"Пасха"
Методическая разработка урока
Автор: Уварова Татьяна Викторовна, учитель ОКСЭ, МБОУ, Саратовская область р.п. Базарный Карабулак
В раздел начальное образование
Православные праздники.
ПАСХА.
Конспект урока
Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока
: Пасха.
Цель урока
:- сформировать понимание что такое – Пасха. -развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи - воспитать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока
: -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья - познакомить с пасхальными традициями , обычаями , играми.
Тип урока
: комбинированный
Оборудование
: компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры. 1.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок не простой. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по страницам Нового завета и узнаем историю одного из самых любимых и светлых праздников православных христиан. А о каком, вы должны догадаться сами.
(Слайд 3)
Старинный медный колокол На башне вековой, Обросшей мохом мрачным И тощею травой, Гудит, поднявши благовест До радости небес, Весенних, светлых, праздничных, Поет: «Христос Воскрес!» И птички острокрылые Над башней вековой Порхают и купаются Летучею гурьбой, И каждая в ответ на то В день праздничных чудес Звенит свое приветствие:
«Воистину Воскрес!» - Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?» ( ответы детей) - Верно – это Пасха.
(Слайд 4)
- А как по другому мы называем этот праздник? ( ответы детей) - Верно – Светлое Христово Воскресение.
2.Подготовка к новой теме.
- Ребята, а что вы знаете о празднике Пасхи? (возможные ответы детей)
3. Работа над новой темой.
- Все вы знаете, что Иисус Христос в возрасте 33 лет принял мученическую смерть через распятие ради спасения всего человечества. И вы верно сказали, что жизнь Христа не закончилась Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни! - Ребята, а кто из вас знает как Христос вернулся к жизни? (ответы детей) - Верно. Иисус Христос ВОСКРЕС. - А как же произошло Воскресение Христово – послушайте. Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. А что это за событие Ветхозаветной истории, вы узнаете, послушав мой рассказ.
(Слайд 5)
Исход израильтян из Египта.
Евреи поселились в Египте, как в стране с высокоразвитой культурой и выгодным положением. Но со сменой фараона отношение египтян к пришельцам меняется, израильтяне попадают в рабство. При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях. Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, стали крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности народа, им было издано повеление убивать родившихся еврейских мальчиков. В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей. Моисей был чудом спасён от гибели и младенцем попал в руки дочери фараона Батьи. Так он был воспитан при царском дворе в качестве приёмного внука фараона, но не забыл своего еврейского происхождения. В зрелом возрасте Моисей, опасаясь наказания за убийство египетского надсмотрщика, бежал из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где после 40 лет пастушеской жизни он получил от Бога повеление вернуться в Египет и, забрав оттуда свой народ, поставить их на служение Богу.
Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божьего, Моисей потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя для доказательства божественности требования чудеса - т.н. десять казней египетских: каждое "чудо" сопровождалось страшными бедствиями для египтян, ведь в ответ на эти требования фараон еще более отягощает работы израильтян. В честь последнего из этих чудес получил своё
название еврейский праздник Песах )от חספ — миновал(: ангел смерти
казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые
были отмечены кровью жертвенного агнца.
Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода - евреи
покидают Египет.
Моисей беспрекословно выполняет повеления Бога и осуществляет
Божественный план освобождения народа, с которым Бог
заключаетзавет. Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил
евреев, и выходит в погоню за ними, через неделю его армия настигла их
у Чермного, или Красного, моря, где воды моря расступились перед
израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
- С помощью кого Моисей нашел силы и сумел вывести народ
израильский из Египта? (ответы детей)
- Верно. С Божьей помощью.
В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало
обозначать
«перехождение от смерти к жизни»
. Праздник Пасхи
связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после
погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария
Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести
благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели,
что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на
камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не
бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он
воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины
возвестить всех об увиденном.
(Слайд 6)
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.
(Слайд 7)
- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Воскресение»? (ответы
детей)
- А слово «Пасха»? (ответы детей)
- А слово «Иисус»? (возможные ответы детей)
- Давайте узнаем правильный ответ.
(Слайд 8)
- Воскресение - день возобновления жизни;
- Пасха - «переход», «избавление», «освобождение»;
- Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»
В день Светлого Христова Воскресения вспоминаю возвращение Иисуса
Христа к жизни, который своей смертью искупил людские грехи и
воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет
порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как
правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
- А кто может сказать, что же еще предшествует празднику Пасхи?
(возможные ответы детей)
- За семь недель до праздника Воскресения Христова православные
христиане вступают в пору Великого поста.
