Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Конспект урока "Куда текут реки?"

методическая разработка

Автор: Базитова Оксана Месхутовна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа №167" городского округа Самара, город Самара



В раздел начальное образование



Базитова О. М.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

Предмет, по

которому

проводится

урок

Окружающий мир

Класс

3

Тема:

Куда текут реки?

Цель урока:
Сформировать представления о реке и её частях.
Задачи урока:

Образовательные:
-расширить и уточнить представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; -учить характеризовать реку по физической карте, определять левые и правы притоки; -приобщать детей к работе с географической картой; -учить оперировать в речи понятиями: река, исток, течение, приток, устье; -формировать представления о водоёмах нашего края.
Развивающие:
-развивать навыки исследовательской деятельности с помощью карты и познавательного материала; -способствовать развитию общенаучных навыков и умений: анализировать, обобщать, делать выводы, умения выражать свои мысли убедительно.
Воспитательные:
-развивать познавательный интерес к предмету; -воспитывать умение работать в коллективе и развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи; -использовать материал урока для воспитания любви к родному краю и бережного отношения к нему.
Оборудование

:
Компьютер, проектор, презентация, документ-камера, чашка и пробирка для опыта.
Этапы

СОТ

« Модерации»

Активный метод обучения

(прием, способ, техника)

Оборудование

Подробное описание АМО современной образовательной

технологии « Модерации»

Инициация

АМО «Здравствуй, друг»
Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и класса в целом. Создание Проведение После того, как учитель поздоровался с классом, он предлагает обучающимся поздороваться друг с другом. (
Слайд1)

Базитова О. М. атмосферы дружелюбия и симпатии.
Оборудование:
презентация (Слайд 1). Учитель: Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. Желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй! (вся ладонь).
Вхождение

или

погружение в

тему

АМО «Знаю – не знаю»
Цель: повторить ранее изученный материал, коррекция опорных знаний, вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Оборудование:
глобус, карта полушарий, прямоугольники желтого и синего цвета, толковые словари, презентация (Слайды 2-4), карточка № 1 Учитель: – Отгадайте загадку: На столе передо мной Закружился шар земной – Африка, экватор, полюс – Уместил всю Землю ... (глобус). – А что такое глобус? (Ответы детей). – Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте) – Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего) – Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода) – А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый) – Чего больше на планете Земля? (Воды)
(Слайд 2)
– У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, частично накладывая синий на жёлтый). – К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши) – Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
Базитова О. М.
АМО « Светофор»
Цель: оценить и отследить соответствие результатов с намеченными задачами в начале урока. С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды». - Ручей, река, море… Дополните список слов. (Ключ, родник, озеро, болото, пруд) Назовите одним словом. (Водоемы) – Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь: Течет, течет, не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. – Правильно, это – река.
(Слайд 3)
Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки (Учитель указкой показывает) - А вы знакомы со словом « река»? А что оно означает? ( Дети высказывают свои предположения). - Где можно найти значение слова « река»? ( В толковом словаре или в Интернете). - Давайте обратимся к толковому словарю, работая в паре. - Кто желает найти определение в Интернете? (работа ученика, владеющего навыками и умениями работы на компьютере) -Что нужно для этого сделать? ( В поисковой системе задать слова: « река определение» и полученный ответ прочитать).
(Слайд 4)
- Итак, река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении. - Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1, можно отнести к реке, а что к другим водным бассейнам (на карточке картинки с изображением рек и озер). -Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к реке, а если этот объект не река, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре) -Оцените свою работу (красная карточка – у меня все верно, зеленая карточка – у меня получилось, но есть 1-2 ошибки, желтая – мне нужно еще постараться)
(Слайд 5)

Базитова О. М.
Оборудование:
презентация (Слайд 5) –образец правильно выполненного задания.
АМО

«Выполнимое/невыполнимое действие»
Цель: мотивация учащихся с помощью создания проблемной ситуации.
Оборудование:
музыка Шаинского «Синяя вода», презентация (Слайды 6-7 с репродукциями художников), на доске 4 кораблика с заданиями, представленными на свитках. Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А поплывем мы с вами на корабликах. Так как кораблик не способен поместить всех, то нам придется плыть на разных корабликах. Для этого необходимо разбиться на 4 группы (объединение рядом сидящих учеников). По ходу процесса формирования групп звучит музыка «Синяя вода» из мультфильма «Катерок» Синяя вода — Поле без следа, Без конца и края. Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда? К морю синему, Там, где волны сильные, Там, где волны сильные Плещутся всегда. - Много великих и прекрасных художников изображали на своих картинах реки. Обратите внимание на картины И.И.Левитана «Вечерний звон», А.И. Куинджи «Волга»
(Слайды 6-7).
-Давайте представим, что мы с вами на корабликах отправляемся в путешествие по рекам. -А куда поплывет каждая группа, мы сейчас узнаем. (Дети зачитывают задание со свитка). Одна группа поплывет по реке Днепр, другая – по Енисею, третья поплывет по Дунаю, еще одна группа отправится в путешествие по Нилу. Детям дается время для возникновения затруднения, проблемы (непонятно, куда поплывет их кораблик, в какую сторону). Учитель: Почему вы затрудняетесь выполнить задание? Как нам быть? Как узнать в какую сторону поплывет кораблик?
Базитова О. М.
Формирова-

