Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Биоадекватная технология, как метод развития личности условиях реализации ФГОС НОУ"

новая педтехнология

Автор: Гончарова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №6, город Комсомольск на Амуре Хабаровский край



В раздел начальное образование






ГОНЧАРОВА

Елена

Владимировна

,

учитель

МОУ

СОШ

№6,

г

.

Комсомольск

на

Амуре

«

Биоадекватная

технология

,

как

метод

развития

личности

условиях

реализации

ФГОС

НОУ

»

1. ВВЕДЕНИЕ.
Современный ученик живет в эпоху технического прогресса, высоких скоростей, в постоянно растущем потоке информации. Ребёнок должен не только правильно понять и переработать информацию, но и успешно применить полученные знания на практике. Ни для кого не секрет, что большой объем учебного материала создает для многих школьников стрессовую ситуацию. Это ведет к снижению мотивации в учебе, качества усвоения предмета. Решение проблемы нормализации учебного процесса становится актуальной стратегической задачей. Государственная политика РФ направлена на экологизацию образования. Экологизация образовательного процесса предполагает прежде всего здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения, эффективное усвоение информации и умение применять её в жизни, а также формирование целостного созидательного мировоззрения. Экологизация означает обращение к естественным, присущим от природы способам, методам восприятия информации, направленным на активизацию целостного природосообразного мышления. «Мудрость состоит в том, чтобы прислушиваться к голосу природы и поступать согласно её законам». (Гераклит). Вопросы экологизации учебно-воспитательного процесса решаются посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Очень актуальна сегодня биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин, располагающая принципами естественных, здоровьесберегающих условий работы и учёбы. Задача учителя, работающего в биоадекватном режиме – создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, единения с миром, привлекая природный механизм. При объяснении нового материала на помощь педагогу приходит опорный образ. Образ должен быть известен ученикам, вызывать положительные эмоции, способствовать развитию воображения. Образ выбирается с учетом темы занятия, цели, проблемы и объема той информации, которую необходимо презентовать в качестве нового материала. Учитель находит основу аналогии образа с содержанием или структурой учебной информации. 1
Новый материал на биоадекватном уроке предлагается ребёнку в спокойном состоянии, когда отсутствует страх, волнение и напряжение. Таким образом, включается уникальный природный механизм, который начинает действовать без всяких усилий. Именно поэтому учебная информация воспринимается легко. Ребёнок создаёт свой собственный образ, окрашенный положительными эмоциями. Найденный образ запечатлевается им в памяти. На него наносится структурированная информация. Он становится безотказным средством для усвоения нового материала. Образ позволяет ученику связать новые знания с его личным собственным опытом. Музыка, запахи, ощущения становятся помощниками для сохранения материала в долговременной памяти. При этом задействовано правое образное полушарие. Дальнейшая работа идет с подключением левого логического полушария. Ведь полученную информацию необходимо воспроизвести. Кроме того, левое полушарие включается в работу и тогда, когда ученики выполняют упражнения на тренировку понимания нового учебного материала, творческие работы на закрепление навыков использования нового материала. Таким образом, в результате такого урока осуществляется очень важный психологический процесс – синхронизация работы обоих полушарий головного мозга. Взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что развивается целостное мышление. Такая методика позволяет создать ситуацию моделирования самим учеником учебных знаний. Ученик, владеющий работой обоих полушарий, воспринимает информацию творчески. Такой урок дает детям желание учиться, ощущение психологического комфорта, творческого поиска, вдохновения и созидания, так как на нём каждый ребенок осознает свою уникальность и индивидуальность. Какое удивление и радость испытывает ученик, когда впервые узнает, что он тоже что-то может, знает и умеет, устанавливается комфортная зона мышления, снимаются страхи, агрессия, появляется позитивный подход к себе и окружающим. Работая на уроках в биоадекватном режиме, я наблюдаю изменения в поведении детей: исчезает неуверенность, чувство страха при ответах, появляется желание трудиться. В своих отзывах ученики отмечают, что на таких уроках никогда не бывает скучно, наоборот, интересно и увлекательно, можно попасть в свой мир фантазий, создать свой увлекательный образ и поделиться им с другими, почувствовать свою значимость, отдохнуть, помечтать и узнать много интересного. Это способствует превращению учебы в приятный и интересный процесс. Первый опыт внедрения в практику биоадекватных уроков позволяет мне сделать вывод о том, что эти уроки способствуют повышению мотивации учеников и развитию интереса к 2
