"Здоровая пища"
методическая разработка урока окружающего мира 1 класс
Автор: Леонова Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МКОУ ХМР СОШ п.Красноленинский, посёлок Красноленинский, Ханты-Мансийский район, ХМАО-Югра
В раздел начальное образование
Класс (Аудитория) -1 класс
Тип урока: «открытие новых знаний»
Тема урока: «Здоровая пища»
Задачи урока:
Предметные:
-формирование у учащихся понятия «здорового питания», -формирование норм здоровьесберегающего поведения: убедить детей в необходимости и важности соблюдения режима питания; -умение устанавливать различия между здоровой и нездоровой пищей -учить выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания)
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
,
.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Формировать умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия по образцу или алгоритму; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
-Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Познавательные:
Формировать умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, рефлексию способов и условий действия
Общеучебные:
Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить рефлексию действий.
Логические
: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, обобщать, группировать; формулировать проблему; 1
Методы обучения
: проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Вид деятельности
: продуктивная деятельность
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, по вариантам.
Средства обучения
: мультимедийный проектор, компьютер, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», презентация к уроку «Здоровая пища». Для детей: карточки-пазлы с изображением овощей, карточки-памятки для исправления, листы для команд, ручки, фломастеры, витаминки. (Аскорбинка).
Урок окружающего мира «Здоровая пища»
1.Орг. Момент.
-Здравствуй, школа, -Здравствуй класс! Мы начнем урок сейчас!
Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся поработать так, чтобы им было тепло и уютно рядом с нами. Покажите свои улыбочки мне и всем гостям. Пусть у них тоже будет прекрасное настроение. Я хочу, чтобы это настроение осталось у всех до конца урока. Тихо садитесь. - каждый из вас ежедневно несколько раз произносит, слово ЗДРАВСТВУЙ! С каким словом связано слово «здравствуйте»? Что помогает человеку поддерживать здоровье? Сегодня мы продолжим разговор о том, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока, постановка задачи.
- Чтобы ответить на вопрос «Как называется тема нашего урока?», и «Чем мы сегодня будем заниматься?», послушайте стихотворение С.Михалкова «Про девочку Юлю» Юля плохо кушает, Никого не слушает Съешь яичко, Юлечка! - Не хочу, мамулечка! Съешь с колбаской бутерброд. Прикрывает Юля рот. - Супик? - Нет. - Котлетку? - Нет. Стынет Юлечкин обед. Что с тобою, Юлечка? 2
Ничего, мамулечка! - Сделай, внученька, глоточек, Проглоти еще кусочек! Пожалей нас, Юлечка! Не могу, бабулечка! Мама с бабушкой в слезах - Тает Юля на глазах! Появился детский врач - Глеб Сергеевич Пугач. Смотрит строго и сердито: Нет у Юли аппетита? Только вижу, что она, Безусловно, не больна. А тебе скажу, девица, Все едят: и зверь, и птица, От зайчат и до котят Все на свете есть хотят. С хрустом Конь жует овес, Кость грызет дворовый Пес. Воробьи зерно клюют Там, где только достают. Утром завтракает Слон – Обожает фрукты он. Бурый Мишка лижет мед. В норке завтракает Крот. Обезьяна ест банан. Ищет желуди Кабан. Ловит мошку ловкий Стриж. Сыр и сало любит Мышь. Попрощался с Юлей врач – Глеб Сергеевич Пугач, И сказала громко Юля: - Накорми меня, мамуля - Что же случилось с Юлей? Как помочь ей? - Какая же тема нашего урока? (слайд№1) Верно, будем сегодня говорить не просто о еде, а о здоровой пище. - А для чего нам нужно правильно питаться? 3
- Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. - Послушайте письмо, которое пришло к нам в класс:
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит
голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться.
Я составил меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая
еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон
. Слайд 2. - Как вы думаете: будет ли такое меню способствовать быстрому выздоровлению Карлсона? - Как мы называем такую пищу. (вкусная)
III. Работа над новым материалом
Нюша тоже считает, что еда должна быть вкусной. И даже составила для вас меню на целый день (слайд№3) -Посмотрите. Вкусно? А полезно ли? - Давайте разберемся в этой ситуации. Рассмотрение иллюстраций и чтение. (слайд №4)
Работа в группах
Все группы составляют правильное меню для Нюши. Проверка. 1 группа завтрак, вторая обед, третья ужин.
Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач)
-Какая же пища полезна для нас с вами?