ние ожиданий

учеников

АМО «Мозговой штурм»
Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развивать способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи.
Оборудование:
карточка с надписью – цель урока. (Дети высказывают предположения). Учитель: Предположений много. Но мы так и не ответили на вопрос, потому что не знаем, куда текут реки. Наша цель: выяснить, куда текут реки? (прикрепляется карточка на доску).
Интерактив-

ная лекция

АМО «Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
Оборудование:
интерактивная доска, магнитная доска-планшет, карточки для АМО «Кластер» Учитель: Прежде чем, каждая команда поплывет по своему маршруту, мы вместе скажем, какая великая река протекает в Самаре. Именно по Волге, великой русской реке, мы совершим сегодня наше первое виртуальное путешествие. (Звучит фонограмма песни «Издалека долго, течет река Волга…» в исполнении Л. Зыкиной, и на фоне этой песни просмотр видеофрагмента о реке Волга). - Знаете ли вы, как рождается река? Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река с чего начинается? (Работа на интерактивной доске и параллельно построение кластера детьми на магнитной доске) - Посмотрите на схему реки на интерактивной доске - Место, где река берет начало, называется ИСТОК. Найдите исток на схеме. - Проведите от истока по направлению стрелки. Что она показывает? (Течение.) - Что мы называем течением? (Ответы детей.) Вывод: течение – это движение воды в реке.
ЧАСТИ РЕКИ

ИСТОК
начало реки
Базитова О. М. - Куда же течет река? Подсказка будет в стихотворении Г. Ладонщикова «Ручей – ручеек». (Читает учитель, дети следят за текстом, который появляется на слайде презентации) – Эй, ручей-
ручеёк,
Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в
речку
, В речку-быстротечку. Вместе с речкою к
реке
Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до
моря...
(Чтение стихотворения детьми по опорным – выделенным словам) - Вернемся к схеме и по течению спускаемся к морю. Место впадения реки в другой водоем называется устьем. (На магнитной доске продолжает оформляться кластер) - У реки два берега. Она течет от истока к устью. Как определить какой берег правый, а какой левый (Ответы детей). - В начале пути река- это маленький ручей, а к устью она превратилась в широкую реку. Как это произошло? (Ответы детей) Вывод: в эту реку впадают другие реки, и она становится полноводной. Эти реки называются – притоки. - Посмотрите на схему. Какой приток будет правым, а какой левым? (Ответы детей.) (На магнитной доске продолжает оформляться кластер)
Другие белее мелкие речки,

которые питают основную

большую реку

УСТЬЕ
Место впадения реки в другой водоем
ЛЕВЫЕ

ПРИТОКИ

ПРАВЫЕ

ПРИТОКИ

Базитова О. М.
Эмоциональ-

ная разрядка

(разминка)

АМО «Физкультминутка»
Цель: повысить уровень энергии детей, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом следующего этапа работы. (Рисунок на интерактивной доске) Учитель: Реки всегда показывают на карте от истока к устью. Помните, что исток реки на карте изображён тоненькой линией, а устье выделено жирной чертой. (Сопровождается движениями) К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре… Вот так славно освежились, А теперь поплыли дружно:
Базитова О. М.
Релаксация и

