Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

М. М. Пришвин "Ребята и утята"

открытый урок

Автор: Галстян Светлана Эмильевна, учитель начальных классов, МОУ АСОШ № 2, п. Агинское, Забайкальский край



В раздел начальное образование



Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока 1. Вводно- мотивационный этап Звонок веселый прозвенел «Пора учиться!»- он пропел, Давайте сядем тихо,дружно, Сегодня много сделать нужно Дети садятся и готовы слушать учителя Л: мотивация учебной деятельности, настрой на урок. К: умение позитивно относиться друг к другу. 2.Актуализация опорных знаний Обращение к записи на доске «Остановись, присяДь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивися: они тебе сродни» -Как понимаете эти слова? Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный и неповторимый мир природы. Мы живем в нем и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее- жизнь. Самое удивительное на Земле и самое незащищенное. -Как вы думаете, нужно ли нам о жизни тех кто живет рядом с нами? -Зачем? (чтобы понимать что происходит в природе, помогать им) - А что нам помогает узнавать о том, как живут наши братья меньшие? ( рассказы , стихи) Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему. П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения. К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение конкретизировать свои знания. Предметные: расширение знаний о творчестве писателя.
-Читая произведения о природе, мы учимся любить и понимать то, что в ней происходит. 1. Рассказ о М.Пришвине. – Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной
сумкой
и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать

неравнодушным?

-
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать или вспомнить об этом человеке, его творчестве? ( слайд1) - Ребята скажите а все ли вы знаете о его творчестве? - На столах у вас лежат полоски линеечки. Отметьте на начало урока все ли вы знаете о писателе и его произведениях. М. М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с 5 детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом, в Дети отмечают галочкой нужный кружочек
3.Операционно- содержательный этап дальнейшем он стал писать стихи о природе. Путешествовал по неисследованным Северным лесам, по азиатским степям, любовался красотой природы. -Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением. -Вы сказали что на портрете М. Пришвин. -Вы уже не первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина – А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4) 2
. Викторина по творчеству

М.Пришвина.
1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку
. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.” – “Журка” (слайд 2) 2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.” – “Лисичкин хлеб” (слайд 3) -Маленькая дикая уточкачирок-свистунок Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать свою возникшую проблему. П: умение использовать разные источники получения информации; умение строить логические цепочки рассуждения. К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать. Р: умение ставить и сохранять учебную задачу. Предметные: знакомство с текстом, со значением
4.Словарная работа решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.(слайд4) -Ребята а этот отрывок с какого произведения? -Сегодня мы продолжим изучение произведений писателя и познакомимся с новым рассказом М. Пришвина « Ребята и утята». - - Ребята утки относятся к домашним или диким птицам? -Оказывается утки бывают и дикими.Об оной из диких уточек , чирке-свистунке, и написал свой рассказ М. Пришвин. -В тексте нам встретятся незнакомые слова (СЛАЙД 5)
Верста
– старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле
– поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле
– поле, засеянное овсом.
Вода спала
– с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница
– помещение, где работают кузнецы Читаю рассказ сама. -Понравилось ли вам произведение? -К какому жанру относится произведение? Сначала ребята сами постараются объяснить смысл этих слов новых слов. Л: оценка важности здорового образа жизни, снятие усталости.
5.Первичное чтение 6.Повторное чтение 7.Физкультминутка для глаз -какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? - А теперь ребята, когда я прочитала вам рассказ, попробуйте доказать, что Пришвин был неравнодушным человеком. -Ребята сейчас вы будете читать текст сами, но читать вы их будете с остановками. Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им немного отдохнуть. Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево Справа – лисья нора, посмотреть направо Слева – медвежья берлога. налево Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз А высоко на дереве – беличье дупло. вверх А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль Наша школа! закрыть глаза
1 остановка.
Вот тут их увидела ребята…. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? - Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? - На свободу. - Что значит для утят свобода? - Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? - Докажите строчками из произведения. - Сколько надо было идти до озера? - 3 версты - Сколько это километров? - Чуть больше 3 километров. - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Прочитай, как шла мать-уточка с утятами. - Какие враги были у уток? - Докажите строчками из произведения. ? 2 остановка

Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…
- Как дальше будут развиваться события?

Возьмите в руки карандашики и подчеркните

ответ на вопрос
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? - Докажите строчками из произведения - Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? - Докажите строчками из произведения. - Как вы думаете, если бы утята могли
8.закрепление разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь? - Мама - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку? (СЛАЙД6) - Мать. - А какая она мама? - Заботливая. - Вам ее жалко? - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. -Ребята на парте у вас лежат листочки с пословицами, найдите ту пословицу которая больше всего подходит к сюжету Который вы сейчас прочитали.
3 остановка
…читаем текст до конца.(СЛАЙД 7) - Посмотрите на парте у вас лежат смайлики. Выберете то настроение смайлика, которое
больше подходит к концовки рассказа. Покажите мне его. - почему вы думаете, почему именно этот смайлик нам подходит? - Обратите внимание на иллюстрацию в рассказе. -Кто изображен на первом плане? -Кто на втором? Сейчас мы проверим, как вы внимательно читали и поняли произведение. -На столе у вас лежит один тест. Вы с соседом по парте внимательно прочитайте вопрос И если вы согласны с утверждением ставьте плюс, если не согласны ставьте минус. Работа по карточкам тестам
п/н

Вопрос

Ответ

+/-

1.
Произведения «Ребята и утята» - это сказка -
2.
Главными героями были дети и семья уточки +
3.
При встречи с утятами ребята пропустили их вперед -
4.
Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами +
5.
Пришвин разговаривал с ребятами ласково -
6.
Ребята смогли объяснить свой - Л: умение понимать значимость полученной информации. П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. Р: умение оценивать свою работу в паре. К: умение слушать, слышать, понимать речь учителя и товарищей. Предметные: умение обобщать полученную информацию на основе текста.
8. Рефлексия поступок
7.
Уточка бросила своих утят -
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды + - Сейчас мы проверим при помощи наших сигнальных карточек. Если вы согласны поднимаем красный цвет, если нет зеленый - Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь. -Опять ребята обратимся к нашим полосочкам- линейкам и отметьте узнали вы большее о творчестве Пришвина. -А чтобы не совершать бездумных поступков какими качествами должен обладать человек. - Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)
Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- А вы будете такими?

-
Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами
М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: ( СЛАЙД8)
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.


В раздел начальное образование