Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование учебной деятельности в начальной школе"

обобщение опыта

Автор: Новаковская Альбина Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ" №61, город Челябинск



В раздел начальное образование




Формирование учебной деятельности в начальной школе
Актуальность данной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся. Прежде чем описывать различные виды организации процесса обучения, обеспечивающей полную успеваемость учащихся, нужно рассмотреть те теоретические положения, на основе которых можно строить такой процесс обучения. Первой основой являются цели школы, ибо организация процесса обучения определяется главной целью школы, поставленной перед ней обществом и государством и принятой ею для полного осуществления. Ведь школа – это социальный институт, создаваемый обществом и государством для подготовки нового поколения людей, готовых принять эстафету из рук уходящих поколений, для того, чтобы продолжить процесс прогрессивного развития страны. Всякий учитель строит свою работу в соответствии с определенной целью и в соответствии с этой целью он и добивается с тем или иным успехом определенных результатов в своей работе. Между тем уяснить главную цель своей работы, выстроить правильную иерархию всех других целей, решаемых в учебно-воспитательном процессе, выбрать адекватные средства для осуществления этих целей, построить свою работу в полном соответствии с основной целью, не забывая, конечно, и об осуществлении других вспомогательных целей, есть непременное условие эффективной деятельности учителя. В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: – формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества; – постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, эмоциональную развитость, стремление к самопознанию, креативность, диалогичность с другими культурами, умение решать конфликты мирным путем, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм; – обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и в новое знание;
– общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для дальнейшего образования и профессиональной деятельности; – понимание актуального для современного российского общества ценностно - нравственного значения образования . Успешность решения вышеизложенных задач в начальном общем образовании будет напрямую зависеть от работы педагога по формированию учебной деятельности младших школьников, поскольку именно она, «проводимая под руководством учителя, в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учащимся деятельность, то есть в самообучение” . А способность к самообучению может обеспечить успешное формирование целого ряда личностных качеств школьников, предусмотренных образовательным стандартом.
Учебная деятельность состоит из нескольких взаимосвязанных

компонентов:
1. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия. 2. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца. 3. Действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ. 4. Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте. Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами. Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений младших школьников, включающих в себя: – организационно-личностные; – организационно-технические; – организационно-гигиенические. Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно - личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений: – целеопределение; – планирование предстоящей деятельности; – выполнение действий по разработанному алгоритму; – самоконтроль; – самооценка; – корректировка.
Положительный результат может быть получен только при условии использования ее при выполнении учащимися практически всех заданий в рамках всех учебных предметов учебного плана. Каждое структурное составляющее учебно - организационных умений отрабатывается путем ряда упражнений.
1. Примерные упражнения для формирования умения

целеопределения:
– определение области своего незнания; – определение перспективы в усвоении нового материала; – отбор из многообразия предложенных целей тех, которые соответствуют данному учебному заданию; – исключение из перечня предложенных целей тех, которые не подходят к данному учебному заданию; – определение личностных возможностей выполнения заданий.
2. Примерные упражнения для формирования умения планировать

учебные действия:
– обсуждение последовательности предстоящих учебных действий; – применение готовых алгоритмов; – обсуждение и анализ готовых алгоритмов; – составление алгоритмов действий; – определение недостающих действий в алгоритме, исключение лишних; – выделение алгоритма после выполнения учебного задания; – пересказ плана учебных действий в парах, группах.
3. Выполнение учебных действий осуществляется по

разработанному алгоритму.

