заслужил почёт и славу.
Федор же продал слиток, купил землю и построил дом. Он завел хозяйство и
торговал излишками на базаре. Никто не восхвалял его. Но вот наступил
ужасный голод, и деревня Ивана вымерла полностью, так как его слиток давно
проели. Остались лишь легенды о благородном жителе.
А Фёдор дал своим селянам зерна и денег в долг под процент. И они выжили, а
Федор разбогател. До сих пор ходит множество притч про Ивана, но никто не
говорит про Фёдора, хотя он и людей спас и сам заработал.
Беседа -Кем были Иван и Фёдор перед тем, как нашли слитки золота? - Я правильно поняла, что Иван и Фёдор не были богаты? -Так ли я поняла, что найденное золото сделало их знаменитыми и изменило их судьбу?
-
Как Иван поступил со своим слитком? - А как распорядился найденным богатством Фёдор? -Почему Иван своим поступком заслужил почёт и славу?
-
А почему Федора никто не восхвалял? -Как вы считаете, правильно ли поступили герои рассказа? -Можем ли мы сказать , что Фёдор проявил РАЗУМНЫЙ ЗГОИЗМ?
4. Физкультминутка
(слайд 10) Упражнение «Найди похожих». -Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те… - у кого сегодня хорошее настроение! - кто сегодня пришел в брюках! - кто сегодня пришел в юбке! - кто является старшим ребенком в семье! - кто готов продолжить работу на уроке!
5. Закрепление изученного.
а) Работа с толковым словарём
(Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. )
- Итак, как же объясняются понятия в толковом словаре С.И.Ожегова. -Я давала задание выписать объяснение изучаемых понятий. (ученики читают)
(слайд 11)
Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не
считаясь со своими интересами.
(слайд 12)
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других,
пренебрежение к интересам общества и окружающих.
- Образуйте однокоренное слова к слову альтруизм – как бы мы назвали человека? - К слову эгоизм? (слайд 13 потом слайд 14)
Альтруист –
человек, любящий других больше СЕБЯ, отдающий предпочтения интересам других.
Эгоист –
это человек, любящий себя больше ДРУГИХ.
б) подбор слов близких по смыслу
(слайд 15)
- Альтруизм и эгоизм противоположные по смыслу слова.
-Какие близкие по смыслу слова можно подобрать к данным понятиям?
1.
Альтруизм
Милосердие, гуманность, доброта самоотверженность, отзывчивость, долг,
сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание,
человеколюбие, жалость, любовь.
2. Эгоизм
Равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,
жестокость, безжалостность.
В) визуальное восприятие (слайды 17, 18, 19. 20)
- Давайте на примерах литературных героев определим,
кто из героев проявляет альтруизм .а кто эгоизм.
(слайд21)
- Мы говорили с вами и о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.
6. Физкультминутка (слайд 22,23)
(подвижная с мячом)
Предлагает поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу:
Добро - … (зло)
Любовь - … (ненависть)
Порок - … (добродетель)
Правда - … (ложь)
Милосердие - …(равнодушие)
Альтруизм - … (эгоизм)
Г) творческие выступления (слайд 24)
-Давайте вспомним содержание басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» и стихотворение С.Баруздина «Бревно»
(слайд 25)
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза………. Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»…… «Я без души Лето целое всё пела».— «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
Бревно (слайд )
Лежало на пути бревно, Мешало путникам оно.
Один сказал: -Нехорошо! Сказал - и знай себе, пошёл! Второй взглянул, потом вздохнул И то бревно перешагнул. А третий путник промолчал. Он с виду был и хил, и мал. Он молча скинул полушубок И в сторону бревно убрал.
-
О каких качествах Стрекозы рассказывается в басне? – Какими качествами обладает третий путник в стихотворении? Выслушиваются мнения
(слайд 26)
Стрекоза Третий путник
Никому не помогала помогает другим Ленивая трудолюбивый беззаботная добрый
д) Работа над осмыслением предложенных ситуаций (слайд 27)
Самостоятельная работа в парах
-Выполнить задания . - Стрелками соедините понятия со сказочными героями. - Соедините высказывания, которые на Ваш взгляд, ассоциируются с данными понятиями.
Ж) Обсуждение ситуаций из жизни. (слайд28)
- Были ли в твоей жизни поступки, схожие с альтруизмом и эгоизмом? (После высказываний учащихся)
(слайд29)
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
7. Итог урока (слайд 30)
-
Составим синквейн по теме урока.
-Выберите одно слово из темы урока.
Синквейн
1. Тема урока (существительное) -
Альтруизм
2. Описание темы (два прилагательных) - добрый милосердный заботливый добродетельный
3. Описаниедействия (три глагола) – сочувствует сопереживает помогает делает любит заботится жалеет милует 4. Фраза, изречение по теме урока.- Жизнь дана на добрые дела 5. Синоним к первому слову. – милосердие любовь доброта
8.(слайд 31)Рефлексия
_-Учащиеся должны закончить предложения:
•
1. Я сегодня узнал…
•
2. Я понимаю…
•
3. Я могу…
•
4. Я хочу…
•
9.
Домашнее задание(слайд32)
1.Приготовить цветок «Цветик-семицветик» и на каждом лепестке написать ваши добрые дела. 2.Работа по карточкам «Выбери правильное утверждение»
10 (слайд 33,34)
Спасибо за работу на уроке!
В раздел начальное образование