Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс

открытый урок

Автор: Алакина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 51 пгт Черноморского, пгт Черноморский, Северский район, Краснодарский край



В раздел начальное образование



Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс
Автор
: Алакина Елена Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 51 пгт Черноморского, Северского района, Краснодарского края.
Описание
: конспект урока по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России». Урок построен по ФГОС. Это конспект урока, направленного на развитие познавательных процессов: внимание, аналитическое и творческое мышление, памяти, речи.
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению «Рукавичка».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:
Метапредметные: формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; формирование навыка чтения; формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; формирование умения формулирования собственного мнения и развитие процессов мышления, памяти, внимания. Личностные: воспитание самостоятельности, чувства ответственности. Предметные: формирование представлений об особенности жанра сказки; формирование представлений учащихся о народной сказке; формирование умений характеризовать сказочный персонаж; формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Оборудование:
учебник для 1 класса «Литературное чтение», иллюстрации для отгадывания сказки, картинки животных сказки, пословицы, художественная книга «Рукавичка».
Раздаточный материал
: лепесток из бумаги, похожий на лучики солнца, буквы русского алфавита, рукавичка, пуговица, разрезной материал (пословицы). Таблица-сравнение героев сказок «Теремок» и «Рукавичка».
Ход урока.

1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. -Любите ли вы читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
II.

Повторение изученного материала.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок») На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок». (слайд № 2) -Чему учат нас сказки?(дружбе, взаимопомощи…) - Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин), (слайд № 3)
Вывод
. Это сказка
авторская
.(НА доску) -А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (
народная
) (НА ДОСКУ- НАРОДНАЯ)
Сообщение темы урока.
-Вот и мы сегодня отправляемся в сказку. Угадай, как она называется? Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов. Радуга, утка, кот, арбуз, виноград, индюк, часы, корова, аист. (слайды № 4,5,6,7,8,9,10,11,12)
Ответ: рукавичка

На экран
проецируется фото книги «Рукавичка» (слайд 13) – Итак, сегодня мы будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка». Прослушайте внимательно эту сказку.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
. - понравилась ли вам сказка? - назовите героев сказки А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем гимнастику. 1).
Дыхательная гимнастика
. « Укололи пальчик». - Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот). 2).
Гимнастика для глаз
“Пуговица”. (синий смайлик) - Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами: 3).
Артикуляционная гимнастика (слайд № 15)
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной  Читают хором  Читают шепотом, радостно, грустно
БУ – БЮ БА – БЯ ВУ – ВЮ ВА – ВЯ ГУ – ГЮ ГА – ГЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ РУ – РЮ РА - РЯ 2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка». – Назовите действующих лиц сказки. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. (слайд 16,17) об-ро-нил – обронил по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушка по-бе-гай-ка – побегайка бре-дет – бредет не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
а) Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.38. -Прочитайте название сказки.
Дети:
Рукавичка. Есть ли автор у данной сказки? Нет
. Народная.
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога) -Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)
Диалог –это разговор двух или нескольких людей.(слайд 18
) -Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей) СЛОВАРНАЯ РАБОТА На экран проецируется (
слайд 19)
Рука-вица Рука-вичка - в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла. - Как мы можем объяснить значение непонятных слов. Где мы можем их найти. ( В словаре) Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил

Физминутка «Волшебная рукавчика»
- Скажите имя и свое качество, держа в руках рукавичку. V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ – Кто обронил рукавичку? – Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? – Назовите героев сказки «Рукавичка» А сейчас мы с вами поиграем
«Покажи героя сказки».
– Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений . Мышка поскребушка Лисичка сестричка Кабан клыкан Волчок серый бочок Лягушка попрыгушка Медведюшка батюшка Зайчик побегайчик 2. Самостоятельное чтение сказки. Найдите неверные ответы. Ответьте правильно. • «Рукавичка» -
русская
народная сказка? (Украинская.) •Шѐл дед с собачкой
полем
? (Лесом.) • Первой увидела рукавичку
лягушка-поскакушка
? (Мышка-поскребушка.) • С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик) • После волка там спрятался
медведь
? (Кабан) • Из-за медведя
разорвалась
рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.) • Прибежала собачка и
тоже влезла
в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей.) • Звери ей
обрадовались
? (Они испугались и разбежались.) • Дед пришѐл и
забрал
рукавичку? (Да)
Проверка понимания прочитанного.

-
Понравилась вам сказка? О ком она?
-
Докажите, что это сказка? (
слайд № 20)(В сказках отражается жизнь

народа, его мечты о лучшей жизни)
- Назовите героев. - С чего начинается сюжет? -Кто первым поселился в рукавичке? - Кто был последним? - Пустили ли звери медведя в рукавичку? - Кто испугал зверей? • Как просился в рукавичку кабан? • Кто пришѐл за мышкой? • Почему дед вернулся в лес? • Кто сломал «домик» зверей. (На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок). (1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка») - Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карандаша. (Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)

7.Самопроверка с презентации.
На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика «Теремок» и «Рукавичка») Сказка «Теремок» Мышка Лягушка Заяц Лисичка Сказка «Рукавичка» дед мышка лягушка зайка лисичка волк кабан медведь Мышка-норушка мышка-поскребушка Лягушка-квакушка лягушка-попрыгушка Заяц-на горе увёртыш зайчик-побегайчик Лисичка-сестричка Лисичка- сестричка Волчок-серый бочок Волчок-серый бочок Медведь-люблю реветь Кабан-клыкан Медведюшка-батюшка
Работа с пословицами. Игра «Найди пару» (слайд № 23)
Даны разрезанные пословицы: Не учись разрушать, (а учись строить.) Сила сломит всё, (а ум- силу.) В тесноте, (да не в обиде.) 4) Согласие (крепче каменных стен)
.Обсудите в паре смысл пословиц.
- Какая пословица подходит к нашей сказке
? (слайд № 24
)

IV. Итог урока. Рефлексия.
На экран проецируется: -С какой сказкой мы познакомились?
(слайд № 25
) -Что понравилось на уроке? – Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)
(слайд № 26,27)
–Подставляйте солнышку ладошки. Собирайте лучики в карман, А затем, с любовью понемножку, Раздавайте близким и друзьям. Я попрошу вас подойти ко мне. Давайте возьмём лучик доброты у солнца и пронесём с собой через всю жизнь. Встанем поближе друг к другу и сделаем большой круг дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны! Всем спасибо и…. ДОСВИДАНИЯ!!!


В раздел начальное образование