4. В оценке хода и результата деятельности применимы:
– сверка результата деятельности с образцом; – сверка хода деятельности с разработанным алгоритмом; – взаимопроверка; – отсроченная проверка.
5. Самооценка
ребенка при правильном формировании ее предполагает отработку умения определить, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. Но тем самым самооценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. Процесс формирования полноценной учебной деятельности не должен ограничиваться только работой школы. Этот процесс должен быть непрерывным. Предпосылки учебной деятельности должны формироваться уже в старшем дошкольном возрасте, когда ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является игровая деятельность. Именно в процессе сюжетно - ролевых игр дети учатся ставить перед собой цель, планировать свои
действия согласно правилам игры, соотносить совершенные действия с образцом, оценить свою деятельность в игре. И если в дошкольном образовательном учреждении этой важной работе отводилось достойное место, то, как правило, в первый класс поступают дети, которые достаточно успешно адаптируются в школе, готовые к смене игровой деятельности учебной как ведущей на протяжении всей школьной жизни ребенка. Формирование учебной деятельности - одна из важнейших целей обучения и развития младших школьников, особенно актуальная в аспекте непрерывного образования. "Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников. Это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Структура учебной деятельности: мотивация; учебная задача; учебные операции; контроль; оценка. При формировании учебной деятельности младших школьников необходимы такие формы организации обучения, которые способствуют: - овладению структурой этой деятельности; - овладению умением общаться. Для различных форм организации обучения характерны следующие признаки: - характер взаимодействия между учащимися; - характер руководства деятельностью школьников со стороны учителя - особенности общения учителя с учащимися. Фронтальная форма предполагает деятельность учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве учащихся друг с другом под непосредственным руководством учителя. Положительные моменты: - возможность широкого обмена опытом учащихся; - активное взаимодействие учащихся между собой и с учителем; - возможность для учителя вести всех учащихся в одном темпе к единой цели; - жесткое руководство учителя формированием учебной деятельности. Отрицательные моменты: - как правило, процессом взаимодействия охвачена небольшая часть учащихся – сильные ученики, но и она не реализуют полностью свои возможности, так как фронтальная работа ориентирована на среднего ученика; - всю рефлексивную часть работы выполняет учитель, детям остается исполнительская функция. Фронтальная работа – необходимый этап формирования учебной деятельности, особенно в младших классах.
Индивидуальные формы предполагают работу учащихся над единым или различными заданиями вне контактов в одноклассниками, при опосредованном руководстве учителя. Различаются индивидуальная и индивидуализированная формы организации обучения. Индивидуальная предполагает работу учащихся над едиными, а индивидуализированная - над дифференцированными заданиями Положительные моменты: - большие возможности для формирования учебной деятельности, так как каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных возможностей; - учитель получает информацию о реальных знаниях и умениях каждого ученика. Отрицательные моменты: - громадные затраты времени учителя на разработку заданий и инструкций к ним; - исключение контактов с одноклассниками. Использование индивидуализированных форм ограничено главным образом ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Индивидуальная работа предполагает максимальную самостоятельность учащихся, сформированность необходимых для ее выполнения способов деятельности и операций. Переход к индивидуальной работе (при соответствующей организации обучения) происходит в 6-7 классах. В начальных классах индивидуальная работа возможна и необходима на заключительных стадиях формирования отдельных компонентов учебной деятельности с целью закрепления ее структуры и контроля знаний учащихся. Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри группы и при опосредованном руководстве учителя. Положительные моменты: - более активное взаимодействие учащихся между собой (чем при фронтальной работе), обеспечиваемое самим характером групповых заданий; - сложно уклониться от работы; - после групповой фронтальная работа приобретает черты коллективной: получив результаты, каждая группа представляет их всему классу, создавая основу общей дискуссии, в которой участвуют уже не только сильные ученики; - в процессе коллективного обсуждения способов действия и полученных результатов формируется рефлексия - важный показатель овладения учебной деятельностью; - при работе в группе каждый ученик многократно проговаривает учебные действия, что способствует их речевому оформлению; словесная