-А что такое пост? (ответы детей)
(Слайд 9)
- Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в
образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще
ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
Соблюдая Пост и вспоминая святых и события, предшествующие Пасхе,
христиане как бы поднимаются вверх по лестнице, приближаются к Богу,
уподобляют свою душу и жизнь Божественному образу.
- За неделю перед праздником верующие вспоминают события
последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения.
(Слайд 10)
Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста,
молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается
до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на
службу для освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в
храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения
Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на
воскресенье
(Слайд 11).
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова
«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход
вокруг церкви.
(Слайд 12)
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь - это шествие церкви
навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как
мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за
большим праздничным столом и после длительного поста наслаждаются
главными Пасхальными угощениями – Пасхальным куличом и
крашенными яйцами. Звучат молитвы, зажигаются свечи.
(Слайд 13)
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как
правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в
кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю
звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с
песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени,
занимаются благотворительностью. На Пасху так же разрешается всем
желающим звонить в колокола. А в наше время устраивают Пасхальные
фестивали колокольного звона.
(Слайд 14)
- Ребята, а кто мне скажет, что является символом праздника Христова
Воскресения? (ответы детей)
- Верно. У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо
.
Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых
случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после
Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не
садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба
они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.
(Слайд 15)
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного
пасхального агнца.
(Слайд 15)
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо.
- Почему же именно яйцо?
- Яйцо – символ жизни, ее возрождения.
Как из яйца возникает новая
жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.
(Слайд 15)
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?
(возможные ответы детей)
- Ребята, традиция красить яйца на Пасху в красный цвет – не случайна.
Все имеет свое символичное значение. Красный цвет – цвет крови,
пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не
случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария
Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим
к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула:
«Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек
воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо
покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить:
«Воистину Воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего
императора.
(Слайд 16)
С тех пор на Светлый праздник Воскресения Христова и принято
приветствовать друг друга со словами: «Христос Воскресе!», а в следует
говорить «Воистину Воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и
любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это
действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других
странах нет.
(Слайд 17)
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки,
устраивали веселые гуляния.
(Слайд 18)
Еще одно знаковое событие происходит накануне Светлого Христова
Воскресения – схождение Благодатного Огня.
Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается
Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня
паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и
города
. (Слайд 19)
4. Творческая работа учащихся.
- А в завершении нашего с вами разговора, я хочу предложить вам всем
классом изготовить большую праздничную корзину с крашенными
пасхальными яйцами. Каждому из вас я раздам раскраску пасхального
яйца, вы её раскрасите и мы сложим эти яйца в одну корзину.
( раздаточный материал для самостоятельной работы)
(Слайд 20)
В конце урока оформляется праздничная пасхальная корзина и
организовывается выставка работ учащихся.
«Христос Воскресе!» прошепчу
И от чистого сердца поздравляю,
И в день ПАСХИ вам с радостью
желаю,
Чтоб жили в полном здравии и радости,
Без печалей, горести и зависти.
(Слайд 21)
5.Подведение итога урока.
- О чем узнали на уроке?
- Что было нового для вас?
- Какие новые слова и термины узнали?
- На какие вопросы получили ответ?
- Что для вас осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.
Модуль: Основы православной культуры
Урок 8
Тема урока: Пасха
Цель урока:
Создание условий для ознакомления детей с историей
празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями,
обычаями, играми. Пробуждение интереса к старинным русским обрядам.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за
Родину и русский народ;
развивать чувство сопереживания к чувствам других людей;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и
поступкам других людей
Метапредметные:
учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения;
учить осуществлять поиск и обработку информации
Предметные:
формировать представление детей об истории празднования Светлого
Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;
Ожидаемые результаты:
продолжится процесс формирования собственного целостного взгляда на
мир, чувства гордости за Родину и русский народ, чувства сопереживания к
чувствам других людей;
продолжится процесс формирования умения давать нравственно-
этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
пробудится интерес к старинным русским обрядам;
сформируется представление детей об истории празднования Светлого
Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;
продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать иную
точку зрения, осуществлять поиск и обработку информации.
Оборудование:
интерактивная доска, электронное приложение к учебному
пособию «Основы православной культуры», учебник «Основы православной
культуры», деревянные яйца, нетбуки.
Ход урока:
I.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
1.
Приветствие детей.
2.
Вводная беседа:
Любите ли вы праздники?
Какие праздники вы знаете?
Какие из них ваши любимые?
Узнайте, о каком празднике идёт речь? Предлагаются иллюстрации и
аудиозапись пасхального звона. (Дети: рассматривают иллюстрации и слушают
аудиозапись. Ответ – это праздник Пасхи.)
