Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ребёнок,любящий читать"

педагогический проект

Автор: Бабкова Аксана Леонидовна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №4, город Черепаново, Новосибирская область



В раздел начальное образование



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Черепанова Новосибирской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Ребёнок, любящий читать»
Проект разработала: учитель начальных классов первой квалификационной категории
Бабкова Аксана Леонидовна
2016г.

Ребёнок, любящий читать

Лев Кассиль – русский детский писатель:
«Если человек никогда не раскрывал хороших книг, волновавших сердце и умы, не запомнил хотя бы десятка – другого строк любимого поэта или вообще такого не имеет, он обречён на духовную нищету, он живёт в полсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного» Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребенка книгой? Думаю, что чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие. Хочу поделиться своим опытом по формированию позитивного отношения к чтению. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко развивать у детей навыки чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию информационно-коммуникативной компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение информатики и ИКТ. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении. Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге. Это подтверждает и опрос среди моих обучающихся класса, проведенный в сентябре 2013 года (2 класс). В анкетировании участвовало 27 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять – 19% учащихся, смотреть ТВ – 23%, играть в компьютерные игры – 47%, читать книги – 11% (приоритетные направления чтения см. приложение № 1) Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах.
Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР( CD, DVD) и ЭОР, доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение, недостаточное количество часов, отведённых на внеклассное чтение, и, как следствие, явное нежелание детей читать книги. Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы. Проблема: Дети не хотят читать книги! Социальная значимость проблемы: Проблемы грамотности, овладение литературным русским языком, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в

современном обществе.
Однако в этом перечне, раскрывающем проблему особую роль, играет падение престижа чтения. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, речь не выразительна, не эмоциональна. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как русский язык, литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. В связи с этим разработана Национальная программа по чтению, которая предполагает совместные усилия всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Основополагающий вопрос: Как пробудить интерес к чтению? Как сделать, чтобы интерес к чтению не угасал? Этапы работы: 1. Постановка целей и задач проекта 2. Изучение методической литературы по данной проблеме 3. Систематизация личного опыта работы и опыта работы учителей начальной школы по данной проблеме 4. Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта 5. Мониторинг результатов
Цель проекта: формирование у учащихся навыка осознанного чтения посредством технологии критического мышления. Задачи проекта: 1. Изучить новую технологию (ТРКМ) и использовать её на практике с учащимися 2. Развивать навыки чтения 3. Развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования ТРКМ 4. Формировать умение эмоционального чтения, стимулировать творчество детей Гипотеза: в результате применения приёмов критического мышления на уроках литературного чтения повысится интерес обучающихся к чтению и сформируются все виды УУД. Участники проекта: Участниками проекта являются учащиеся 4б класса. Прогнозируемые краткосрочные результаты: • повышение качества обучения по литературному чтению • результативность участия в литературных конкурсах разного уровня Прогнозируемые долгосрочные результаты: • способность глубоко мыслить, выражать свою точку зрения(коммуникативные УУД) • ставить проблемы и находить пути их решения(регулятивные УУД) • повышение мотивации и интереса к предмету вообще и к чтению в частности (познавательные, личностные УУД) Оценка эффективности реализации проекта: Эффективность проекта заключается в том, что в результате использования ТРКМ и других приёмов у большинства школьников повысился читательский интерес к концу 4 класса, сформировались УУД. Это подтверждает и опрос среди моих обучающихся класса, проведенный в марте 2016 года (4 класс). В опросе участвовало 27 учащихся. На вопрос «Любишь ли ты читать?» Да, читаю с удовольствием – 72%, читаю по мере необходимости - 21%, нет, не люблю читать -7% (см. приложение № 2) Оценка рисков:
 не у всех обучающихся будет сформирована читательская компетенция в соответствии с требованиями ФГОС.  не все приёмы, применяемые педагогом дадут ожидаемый результат  отсутствие должного контроля и помощи в организации самостоятельного чтения со стороны родителей может привести к снижению мотивации к чтению Дальнейшее развитие проекта: Буду продолжать использование элементов ТРКМ и другие приемы, совершенствовать работу по привитию интереса к чтению у вновь набранных первоклассников. Этапы реализации проекта  Подготовительный: 2012-2013 учебный год. Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий, внедрение элементов в учебный процесс  Основной: 2013-2016 год проведение уроков с использованием элементов ТРКМ  Заключительный: март –май 2016 года подведение итогов, анализ результатов. Принципы построения проекта: – природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных произведений (обучение можно считать природосообразным, если ребенок мотивирован на учебную деятельность (он хочет), эта деятельность ему по силам (он может), процесс деятельности не наносит вреда здоровью ребенка (физическому и психическому). – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи; – интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций; – коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими; – интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков; – вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.
В 2012году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, умели грамотно выражать свои мысли, а главное любили читать. Изучив технологию развития критического мышления(ТРКМ), я адаптировала её элементы и некоторые приёмы к уровню обученности первоклассников. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность для формирования всех видов УУД. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства. Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам, рефлексии при обобщении знаний. Несомненно, ТРКМ, способствует развитию личностных УУД, таких как самоопределение и смыслообразование, поскольку «… критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя». ( Д.Клустер). Остановлюсь на некоторых приёмах, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Первая стадия –
«вызов»
, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия –
«осмысление»
- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия –
«рефлексия»
- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Организация урока.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