активация

АМО « Найди нужную карточку»
Цель: закрепить полученные знания на практике, используя краеведческий материал.
Оборудование:
презентация фотографий о реке Волге, конверты с табличками, фрагмент физической карты. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Три, два, один – Плывём как дельфин, Качаясь на волне, Плывём на спине. Вышли на берег крутой, Отряхнулись – и домой. На доске фрагмент физической карты России. (Каждой команде предоставляется конверт, в котором табличка с одним из терминов: исток, устье, левые приток, правый приток). Задание для группы: найти на физической карте России части реки Волги и показать на карте у доски (дети прикрепляют таблички).
Базитова О. М. Данная работа учащихся у доски сопровождается комментарием учителя и презентацией фотографий. 1 команда – определяет исток реки Волги и прикрепляет табличку. Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо – Русская великая река. Н. Палькин. На Валдайской возвышенности, близ города Тверь есть деревня Волгово- Верховье. Недалеко от деревни стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине этого колодца видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга. Слабеньким ручейком выглядит Волга в своем истоке.
Базитова О. М. 2 и 3 команды – определяет притоки реки Волги и прикрепляет таблички. Дальше, пройдя через несколько озер, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой. Много более мелких рек несут в Волгу свои воды. У Волги двести притоков, хотя в неё несут свои воды 7000 рек. Самые крупные из притоков – Ока и Кама.“Река Ока – Волги правая рука”. 4 команда – определяет устье реки Волги и прикрепляет табличку. Куда впадает Волга? (в Каспийское море) За тысячелетия существования Волга сменила несколько имен. До нас дошли ее древнее имя – Ра и средневековое – Этель Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России. Вот как писал Некрасов о реке: «О, Волга!..Колыбель моя, Любил ли кто тебя, как я?»
Проработка

содержания

темы (работа

АМО « Географическая лаборатория»
Цель: развивать исследовательские умения, формировать навыки публичного выступления И вот теперь ваше самостоятельное путешествие на корабликах по рекам. Капитаны, получите инструкционную карту.
Инструкционная карта

Базитова О. М.
в группах)
перед сверстниками, закрепить изученный материал.
Оборудование:
инструкционные карты, тексты, рабочие листы, документ-камера.
АМО «Экспертиза»
Цель: опровергнуть или подтвердить выдвинутые предположения.
Оборудование:
чашка и пробирка для опыта 1. Изучить текст, представленный на рабочем листе. 2. Найти и подписать части реки. 3. Найти свой маршрут на карте и показать его стрелочками. 4. Указать конец маршрута и ответить на вопрос: куда течет река? Обратите внимание, что название рек и морей пишется с заглавной буквы. Каждой группе предлагается рабочий лист, с фрагментом физической карты, где изображены реки: Днепр, Енисей, Дунай, Нил и текст.
Текст
Реки С чего начинается река?
С истока.
Истоком реки может быть ручеек из родника, из болота или снежной вершины. Истоком реки может стать и озеро. Углубление, по которому течет река, называется
руслом.

Устье реки
– это место ее впадения в море. По пути к устью в реку вливаются
притоки
– реки поменьше. Учитель:У каждой группы на столе есть карточка-помогайка, с помощью которой вы приготовите выступление. Каждой группе предоставляется возможность предоставить собранные в ходе исследования материалы. Работы детей проецируются на экран с помощью документ – камеры. Учитель: Итак, мы увидели: Нил течет в Средиземное море, Енисей – в Карское море, Дунай – в Черное море, Днепр – в Черное море. - Можем ли мы теперь ответить на вопрос: куда текут реки? ( Обобщение: реки текут в моря) Учитель: А почему реки текут в моря? (выслушать предположения детей) - Давайте проведем опыт, для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Необходимо взять пробирку с водой и чашку. Пусть чашка – это море, а пробирка с водой – это река. В каком случае
Базитова О. М. вода из пробирки будет вытекать в чашку? (Делается вывод: уровень моря ниже уровня реки, поэтому реки текут в моря)
Подведение

итогов.

Рефлексия.

АМО «Соседушка, посмотри!»
Цель: проверить уровень знания и понимания изученного.
Оборудование:
индивидуальные листы с тестом, проектор.
АМО «Светофор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Оборудование:
лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – я научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора Учитель: Прошу вас выполнить тест, по итогам пройденного. (индивидуальные листы)
Тест
Соедини линиями определения. 1.Исток А. Место, где река впадает в море. 2. Устье Б. Углубление, по которому течёт река. 3. Русло В. Мелкая река, которая питает основную реку. 4. Приток Г. Начало реки. (Проверка осуществляется через проектор, на котором появляются надписи.) - Кто выполнил работу без ошибок? Нарисуйте красный кружок на карточке. Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – я научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.
Домашнее

АМО «Поиск решения проблемного вопроса»
Учитель: Ребята, а у меня возник вопрос: в морях какая вода? (Соленая.)
Базитова О. М.
задание

Оборудование:
запись домашнего задания на слайде презентации. А в реках –….(пресная.) Тогда почему в морях соленая вода, если в них постоянно несут свои пресные воды реки? А помогут вам в этом энциклопедии.


В раздел начальное образование