3.
Работа в группах:
Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это
настроение? Слова запишите.
Вспомните запах этих дней? Слова запишите.
С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите.
(Дети: обсуждают в группе, записывают слова, представляют классу)
II.
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии
1.
Ответы на вопросы и обсуждение:
Что вы знаете об этом празднике? (Дети: отвечают на вопросы)
В какой день недели празднуется, почему этот день так называется? (Дети:
фиксируют затруднение. Ставят цель урока)
Хотите больше о нём узнать?
А для чего вам это надо? (Дети: выдвигают задачи урока)
А как мы можем это сделать? (Дети: составляют план урока)
III.
Этап выявления места и причины затруднения
1.
Мозговой штурм: работа с понятием «Воскресение Христа» (Дети:
высказывают свои ассоциации, записывают на интерактивной доске)
IV.
Этап построения проекта выхода из затруднения
1.
Что может помочь нам получить нужную информацию? (Дети отвечают:
рассматривание иллюстраций в учебнике, чтение текста, рассказ учителя, поиск
информации в Интернете, выполнение практических заданий)
V.
Этап реализации построенного проекта
Работа с учебником:
1.
Антиципация: рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми (Дети:
рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы)
2.
Чтение текста по смысловым частям. Обсуждение (Дети: коллективное
чтение, ответы на вопросы учителя, обсуждение)
VI.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1.
Приём «Тайм-аут» (краткий пересказ в парах). На экране критерии
оценивания (Дети: кратко пересказывают в паре друг другу, оценивают работу
партнёра с опорой на критерии)
Критерии оценивания краткого пересказа:
Названа основная мысль текста (да/нет)
Названы основные детали (да/нет)
Присутствует логика изложения текста (да/нет)
2.
Рассказ учителя дополнительной информации с использованием текстов и
иллюстраций электронного приложения к учебному пособию (Дети: слушают,
рассматривают иллюстрации)
VII.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
1.
Выполните задания тренажёра в электронном приложении к учебному
пособию. Проверьте правильность выполнения (Дети: самостоятельно работают
с электронным приложением на нетбуках, выполняют самопроверку по эталону)
VIII.
Этап включения в систему знаний и повторения
Работа в группах:
1.
В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.
Посоветуйтесь в группе и приведите свои примеры. На экране иллюстрации для
каждой группы: подснежники пробиваются из-под снега, распускаются почки на
деревьях, бабочка пьют нектар с цветка. (Дети: работают в группе, представляют
результаты)
2.
Разучите пасхальную игру по инструкции и проведите с классом. Игры:
«Катанье яиц», «Чоканье яйцами», «Вертушка» (Дети: разучивают игру,
пробуют играть в группе, проводят игры со всем классом)
IX.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ответы на вопросы:
О чём узнали на уроке?
На какие вопросы вы получили ответы?
Что вас ещё интересует по данной теме?
Что вы не поняли?
Что было сложно?
(Дети: отвечают на вопросы, выявляют, что ещё их интересует по этой теме, где
и как это можно узнать, как представить классу на следующих уроках)
X.
Домашнее задание
Решить пасхальный кроссворд, можно совместно с родителями
Технологическая карта
Фамилия, имя, отчество
Дудар Галина Петровна
Место работы
МАОУ «Гимназия № 4» г. Великого Новгород
Должность
Учитель начальных классов
Модуль
Основы православной культуры
УМК
А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
Тип урока
Урок введения нового знания
Технология построения урока
Системно-деятельностный
Тема урока
Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в
коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию
коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником
«Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению
народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия
Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, Светлая Седмица, Жены-мироносицы
Оборудование и
инструментарий
Карточки, таблицы, кроссворд, дополнительный материал. Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран,
мультимедийный проектор, презентация
Планируемые результаты
урока
Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований
действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
Предметные умения:
Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день
возобновления жизни.
Метапредметные
умения
*Познавательные УУД
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
*Личностные УУД
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
*Регулятивные УУД
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
(осуществлять самоконтроль).
* Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы
Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
.
Слайд 2.
Рождество Христово (7 января), Крещение Господне ( Святое Богоявление)
(19 января). Преображение Господне ( Яблочный Спас) (1119 августа)
Пасха , Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля).
-Чем отличается праздник Пасха от других перечисленных православных
праздников?
( Нет даты)
- Почему? ( Празднование Пасхи приходится каждый год на разные даты.)
- О каком христианском празднике мы будем сегодня говорить?
Слайд 3.
( звучит праздничный звон колоколов)
«Христос Воскресе!».
(звучит праздничный звон колоколов)
-Ребята, вы любите праздники?