Приём № 1.
Надо отметить, что такой приём, как
«Кластер»
универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. (см.приложение №3)
Приём № 2.
Очень нравится моим ученикам приём
«Верите ли вы,

что…».
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Тема урока Басня И.Крылова «Ворона и лисица». 3 класс.
Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»). 1.Верите ли вы, что в лисица говорит правду? - да – нет 2.Верите ли вы, что лисица разглядела ворону сидевшую на дереве? - да – нет 3.Верите ли вы, что в басне осуждают хитрую лисицу? - да – нет
4.Верите ли вы, что лестью и душу вынимают? - да – нет и т. д.
Приём № 3. Дерево предсказаний.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможныепредположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказаили повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которыеведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно»количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.(см. приложение №4)
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», Дневники и бортовые журналы.
Приём № 4.

Фишбоун (
Рыбий скелет), где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. (см. приложение №5) Урок литературного чтения. Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый»
Приём № 5. Дневники и бортовые журналы
Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы» Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы Интересным приемом является
«Двухчастный дневник»
. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома
Один из вариантов заполнения двухчастного дневника

Цитата

Комментарии
Тайное всегда становится явным Будет стыдно, понесет наказание Видеть не могу манную кашу Вылитый Кощей Глаза на лоб полезли Интеллигентный человек
Стал по стойке «смирно» Запомнил на всю жизнь В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
«Трехчастные дневники»
имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного. Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю Трехчастный дневник может быть оформлен иначе: Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников» может быть изменено.
Прием №6« Чтение с пометами».
Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений: V – это я знал; + – это новое для меня; ! – этим я удивлен; *– это было интересно. Наблюдая за читающими детьми, получившими задание при чтении карандашом выставить пометки в квадратиках на полях, вижу, что прежде чем поставить тот или иной значок, ребенок задумывается, просматривает текст, решает, какой знак поставить.
Еще один
прием№7
, помогающий вовлечь учащихся в активную работу -
«Чтение с остановками».
Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками, на мой взгляд, способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?» Слышу различные мнения. Кто-то рассуждает, что он подождал, пока все уйдут, и взял сливу; другие – что он честный мальчик и не мог так поступить, потому что мама, наверное, посчитала сливы. Ребята воображают, представляют себя на месте Вани: «Я бы так не сделал, не стал бы огорчать своих родителей, чтобы они думали обо мне, как о маленьком воришке». Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать рассказ до конца, понять, почему он так поступил: съел сливу. Я выслушиваю мнения ребят и соглашаюсь с ними. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Я уверена, что такой прием работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас. Логическим завершением такого чтения с остановками является короткая письменная работа (в терминологии технологии – «эссе»). Именно на этом этапе учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему. Как правило, использую этот прием в третьем и четвертом классах, так как у этих учащихся больше словарный запас. Приведу пример выполнения такой работы по рассказу А. П. Чехова «Белолобый». Прочитав и обсудив эпизод «Зачем это он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела», детям предлагаю письменно высказать свои предположения о дальнейшем развитии
событий. Ребята предлагают неожиданное развитие действий и развязку: Примеры детских высказываний:
Андрей
Я думаю, что волчица скрылась от неопытного преследователя, притаилась в кустах. Откуда ни возьмись, появилась волчья стая во главе со свирепым «Лютым» - предводителем. Волки окружили щенка и приготовились к расправе. Волчица услышала жалобный вой – призыв о помощи и живо представила одного из своих детенышей на месте бедняги. Одержимая одной целью спасти щенка, кинулась к волчьей стае. Волки были удивлены. А волчиха, схватив малыша, бросилась убегать. Когда беда миновала, все были счастливы, а волчата рады новому брату.
Кристина
Мне кажется, волчица схватила щенка и потащила домой, где ждали ее голодные волчата. Она бросила им щенка, пытаясь хоть чем-то накормить детенышей. Волчата стали играть с ним, визжать. Матери - волчихе это не понравилось, и она решила съесть его сама. Когда волчица приблизилась, схватила щенка за шиворот, малыши дружно встали на его защиту. Увидев в их глазах жалость, она смирилась и оставила Белолобого.
Приём стадии «Рефлексия»:

Приём №

8
«Диаманта»
Диаманта
– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка7:тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) А.Чехов «Ванька» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
НЕСЧАСТЬЕ
грязный, голодный, измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый
СЧАСТЬЕ

СТАРУХА
злая, жадная сидит, прогнала, бранится пряжа, сеть, рыба, желание закинул, отпустил, отвечает добрый, послушный
СТАРИК

Приём №9 « Синквейн»
Синквейн пишется по определенным правилам.  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное илиместоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
 Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.  Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.(см. приложение № 6) Для того, чтобы включить в процесс активного чтения каждого ученика класса, с обучающимися ведутся
«Дневники читателя».(
см. приложение № 7
)
Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, т.к. они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Одним из показателей развития критического мышления, на мой взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.(см. приложение №8) С целью повышения мотивации к чтению, развитие навыка осознанного чтения, повышения уровня сформированности УУД мною была разработана программа по внеклассному чтению «Чтение-к мудрости движение», которая одобрена и утверждена на методическом совете школы. (см. электронное приложение) Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на ФГОС. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.
Обоснование устойчивости результатов проекта.
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМ. Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо дало детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным
текстом, повысило социальную ответственность, способствовало развитию мышления и творчества. Создало условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дало право на риск, на ошибку. Дало возможность размышлять, Сформировало элементарные навыки уважительного отношения к окружающим. По-новому научило работать с информацией, сформировав информационную компетентность учащихся. Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов: 1.Изменила отношение детей к учёбе. 2.Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом. 3.Cмотивировала учащихся к дальнейшей деятельности. 4.Создала атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель – ученик – класс». 5.Выработала осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Результаты показывают, что использование элементов вышеуказанной технологии и приёмов способствует повышению уровня обученности школьников (см. приложение № 9), эффективному формированию самостоятельной читательской деятельности (см. приложение № 10), формирует устойчивую потребность в чтении книг, обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе. Таким образом, проведенная мною в течение нескольких лет работа по формированию интереса к чтению дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, повысился уровень читательской активности (по данным школьной и городской библиотеки (см. приложение № 11), извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.
Список литературы 1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука, 1996. 2. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003 4. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования типа правильной читательской деятельности - М., 1993. 5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1997. 6. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – с.61 7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61 8. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 9. Светловская Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18. 10. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. 11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н.Зайцев – М., Просвещение, 1991 г. 12. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с.

Приложение № 1 Приложение № 2

Приложение № 3


Приложение № 4

Дерево предсказаний

Приложение № 5

Приложение № 6


Приложение № 7


Приложение № 9

Приложение № 10



Круг интересов в самостоятельном выборе книг

Приложение № 11




В раздел начальное образование