формулировка действия - важный показатель овладения учебной деятельностью; - выполнение разных заданий в группе способствует формированию умения применять известный способ решения в новых условиях, что является одним из показателей овладения учебной деятельностью; - формирование положительного отношения к учебе: работая в группе, дети комфортнее чувствуют себя на уроке, снижается уровень их тревожности, растет уверенность в своих силах. Таким образом, формирование учебной деятельности предполагает постепенную передачу активных функций от учителя к ученику. Необходимо оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся, начиная с фронтальной, через сотрудничество в малых группах, завершая формирование учебной деятельности индивидуальной работой учащихся
Система формирования учебной деятельности
. Психическое развитие человека на всех ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности человек обладает историческим опытом, усваивает знания, умения и навыки. Как указывал А.И.Леонтьев, деятельность в целом не складывается из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии. Другие являются подчиненными и играют второстепенную роль. Главным видом человеческой деятельности определяющей само возникновение и историческое развитие человека, становление его сознания является труд. В современном обществе наряду с трудом, основными видами деятельности является учение. Ведущая деятельность младшего школьника – учебная деятельность. Учебная деятельность – это общественно оцениваемая, значимая деятельность, ставящая ребенка в новую социальную позицию школьного ученика (Божович) Учебная деятельность является ведущей, так как в ней удовлетворяются потребности ребенка: познавательные, духовные, социальные, саморазвитие. В учебной деятельности развиваются психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение. Развивается личность ребенка. Направленность на себя, на людей, на деятельность. Формируется произвольность поведения, умение оценивать своё поведение с позиции общества, развивается самоконтроль. Систематическое осуществление младшим школьником учебной деятельности определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста: - субъекта этой деятельности - основ теоретического мышления - произвольность учебно-познавательных действий.
Психолого-педагогические исследования показали, что при существующей системе начального образования, учебная деятельность к моменту окончания начальной школы не приобретает индивидуальные формы. Возникает проблема, как сделать так, чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание учиться, т.е. потребность в учебных действиях и возможности её индивидуального осуществления. Работа учителя по формированию учебной деятельности способствует становлению младшего школьника как субъекта, поскольку субъект учебной деятельности характеризуется возможностью целенаправленно, осознанно и самостоятельно осуществлять деятельность, направленную на овладение социально историческим опытом, на совершенствование собственной личности. Поэтому учителю необходимо знать структуру учебной деятельности и систему её формирования.
Мотивом
является учебно-познавательный мотив, так как теперь позиция школьника это не просто позиция ученика выполняющего предписания учителя, а позиция человека совершенствующего самого себя, тем самым осуществляя общественно-значимую деятельность. Познавательность направлена на приобретение знаний. Учебно- познавательный мотив направлен на усвоение способов действий в области учебного предмета. Важно помнить об учебно-познавательном мотиве, так как от него зависит успешность дальнейшего обучения.
Учебная задача
. Обучение, которое дает возможности знаний от учителя к ученику это не эффективно. Понятие должно формироваться посредством действий самого ребенка. Учебная задача – это целая система. Задания, которые выполняются в классе и дома. В результате решения систем заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы. Действительное принятие учебной задачи предполагает такую ситуацию, при которой реальные цели деятельности учащихся совпадают с целями, поставленными учителем. Основным результатом учебной деятельности должно являться изменение, преобразование, приращение опыта ученика. Решающее значение имеет осознание учеником тех изменений, которые происходят с ним самим. Подобному осознанию и должен способствовать правильно организованный этап выделения и принятия учебной задачи. Формирование учебной деятельности предполагает специальную работу учителя, которая позволила бы учащимся научиться принимать учебную задачу, превратила бы цель учебной деятельности в значимый мотив.
Учебные действия
. Важно знать способы действий, так как это ставит ученика в позицию субъекта, обеспечивает успешный результат. Предает деятельности смысл. Стимулирует и поддерживает интерес ребенка к учению. Важно чтобы были воспроизведены знания о способах деятельности, которые необходимы для решения задачи.