Поставьте в карточках + что укрепляет здоровье, а минус – что разрушает здоровье. (Работа по одному на доске)
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Рыба Пепси Кефир Фанта Геркулес Чипсы Подсолнечное масло Жирное мясо Морковь Торты Лук Сникерсы Капуста Шоколадные конфеты Яблоки, груши и т. п. Сало и т. п. Чтение советы Доктора. (слайд №5) Чтобы правильно питаться нужно выполнять два условия: УМЕРЕННОСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ
Рассказ учителя о разнообразности продуктов питания.
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. 4
- Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (слайд №6). - Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (слайд №:7) - а третьи – фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться (слайд№8) - Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья».
Работа в печатной тетради.
Все ли из вас хорошо знают овощи и фрукты? Проверка по презентации. слайд№9 IV.
Оздоровительная минутка.
Послушайте и решите, правильные советы или нет. Если дам совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. (над головой) На неправильный совет Говорите слово «Нет!». (приседайте и хлопайте себя по коленкам) Постоянно надо есть Для здоровья вашего Больше сладостей, конфет И поменьше каши. Ну, хороший мой совет? Нет. Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад Это правильный совет? Нет. Постоянно нужно есть – Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Для здоровья важно! ДА!!! Зубы вы почистили И идёте спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? НЕТ!!! Игра "Вершки и корешки". Если мы в пищу употребляем подземные части растений - присесть, если наземные - встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
V. Знакомство с витаминами. Чтение совета доктора.
- Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г. 1. Витамин А содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, сливках, сметане, яичном желтке, печени. Его много в моркови, зелёном луке, салате, помидорах, черноплодной 5
рябине. Усвоение его увеличивается при наличии в рационе овощей, тушённых с маслом, сметаной или молоком. Этот витамин необходим для нормального функционирования бронхиальной системы, кишечника, глаз. 2.Витамина В-1 много в хлебе, молоке, яйцах, печени, мясе, в некоторых овощах и фруктах. Он разрушается при длительном приготовлении пищи, особенно если в ней имеется сода. Люди, питающиеся главным образом белым хлебом и сладостями, не получают достаточного количества витамина В-1, что нередко приводит к желудочно-кишечным расстройствам и плохому аппетиту. Витамин В-2 в больших количествах находится в печени, мясе, молоке, яйцах, овощах зелёного цвета, крупах, дрожжах. Витамин В-6 содержится в рыбе, яичном желтке, горохе, овощах зелёного цвета. Витамином В-12 богаты печень, почки, мясо, рыба, творог, сыр. Недостаточность витаминов группы В вызывает трещины в углах рта, болезни губ, кожи, рта, глаз 3.Основные поставщики витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно его много в чёрной смородине, ягодах шиповника, клубнике, малине, зелёном луке, капусте. Высоким содержанием витамина С обладает разнообразная зелень – укроп, петрушка, шпинат, салат. Он необходим для роста зубов, костей, кровеносных сосудов. Этот витамин легко разрушается при приготовлении пищи. Низкое содержание витамина С в рационе, особенно в зимне-весенний период, обусловливается понижением его содержания в продуктах из-за их длительного хранения. Поэтому так важно в этот период употреблять в пищу соки, особенно апельсиновый, лимонный, томатный, грейпфрутовый 4.Витамин Д образуется в организме под влиянием ультрафиолетового спектра солнечных лучей. Поэтому, находясь весной и летом достаточное время на воздухе, мы обеспечиваем себя этим витамином. Кроме того, витамин Д поступает в организм с пищей. Большое его количество содержится в печени, рыбе. Богатые источники этого витамина – рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, сливки. Недостаточность витамина Д приводит к размягчению и деформации костей, плохим зубам, слабым мышцам и связкам 5.Витамин Е имеется в растительных продуктах, главным образом в зародышевых частях злаковых (пшеница, кукуруза и овсянка), а также в животных (печень, яйца). Наиболее ценными можно назвать растительные масла, муку грубого помола, бобовые. В овощах витамин Е присутствует в капусте, салате, шпинате. Это витамин очень важен для развития детского организма. - Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов? - Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки - Почему же нужно есть овощи и фрукты? (В них содержаться витамины). - Для чего организму человека нужны витамины? (Чтобы быть сильным, здоровым, иметь хороший аппетит, крепкие зубы, отличное зрение). - А что будет, если кушать только одну морковку? (Не будет хватать других витаминов). Беседа по презентации. Кадры № 11-16. - Собрать овощ или фрукт и назвать какой витамин в нём содержится. 6
- Какие продукты желательно есть на ужин. слайд№18.