-Какая у нас сегодня тема урока?
(высвечивается тема урока)
Праздник Пасхи наступает
Торжество нас ожидает.
1.Дети отвечают
учителю
2. Ребята, глядя на
анимацию, называют
тему урока: Пасха.
2.Актуализация
знаний и фиксация
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
Ребята, знаете ли вы, что…
Слайд 4.
1.Как называется то место, где распяли Христа и что в переводе с
древнееврейского языка означает это слово?
Слайд 5.
2.В какой день недели был распят Иисус Христос?…
Слайд 6.
3. Несколько часов висел на кресте и мучился Христос. Наконец, Он громко
воскликнул: «Свершилось…Отче! В руки твои передаю дух Мой», затем
склонил голову и испустил дух, скончался.
-О чём сказал Иисус Христос: «Свершилось…»
Слайд 7.
4. Что произошло на месте распятия Христа в момент его смерти?
Слайд 8.
Обучающиеся
обдумывают ответы и
завершают
продолжение фразы.
1.Место, где был
распят Иисус
Христос, называется
Голгофа, что в
переводе с
древнееврейского
означает .
2..Иисус Христос был
распят в пятницу.
3.Иисус добровольно
5.В какой день Иисус Христос воскрес ? Почему этот день на Руси и в наше
время так называется?
Слайд 9.
6. Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие, чтобы…
Слайд 10.
7.Что означает слово «Пасха»?
Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку
бессмертие.
Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни –
воскрес.
отдаёт Свою душу в
руки Отца, указывая,
что Он был при
смерти и что Бог
принял Его жертву.
«Свершилось» -Его
страдания
закончились, и вся
работа проповедовать
Евангелие, творить
чудеса, порученная
Ему Отцом- и
добиться вечного
спасения для Своего
народа была
выполнена. Долг
греха был уплачен.
4.Полное солнечное
затмение и сильное
землетрясение.В
Храме Иерусалима
разорвалась по
середине завеса,
отделившая самое
святое место храма от
остальной его части.
5.Иисус Христос
воскрес в
воскресенье.
6…Иисус Христос
позволил Себя
казнить через
распятие…чтобы
победить смерть.
3.Выявление места
и причины
затруднения.
-
Какой вопрос вызвал затруднение? (Не смогли ответить)
-Сформулируйте цель урока.
-Узнать, что такое Пасха?
-Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?
-Почему каждый год Пасха приходится на разные даты?
-Назовите тему урока. (Пасха.)
Слайд 11.
Слайд 12.
- Работу на уроке мы будем сопровождать заполнением таблицы. Она есть в
каждой группе.
- В первой графе запишите, что вы уже знаете о празднике Пасхи, во вторую
– что бы вы хотели узнать, а третью мы заполним в конце урока.
Учащиеся
высказывают свои
предположения по
сути вопросов,
поставленных
учителем.
4.Построение
проекта выхода из
затруднения
.
- Хочется вам узнать правильные ответы? Тогда, давайте составим план (что
нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?)
1. Что такое Пасха.
2.Когда празднуют Пасху.
Ученики составляют
план работы на урок
3.Воскресение Иисуса Христа.
4.Пасхальное богослужение.
5.Праздник Пасхи на Руси.
6.Праздничная пасхальная икона.
7.Пасхальный стол.
Слайд13. (план)
5.Реализация
построенного
проекта
.
Слайд 14.
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию
Пилату , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие
говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.
А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах.
( В группы раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и
отвечают на вопросы. Выступления групп.)
Слайд 15.
1 группа.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Слово « Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление».
Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении
предков своих от рабства египетского .Христиане же , празднуя Пасху
новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от
рабства диаволу и дарование жизни вечной.
В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник
символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник.
Праздник радости, любви, доброты и справедливости. И отмечается 40 дней.
Во все дни этого праздника, продолжающегося до Вознесения Господня,
христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» - и
ответными словами « Воистину Воскресе!»Об этом событии рассказывает
Евангелие.
1.-Что значит слово «Пасха» в переводе с еврейского?
2.-Что символизирует праздник Пасха?
3.-Сколько дней отмечается Пасха?
4.-Как в праздничные дни христиане приветствуют друг друга?
2 группа.
Слайд 16.
Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на
разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку
берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на
ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за
Внимательно
слушают.
Работа в группах.
Выступления.
Заполнение таблицы.
этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика
такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После
весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в
полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит
живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
1.-Что значит «переходящий» праздник?
2.-Скаким природным явлением связан отсчёт Пасхи?
3 группа.
Слайд 17.
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли
высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа
приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что
Он воскрес.
Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе
Владыку жизни. По прошествии субботы , ночью на третий день после
Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.
Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина,
Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое
масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они
увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел
сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес.
Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом
и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам
Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир
вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение
Христово.
1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?
2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?
3.-Кому первому явился Иисус Христос?
4 группа
Слайд18.
По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней
службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой
Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование
Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В
Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в
ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот
об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.
В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес .И вновь в
полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа
Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители
унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом
показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле
и являлся разным людям.
После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе
Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что
в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики
Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.
Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко
гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма
крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма,
останавливается перед закрытыми дверями ,как бы при входе в пещеру
Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные
Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя
в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».
1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?
2.-Какой символический смысл имеет перенесение Плащаницы в алтарь?
3.-Что символизирует крестный ход?
4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о
Воскресении?
5.-Что отвечает народ?
5 группа
Слайд19.
Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи
называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются
праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в
православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата,
ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды
между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.
Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный
звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог
подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.
Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю
Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с
крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении
Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом»
на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему
только с благословения священника.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это
называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни
пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная
пословица.
Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в
своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно
станет на душе.
1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?
2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане?
Как называется это приветствие?
3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?
6 группа.
Слайд 20.
О событии сошествия Христа во ад после смерти на Кресте повествует
праздничная пасхальная икона. Церковь учит, что момент Воскресения
Христа есть великая непостижимая человеческому разуму тайна. Поэтому
он не отображён на иконе праздника. На ней изображено сошествие во ад,
рассказано об избавлении людей от уз вечной смерти. Но для древнерусской
иконы было принято двойное название «Воскресение- Сошествие во ад».
Мы видим на иконе в центре Христа. Вокруг Него круг- мандорла- сияние
Божественной славы и света, который Христос принёс во тьму ада. Христос
стоит на поверженных вратах ада. Правой рукой Он держит за руку Адама,
слева простирает к Спасителю руки Ева. Ещё множество людей населяют
пространство иконы- это праведники, которых Христос выводит из тьмы
кромешной. Горки на иконе символизируют мир вышний, противостоящий
чёрной бездне ада. А по сторонам помещены изображения ветхозаветных
пророков и праотцов .
1.Расскажите , что изображено на иконе « Воскресение- Сошествие во ад.»
7 группа.
Слайд 21.
Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной
пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые
серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти
два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц,
молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше
времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На
стол подаются крашеные варёные яйца, кулич ( сладкий хлеб, похожий на
кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.
Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и
неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом
воскресного праздника .Христиане расписывают яйца, красят их в разные
цвета , а затем дарят родным и близким.
1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.
2.В чём заключается пост?
3.Назовите блюда пасхального стола.
.
6.Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
Слайд22.
- Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам
заполнить правую часть. Работаем в паре.
1.
Праздничная служба
Крестный ход, открытие Царских Ворот
Пасхальное
приветствие:
«Христос воскресе!»
«Воистину воскресе!»
Приветствие друг
друга
Три поцелуя в щёки
Пасхальное угощение
Кулич, пасха, крашеные
Ребята заполняют
правую колонку,
посовещавшись с
соседом по парте.
яйца (почему красят?)
7 дней каждый
может…
звонить в колокола
Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по
слайду 22.
7.Самостоятельная
работа
Слайд23.
Тест « Найди верный вариант»
С
каким
событием
связан
праздник
Пасхи
?
Мария
Магдалина
подарила
императору
Тиверию
красное
яйцо
Христос
воскрес
из
мертвых
С
весенним
праздником
мая
Почему
Христа
называют
Спасителем
?
Воскреснув
,
Христос
победил
смерть
,
и
теперь
за
порогом
смерти
людей
ожидает
любовь
Христа
Он
спас
израильтян
от
власти
римлян
Он
спас
людей
от
глобальных
катастроф
Что
значат
слова
молитвы
,
которая
поется
на
пасху
:
«
Смертию
смерть
поправ
»
Умерев
как
человек
,
Христос
принес
Свою
любовь
и
тем
,
кто
перешагнул
порог
смерти
Теперь
все
примирились
со
смертью
как
с
неизбежностью
Люди
поняли
,
что
о
смерти
не
нужно
думать
Какой
день
недели
называют
малой
Пасхой
?
Субботу
Понедельник
Воскресенье
Слайд23
Проверьте и оцените вашу работу
Ребята
самостоятельно
находят правильный
вариант ответа
8.Включение в
систему знаний и
повторение
.
Слайд24 .
Решите пасхальный кроссворд (работа в парах).
9.Рефлексия
учебной
деятельности
.
В раздел начальное образование