Учебные операции
. Планирование деятельности по решению задачи всегда зависит от успешности ранее проведенного анализа, поскольку процесс планирования предполагает осознание цели, отбор необходимых и достаточных операций. Данный этап завершается определением последовательности операций, выполнение которых должно привести к практическому решению задачи. Постепенно те операции, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем в уме. Таким образом, происходит интереализация учебных операций.
Контроль.
Предметом контроля в учебной деятельности может выступать её процесс и достигаемый результат. Соответственно выделяется два вида контроля: процессуальный и итоговый. Кроме того следует иметь ввиду, что контроль может носить ретроспективный, текущий и прогнозирующий характер. Контроль, как правило, сопровождается оценкой, которая не только констатирует, верно, или неверно осуществлена деятельность, но и дает её качественную характеристику. В сегодняшней практике учителей преобладает контроль по результату, но он формирует невнимательность у учеников. Контроль над способами выполнения каждой операции средство формирования внимания, логического и творческого мышления.
Оценка.
Оценка должна относиться к способам действия, то есть к мере выполнения учебной задачи.
Самоконтроль
(психолог Матюхина). Действие сличения, соотношение учебной деятельности с образом.
Самооценка.
Оценивание ребенком своей деятельности на разных этапах её социализации. Ретроспективная – оценка достигнутого результата. Прогностическая – оценка собственных возможностей. Формирование учебной деятельности имеет цель подготовить школьника к возможности самостоятельно учиться, быть субъектом образовательного процесса. Такой результат, может быть, достигнут в том случае, если формирование учебной деятельности будет построено как процесс овладения все более обобщенными способами деятельности. Это оказывается возможным, если последовательно проводить вычленение и обобщение общих моментов в процессе решения конкретных задач. Именно такой подход и определяет логику формирования учебной деятельности, определенную последовательность в действиях учителя, организующего этот процесс. На первом этапе формирования учебной деятельности важно уточнить, расширить представления детей об учебной деятельности, учебной задаче, вызвать у младших школьников интерес к учебной деятельности и показать значимость овладения ею. Второй этап направлен на то, чтобы школьники ознакомились со структурой учебной деятельности, убедились в её сложности, взаимосвязи всех компонентов деятельности в процессе решения учебной задачи. Поняли
важность овладения каждым компонентом учебной деятельности для её успешного осуществления. На третьем этапе формирование компонентов учебной деятельности следует осуществлять на конкретном содержании отдельных учебных предметов. На четвертом этапе анализ задачи, выделение и принятие её как учебной, актуализация необходимых содержательных и операционных знаний, составление плана решения задачи, контроль и оценка должны формироваться на основе внутрипредметных связей. На пятом этапе подобная работа должна проходить в процессе реализации межпредметных связей. На следующих этапах формирование учебной деятельности осуществляется во всей системе входящих в нее действий. Формируются не отдельные компоненты, а целостная структура учебной деятельности. На заключительном этапе формирование целостной структуры учебной деятельности должно осуществляться в процессе практического использования при решении учебных задач, построенных как на уже известном, так и на новом учебном материале. Формирование учебной деятельности в указанной выше последовательности обеспечивает успешное овладение школьниками, как отдельными её компонентами, так и целостной структурой. Показателями успешности овладения учебной деятельностью является целенаправленность деятельности, осознанность, плановость, обобщенность, полнота структуры деятельности, самостоятельность. Устойчивость, особенности отношения к совершаемой деятельности. Работа учителя по формированию учебной деятельности способствует становлению младшего школьника как субъекта, поскольку субъект учебной деятельности, характеризуется возможностью целенаправленно, осознанно и самостоятельно осуществлять деятельность, направленную на овладение социально-историческим опытом, на совершенствование собственной личности.
Список используемой литературы.
1. Педагогическая психология под редакцией А.И.Раева 2. Эльконин Д.В. Психология обучения младшего школьника. М.,1989 3. Формирование учебной деятельности, под редакцией В.В Давыдова М.,1982 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996 5. Стандарт – это общественный договор /Учительская газета, № 44 от 28 октября 2008 г. 6. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности /Д.Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах. Москва– Воронеж, 1995 7. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М., «Просвещение», 2007

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 61

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме


«Формирование учебной деятельности в начальной школе»

Учитель первой категории

А.Э. Новаковская

г. Челябинск


В раздел начальное образование