VI. Закрепление изученного на уроке.
Выполнение тестов. Взаимопроверка.
Исправление памятки.
« Исправь ошибки». Работа в парах. Дорогой друг, Если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты. Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным.
VII. Итог урока. Рефлексия урока.
Блиц-опрос. Если высказывание, считаете верным обводите букву в кружок.
м
1 Питаться надо 3 – 4 раза в день и в одно и тоже время. и 2 Принимать пищу надо через каждый час.
о
3 В еде надо знать меру. Не переедайте!
л
4 Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. б 5 Перед едой никогда не мойте руки. з 6 Перед сном надо много есть, пить.
о
7 Щи да каша-пища наша!
д
8 Есть надо простую, свежеприготовленную пищу, у 9 Молоко, овощи и фрукты – вредят нашему здоровью. в 10 Во время еды разговаривайте как можно больше.
е
11 Утром надо завтракать я 12 Употребляйте в пищу как можно больше сладостей.
ц
13 Витамины полезны для здоровья - Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. У всех получилось слово «
МОЛОДЕЦ
». Теперь я уверена, что вы будете питаться правильно.
-
О чём заставил задуматься наш урок? -Что расскажете дома? Есть разнообразную пищу. В рационе побольше овощей и фруктов и поменьше сладостей. Есть регулярно - в одно и тоже время. Организм привыкает к режиму, и пища будет лучше усваиваться. Питание должно быть умеренным. Ужинать нужно не меньше чем за два часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно. Не забывать всегда, мыть руки перед едой Мы сегодня много говорили о витаминах. Где больше всего содержится витаминов? (в овощах и фруктах 7
Дополнительные источники информации
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Н.П. Абаскалова Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы конференции. Новосибирск, 2003. 3.Н.И. Ковалёв. Русская кулинария. М., 1972. 4. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» М., 2010. 5. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. ВЕНТАНА-ГРАФ,2013. 6. В.С. Кукушкин, А.В. Болдырева-Вараксина. Педагогика начального образования. М., 2005. 7. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. К53 наук, проф. И.М. Скурихина. 11-е изд., переработ. и доп.//М.: Колос, 1995, 368с.; 8. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-Медиа Групп», 2012. 8
Тема урока: «Здоровая пища»
Задачи урока:
Предметные:
-формирование у учащихся понятия «здорового питания», -формирование норм здоровьесберегающего поведения: убедить детей в необходимости и важности соблюдения режима питания; -умение устанавливать различия между здоровой и нездоровой пищей -учить выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания)
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
,
.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Формировать умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия по образцу или алгоритму; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
-Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Познавательные:
Формировать умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, рефлексию способов и условий действия
Общеучебные:
Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить рефлексию действий.
Логические
: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, обобщать, группировать; формулировать проблему; 1
Методы обучения
: проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Вид деятельности
: продуктивная деятельность
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, по вариантам.
Средства обучения
: мультимедийный проектор, компьютер, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», презентация к уроку «Здоровая пища». Для детей: карточки-пазлы с изображением овощей, карточки-памятки для исправления, листы для команд, ручки, фломастеры, витаминки. (Аскорбинка).
Урок окружающего мира «Здоровая пища»
1.Орг. Момент.
-Здравствуй, школа, -Здравствуй класс! Мы начнем урок сейчас!
Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся поработать так, чтобы им было тепло и уютно рядом с нами. Покажите свои улыбочки мне и всем гостям. Пусть у них тоже будет прекрасное настроение. Я хочу, чтобы это настроение осталось у всех до конца урока. Тихо садитесь. - каждый из вас ежедневно несколько раз произносит, слово ЗДРАВСТВУЙ! С каким словом связано слово «здравствуйте»? Что помогает человеку поддерживать здоровье? Сегодня мы продолжим разговор о том, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока, постановка задачи.