учёбе. Создание благоприятного климата на каждом уроке позволяет сохранить здоровье ребёнка. 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Образование и воспитание составляют единый процесс воспитания мышления человека. Воспитание в семье и обществе имеет целью дать человеку представления и навыки для ориентации в мире людей. Это система этических и моральных норм, правил поведения и т.д. Образование в начальной школе имеет целью дать ребёнку первоначальные знания, методы, инструменты для ориентации в мире мысли, идей, жизнедеятельности. Воспитание и образование имеют разные целевые установки в сферах приложения знаний. Объединяет эти два процесса сам объект воспитания и образования – человек, и единая задача воспитания и образования – получение знаний. В последнее время всё сильнее осознаётся разница между образованными и воспитанными людьми. Повысилась информированность общества, однако, как свидетельствует практика, это процесс односторонний, негармоничный. Люди используют полученную информацию, не ведая о последствиях своей деятельности. «Хромает» осознание роли человека в природе. Однобокая информированность приводит к некорректной постановке целей и задач образования. По сути дела в процессе воспитания и образования происходит воздействие на мышление человека, воспитание мышления. В этом смысле действительно, разделённые ныне процессы составляют единое образование – образование человека.
Главное противоречие современной системы образования в
России состоит в провозглашении высоких гуманистических целей, для достижения которых она создавалась и невозможность системы образования эффективно двигаться в этом направлении.
Причины главного противоречия системы образования :
- неумение осознавать стратегическую функцию образования в современном и будущем обществе; - неумение осознавать образовательную технологию и методику с позиции современных наук; - неумение увидеть подлинные глубинные ,т.е. природосообразные или биоадекватные задачи образования; - неинформированность педагогов о современных достижениях науки. Кризис современной системы образования – объективный результат указанных противоречий. Кризис системы образования состоит в её невозможности функционировать так, чтобы обеспечить раскрытие человекческого потенциала и нежелании человеческой личности ( учащихся, учителей, родителей) действовать в условиях, нарушающих первородную целесообразность и возможность самореализации. 3
Исторически сложившийся тип левополушарного т.е. дискурсивного – логического мышления возобладал в человеческом обществе, начиная с V в. до н.э. и преобладает до настоящего времени.
Структура цивилизационного кризиса
условно представлена на схеме 1 Схема показывает исторически сложившийся крен в сторону левополушарного мышления человека, нарушения баланса природных возможностей человека, что привело к дисгармонии установок человека в деятельности. В сумме это привело к цивилизационному кризису. Дисфункция правого полушария мозга привела к дисгармоничной работе целого органа, что не отвечает принципу экологической целесообразности. Вместе со сложившейся традицией опора на дискурсивно- логическое мышление человечество приняло и принцип нецелесообразности социально – этического императива вместе с ранее бытовавшего принципа экологического эмператива. 4
Схема 3
Экологический императив
– объективно необходимый нравственный социально – антропологический принцип, являющийся императивом соразвития человека , природы и общества. Согласно этому принципу личность не имеет права руководствоваться никакими нравственными принципами , кроме экологического императива, принимающего во внимание общие законы соразвития природы, человека, мозга, общества и прцессы формирования ноосферы. Переход к целостному экологическому мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода.
Тип мышления
- осознанная ориентация преимущественного использования функций головного мозга. Существуют два основных типа мышления человека. - экологический ( двуполушарный); - неэкологический ( однополушарный);
Экологическое мышление
( синонимы: гармоничное, естесивенное, универсальное, биосферное, здоровое, цельнодинамическое) определяется согласованностью с естественными законами Вселенной, т.к. в работу вовлечено совокупно левое и правое полушария мозга человека. Такое мышление не приводит к возмущению биосферы. 5