- Чтобы ответить на вопрос «Как называется тема нашего урока?», и «Чем мы сегодня будем заниматься?», послушайте стихотворение С.Михалкова «Про девочку Юлю» Юля плохо кушает, Никого не слушает Съешь яичко, Юлечка! - Не хочу, мамулечка! Съешь с колбаской бутерброд. Прикрывает Юля рот. - Супик? - Нет. - Котлетку? - Нет. Стынет Юлечкин обед. Что с тобою, Юлечка? 2
Ничего, мамулечка! - Сделай, внученька, глоточек, Проглоти еще кусочек! Пожалей нас, Юлечка! Не могу, бабулечка! Мама с бабушкой в слезах - Тает Юля на глазах! Появился детский врач - Глеб Сергеевич Пугач. Смотрит строго и сердито: Нет у Юли аппетита? Только вижу, что она, Безусловно, не больна. А тебе скажу, девица, Все едят: и зверь, и птица, От зайчат и до котят Все на свете есть хотят. С хрустом Конь жует овес, Кость грызет дворовый Пес. Воробьи зерно клюют Там, где только достают. Утром завтракает Слон – Обожает фрукты он. Бурый Мишка лижет мед. В норке завтракает Крот. Обезьяна ест банан. Ищет желуди Кабан. Ловит мошку ловкий Стриж. Сыр и сало любит Мышь. Попрощался с Юлей врач – Глеб Сергеевич Пугач, И сказала громко Юля: - Накорми меня, мамуля - Что же случилось с Юлей? Как помочь ей? - Какая же тема нашего урока? (слайд№1) Верно, будем сегодня говорить не просто о еде, а о здоровой пище. - А для чего нам нужно правильно питаться? 3
- Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. - Послушайте письмо, которое пришло к нам в класс:
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит
голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться.
Я составил меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая
еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон
. Слайд 2. - Как вы думаете: будет ли такое меню способствовать быстрому выздоровлению Карлсона? - Как мы называем такую пищу. (вкусная)
III. Работа над новым материалом
Нюша тоже считает, что еда должна быть вкусной. И даже составила для вас меню на целый день (слайд№3) -Посмотрите. Вкусно? А полезно ли? - Давайте разберемся в этой ситуации. Рассмотрение иллюстраций и чтение. (слайд №4)
Работа в группах
Все группы составляют правильное меню для Нюши. Проверка. 1 группа завтрак, вторая обед, третья ужин.
Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач)
-Какая же пища полезна для нас с вами?
Поставьте в карточках + что укрепляет здоровье, а минус – что разрушает здоровье. (Работа по одному на доске)
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Рыба Пепси Кефир Фанта Геркулес Чипсы Подсолнечное масло Жирное мясо Морковь Торты Лук Сникерсы Капуста Шоколадные конфеты Яблоки, груши и т. п. Сало и т. п. Чтение советы Доктора. (слайд №5) Чтобы правильно питаться нужно выполнять два условия: УМЕРЕННОСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ
Рассказ учителя о разнообразности продуктов питания.
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. 4
- Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (слайд №6). - Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (слайд №:7) - а третьи – фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться (слайд№8) - Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья».
Работа в печатной тетради.
Все ли из вас хорошо знают овощи и фрукты? Проверка по презентации. слайд№9 IV.
Оздоровительная минутка.
Послушайте и решите, правильные советы или нет. Если дам совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. (над головой) На неправильный совет Говорите слово «Нет!». (приседайте и хлопайте себя по коленкам) Постоянно надо есть Для здоровья вашего Больше сладостей, конфет И поменьше каши. Ну, хороший мой совет? Нет. Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад Это правильный совет? Нет. Постоянно нужно есть – Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Для здоровья важно! ДА!!! Зубы вы почистили И идёте спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? НЕТ!!! Игра "Вершки и корешки". Если мы в пищу употребляем подземные части растений - присесть, если наземные - встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