Качество человека
определяется типом его мышления. Гармоничный, универсальный, здоровый человек демонстрирует естественное, биосферосовместимое его качество, которое определяется цельнодинамичным (двуполушарным) , экологическим мышлением. Негармоничный, ограниченный, больной и проблемный человек проявляет неестественное, патологическое качество, которое определяется антропосферным – неэкологическим мышление. При этом различается
левополушарная
( точные науки, рационализм) и
правополушарная
( гуманитарные, творческие направления) ориентация и промежуточные варианты.
Экологичное, здоровое, гармоничное мышление
периода ноосферного перехода утвердился через снятие мировоззренческой установки: « биосфера для человека» (« всё для человека», «человек – царь природы», «покорения и преобразования природы») и становление биоцентризма – «человек в биосфере». Человек с биосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания «запаса устойчивости природных систем. Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой; нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно всё, что этому противоречит.
Ноосферное мышление –
означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиция «я в природе », любви к природе, осознанию своего места в природе и, наконец сотворчества человека и природы ( в отличии от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения – преобразования природы – в конечном счёте , позиции потребительского и хищнического отношения к природе). Наше время – переход человечества в эпоху единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, всё чаще именуют эпохой разума – эпохой ноосферы. Неизбежность вхождения планеты Земля в эпоху НООСФЕРЫ показал великий русский учёный В.И.Вернадский. Согласно его взглядам, человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором.
Ноосферное развитие
– это осознанно управляемое ценностно – ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих плоколений и Вселенной.
Ноосферное развитие нацелено на
восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления –
целостное мышление
. Система образования является ключевым звеном, которое поможет России выполнить роль лидера ноосферного перехода. 6
Во время ноосферного перехода происходит постепенное осознание и принятие человеком и обществом принципа экологического императива, отход от односторонности логических методов мышления. И.А. Ефремов писал о значении этого типа : « Именно в этом преодолении тупиков математической логики и заключалось могущество будущего» Идея ноосферного развития в итоге должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого требуется: - переориентация образования, медицины, производства и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику. Создание в обществе системы ноосферного мышления и, следовательно, новых ценностей, будет способствовать формированию экологической культуры, нацеленных не более высокий уровень жизни населения. Этапы ноосферного перехода. 7
3. ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ Воспитание целостного мышления, основанного на синтезе современных достижений биологии, физиологии, теории систем, нейрофизиологии и др. наук, является методом психолог – педагогического воздействия, который может послужить инструментом трансформации левополушарного мышления современного человека. Целью ноосферного образования является формирование, а точнее мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением. Это тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества.
Результатом образовательного процесса
, таким образом, является человек, владеющий гармоничным двуполушарным цельнодинамическим мышлением. Однако, что же значит владеющий? Не является ли это очередной декларацией «билля о правах» человека и природы?
Реальным результатом
образовательного процесса следует считать научение человека
пользованию дискурсивно- логическими, интуитивными
методами мышления при решении разнообразных жизненных, школьных, социальных универсальных задач.
Ноосферное образование
– это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путём организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключённой в них энергии.
Целью ноосферного
образования является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого влосприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Что особенно важно при работе по стандартм второго поколения с внедрение ФГОС в учебный процесс. Ноосферное образование возможно на всех этапах учёбы по всем учебным дисциплинам. 8
4. ЗАДАЧИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление. Его экономичность достигается за счёт 5 каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления, отказ от системы разрозненных правил. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам человеческого организма даёт сокращение времени изучения любого предмета в 3 – 6 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных и финансовых затрат и даёт возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений.
Ноосферное образование
столь многогранно, что может быть охарактеризовано с разных точек зрения. - Экологическое, здоровое, естественное – т.к. базируется на природных каналах и процессах приёма – передачи – осознания информации и ставит цели естественные для человека. - Биосферное , т.к. не ставит целью подчинения природы человеком, ориентируясь на соразвитие природы, человека, космоса. - Научное ,т.к. базируется на современных достижениях естественных, гуманитарных наук и гуманитарных практик. - Системное, т.к. рассматривает подсистему «Человек – Общество» в системах «Природа» и «Космос» и пользуется набором системных возможностей широкого круга научно- практических направлений. - Креативное, т.к. реализует творческие возможности прподавателей и учеников. - Виртуальное, т.к. использует формы и методы познания присущие любому человеку, естественно происходящие в форме движения трёхмерных голографических мыслеобразов. - Биоритмическое ( релаксационно – активное) по форме организации занятий (чередование отдыха и активности). - Гармоничное, т.к. обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека ( физический, творческий, межличностный, социальный принципиальный универсальный уровни). - Гуманное по целям, методам, средствам. - Инструментальное, т.к. даёт человеку инструмент мышления и дальнейшего самостоятельного познания без зависимости от преподавателя. - Экономичное, т.к. в 3 - 6 раз сокращает время, социальные, материально – технические и другие затраты. 9
- Опережающее, т.к. готовит людей владеющих опережающим целостным мышлением. - Инновационное по базовым и вспомогательным компонентам, научно- теоретическим методическим рапаметрам. - Прогрессивное, т.к. существенно продвигает человека в знаниях собственной природы и постепенно «отводит» от экологического кризиса.
- Оптимальное
, т.к. исключает необязательные шаги в процессе познания.