V. Знакомство с витаминами. Чтение совета доктора.
- Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г. 1. Витамин А содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, сливках, сметане, яичном желтке, печени. Его много в моркови, зелёном луке, салате, помидорах, черноплодной 5
рябине. Усвоение его увеличивается при наличии в рационе овощей, тушённых с маслом, сметаной или молоком. Этот витамин необходим для нормального функционирования бронхиальной системы, кишечника, глаз. 2.Витамина В-1 много в хлебе, молоке, яйцах, печени, мясе, в некоторых овощах и фруктах. Он разрушается при длительном приготовлении пищи, особенно если в ней имеется сода. Люди, питающиеся главным образом белым хлебом и сладостями, не получают достаточного количества витамина В-1, что нередко приводит к желудочно-кишечным расстройствам и плохому аппетиту. Витамин В-2 в больших количествах находится в печени, мясе, молоке, яйцах, овощах зелёного цвета, крупах, дрожжах. Витамин В-6 содержится в рыбе, яичном желтке, горохе, овощах зелёного цвета. Витамином В-12 богаты печень, почки, мясо, рыба, творог, сыр. Недостаточность витаминов группы В вызывает трещины в углах рта, болезни губ, кожи, рта, глаз 3.Основные поставщики витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно его много в чёрной смородине, ягодах шиповника, клубнике, малине, зелёном луке, капусте. Высоким содержанием витамина С обладает разнообразная зелень – укроп, петрушка, шпинат, салат. Он необходим для роста зубов, костей, кровеносных сосудов. Этот витамин легко разрушается при приготовлении пищи. Низкое содержание витамина С в рационе, особенно в зимне-весенний период, обусловливается понижением его содержания в продуктах из-за их длительного хранения. Поэтому так важно в этот период употреблять в пищу соки, особенно апельсиновый, лимонный, томатный, грейпфрутовый 4.Витамин Д образуется в организме под влиянием ультрафиолетового спектра солнечных лучей. Поэтому, находясь весной и летом достаточное время на воздухе, мы обеспечиваем себя этим витамином. Кроме того, витамин Д поступает в организм с пищей. Большое его количество содержится в печени, рыбе. Богатые источники этого витамина – рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, сливки. Недостаточность витамина Д приводит к размягчению и деформации костей, плохим зубам, слабым мышцам и связкам 5.Витамин Е имеется в растительных продуктах, главным образом в зародышевых частях злаковых (пшеница, кукуруза и овсянка), а также в животных (печень, яйца). Наиболее ценными можно назвать растительные масла, муку грубого помола, бобовые. В овощах витамин Е присутствует в капусте, салате, шпинате. Это витамин очень важен для развития детского организма. - Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов? - Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки - Почему же нужно есть овощи и фрукты? (В них содержаться витамины). - Для чего организму человека нужны витамины? (Чтобы быть сильным, здоровым, иметь хороший аппетит, крепкие зубы, отличное зрение). - А что будет, если кушать только одну морковку? (Не будет хватать других витаминов). Беседа по презентации. Кадры № 11-16. - Собрать овощ или фрукт и назвать какой витамин в нём содержится. 6
- Какие продукты желательно есть на ужин. слайд№18.
VI. Закрепление изученного на уроке.
Выполнение тестов. Взаимопроверка.
Исправление памятки.
« Исправь ошибки». Работа в парах. Дорогой друг, Если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты. Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным.
VII. Итог урока. Рефлексия урока.
Блиц-опрос. Если высказывание, считаете верным обводите букву в кружок.
м
1 Питаться надо 3 – 4 раза в день и в одно и тоже время. и 2 Принимать пищу надо через каждый час.
о
3 В еде надо знать меру. Не переедайте!
л
4 Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. б 5 Перед едой никогда не мойте руки. з 6 Перед сном надо много есть, пить.
о
7 Щи да каша-пища наша!
д
8 Есть надо простую, свежеприготовленную пищу, у 9 Молоко, овощи и фрукты – вредят нашему здоровью. в 10 Во время еды разговаривайте как можно больше.
е
11 Утром надо завтракать я 12 Употребляйте в пищу как можно больше сладостей.
ц
13 Витамины полезны для здоровья - Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. У всех получилось слово «
МОЛОДЕЦ
». Теперь я уверена, что вы будете питаться правильно.
-
О чём заставил задуматься наш урок? -Что расскажете дома? Есть разнообразную пищу. В рационе побольше овощей и фруктов и поменьше сладостей. Есть регулярно - в одно и тоже время. Организм привыкает к режиму, и пища будет лучше усваиваться. Питание должно быть умеренным. Ужинать нужно не меньше чем за два часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно. Не забывать всегда, мыть руки перед едой Мы сегодня много говорили о витаминах. Где больше всего содержится витаминов? (в овощах и фруктах 7
Дополнительные источники информации
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Н.П. Абаскалова Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы конференции. Новосибирск, 2003. 3.Н.И. Ковалёв. Русская кулинария. М., 1972. 4. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» М., 2010. 5. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. ВЕНТАНА-ГРАФ,2013. 6. В.С. Кукушкин, А.В. Болдырева-Вараксина. Педагогика начального образования. М., 2005. 7. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. К53 наук, проф. И.М. Скурихина. 11-е изд., переработ. и доп.//М.: Колос, 1995, 368с.; 8. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-Медиа Групп», 2012. 8
В раздел начальное образование