5. ПРИНЦИПЫ БИОСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Необходимыми достаточным принципом образования данной технологии является принцип природосообразности. Этот новый принцип можно пояснить через сумму более привычных нам принципов. Перечислим их. 1
. Принцип экологизации
образования означает обращение к естественным, присущим человеку от природы, способам, методам и каналам восприятия информации без усилий эксплуатации логического левополушарного мышления. 2.
Принцип системности
образования означает построение педагогической деятельности, исходя из общесистемных научных теорий развития систем природы, общества, мышления. Имеется в виду функциональная системность, а не её теоретическая модель. 10
3.
Принцип гармонизации
образования означает использование технологий и методик целостного восприятия мира и мышления, погружающих учащихся в гармонию мира уже в ходе занятий. 4.
Принцип гуманизации
означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащихся. 5
. Принцип инструментальности
образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека. Т.Е. развивают универсальные учебные действия, что соответствует новым стандартам и ФГОС. 6.
Принцип простоты познания
, являясь специфическим человеческим способом обеспечения жизни, лежит в основе принципа простоты образования. 7.
Принцип личностно – ориентированного
образования означает свободу выбора форм, направлений, средств образования. 8.
Принцип потенциальной интеллектуальной безопасности
– не просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип , происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания. Пинципиальная интеллектуальная безопасность основана на общесистемных принципах , важнейшие из которых в данном случае: а) природосообразность; б) самоорганизация информации; в) инвариативность 6. ОСОБЕННОСТИ НООСФЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Работа с природными символами и образами потенциально безопасна. Вспомним, что учился человек слушать природу и своё окружение, именно выбирая для себя природные образы. Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема. В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона. Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения со Вселенной, с окружающим человека миром. Все органы чувств подключал человек, когда учился у тотема. Понимая культуру как вторую природу или символическую Вселенную, мы вводим её базовое понятие – СИМВОЛ – в образование на осознанном уровне, именно как символ, а не как пример ( иллюстрация сказанного учителем). Мы предлагаем перемену мест слагаемых. От этого акта многое меняется, ибо восприятие информации – не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Восприятие – сложный психофизический процесс. Предлагаемый символ занимает лидирующее место в образовательном процессе. Я предлагаю культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности. 11
При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование «участного мышления» как индивидуального переживания знания ( М.М.Бахтин). Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных образцов. Итак, природные символы в процессе образования – это первый гарант естественного мышления. Предлагаемая методика воспитательной и образовательной деятельности в широком смысле нацелена на раскрытие высшего «Я» личности. 7.ЭПИЛОГ. Вспомните, кем вы мечтали стать когда – то в детстве. Восстановите ваш образ, который представлялся вам тогда желанным. Вспомните чувтства, наполнявшие ваше сердце и душу, когда вы хотели стать именно таким. Восстановите мощное позитивное желание двигаться быстрее, эффективнее к желанной цели. Вероятно, вы достигли уже очень много в направлении желанной цели. Но посмотрим на детскую мечту с точки зрения принципов ноосферного образования. Есть ли в перечисленных 10 принципах хоть один, который не подходил бы для характеристики мечты ребёнка? В любой мечте человек личностно – ориентирован, опережает время, просто и экономично и гармонично, системно и экологично на основе своих потенциальных ( непроявленных) пока духовных, интеллектуальных и физических возможностей строит модели своих потребностей и возможностей. Сама мечта как модель будущего является важнейшим инструментом, генератором энергии её достижения. Безусловно, мечты меняются, - модели усложняются. Однако проектное мышление – генеральный код решения жизнедеятельностных задач. Знание этого кода и осознанное использование его в воспитании и образовании я называю природосообразностью или биоадекватностью образования на этапе ноосферного перехода. Ресурсы: 1. Общая концепция ноосферного образования, автор Маслова Н.В. 12


В раздел начальное образование