Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

С. Иванов "Каким бывает снег"

Технологическая карта урока по литературному чтению С. Иванов "Каким бывает снег"

Автор: Логвиненко Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ Лицей №1, город Петрозаводск, Карелия



В раздел начальное образование



Логвиненко Елена Владимировна МОУ «Лицей №1»,учитель начальных классов
Урок разработан по программе «21 век»

Класс:
2 «Б» класс
Предмет:
литературное чтение
Тема урока:
С. Иванов «Каким бывает снег»
Тип урока
: урок получения новых знаний
Цель
: обучение работе с научно-художественным текстом, формирование читательской компетенции
Задачи:
1.
Образовательная
: – учить находить существенные различия видов снега в научно-познавательном тексте; - учить находить и объяснять сравнения как в стихотворном, так и в прозаическом тексте. 2.
Воспитательная
: - воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст; - воспитывать внимательное отношение к литературному слову; - воспитывать наблюдательность; - учить работать в группе: умение слушать другое мнение,
доказывать свою точку зрения. 3.
Развивающая
: - развивать культуру речи; - расширять лексический запас школьников; - поддерживать интерес к чтению как процессу, так и учебному предмету.
Планируемые результаты:

Личностные:
– личностное отношение к красоте зимней природы и образности авторского слова
Метапредметные:
- целеполагание; - прогнозирование; - саморегуляция; - оценка и коррекция своего мнения и высказывания; - рефлексия; - работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);
- коммуникация (развёрнутое высказывание); - сотрудничество при работе в группе
Предметные:
- выразительное осмысленное чтение текста; - работа по плану; - вычленение выразительных средств в произведении (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Оборудование:
проектор, карточки со словами, модель обложки, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

(Сокращения: ЛУУД; РУУД; КУУД; ПУУД)
Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

I. Мотивация к учебной

деятельности.
Цели: актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность; устанавливает тематические рамки; намечает шаги учебной деятельности. - Ребята, готовы к уроку? На вас я надеюсь, друзья! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Учащиеся настраиваются на урок. ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу РУУД: осознаёт себя как ученик КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других .

II. Проверка дом.задания.
-Начнем урок литературного чтения с проверки домашнего задания.(стихотворение Ивана Сурикова «Детство») Работа в парах. -Прочитайте наизусть друг другу стихотворение в паре. Расскажите друг другу, как вы себя оцениваете? -Поднимите руку, кто считает, что оценил себя на отлично? Хорошо? Не очень хорошо? -Кто желает выйти к доске и прочитать стихотворение? -Как ты себя оцениваешь? Работа в парах. Проверка стихотворения. Самооценка. (Мне нужно было выучить отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Детство». У меня это получилось хорошо/или у меня была ошибка…) ЛУУД: проявляет познавательную инициативу. РУУД: учится ставить проблему КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении. ПУУД: строит высказывания, формулирует вывод на основе анализа.


III. Актуализация знаний

учащихся, целевая

установка
- Ребята, отгадайте мою загадку: (СЛАЙД) Он летает
белой стаей
И
сверкает
на лету. Он
звездой прохладной тает
На ладони и во рту. Он
на солнышке румяный
,
Под луною голубой
. Он за ворот и в карманы Залетает нам с тобой. Он
и белый, и мохнатый
,
И пушистый, как медведь
. Раскидай его лопатой, Назови его, ответь! - Правильно, это снег. А какие слова, сравнения вам помогли отгадать загадку. - Посмотрите, как по–разному можно сказать о снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на улице. И каждый раз нас восхищает красота снега, его неповторимость. Оказывается снег можно не только нарисовать или увидеть, его можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникают перед вашими глазами. Давайте послушаем произведение Антонио Вивальди «Времена года. Зима». -Ваша задача представить, каким видит снег Дети отгадывают загадку. -Снег. -Белая стая, сверкает, звездой прохладной тает, румяный, белый, мохнатый, пушистый, как медведь.
композитор. -Опишите свои чувства. Каким вы представили снег? - А теперь давайте посмотрим, как о снеге пишет писатель С. Иванов. Прочитайте название произведения.«Каким бывает снег» (уч. Стр. 129) -А вы можете ответить на этот вопрос? -Давайте попробуем создать модель обложки. ( у каждого на столе лежит незаполненная модель обложки) -С какой проблемой столкнулись? (не знаем жанр этого произведения) Вспомним, какие жанры вы уже знаете. (стихотворение, басня, сказка, рассказ, пословица, загадка) - Что нужно сделать, чтобы узнать жанр? Будем его читать. -Назовите учебную задачу урока. -Слушание композиции.
-ответы детей На доске лист белой бумаги (модель обложки) Учащиеся выходят к доске и прикрепляют карточку с фамилией автора, названием произведения. (проблемная ситуация!) -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, узнаем, каким бывает снег. РУУД: формулирует задачи урока ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного
IV .Первичное знакомство

с текстом
. Словарно-
-1 часть.
Чтение по абзацам. Бороздки – канавки, на какой-либо ЛУУД: проявляет познавательную инициативу
лексическая работа. поверхности, проведённые каким – либо предметом. Притаился – спрятался и притих. Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет. Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми. Пологий склон – наклонный участок поверхности земли. -
2часть.
Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь. Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое. Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм) Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся. Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно
3 часть.
Дети находят в тексте сложные слова и их анализируют. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Колючий – имеющий колючки, способный колоть. Метель – сильный ветер со снегом. Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо. Нахлобучив – надвинув низко на лоб. Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения
4 часть.
Проталина-место, где стаял снег и открылась земля. Оспинки – неровности в виде маленьких углублений. - Одинаково ли автор описывает снег в октябре, январе, феврале и апреле?
V. Физкультминутка
- Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся. Дети выполняют физкультминутку. ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательную активность
VI. Работа с текстом во
-Почему автор разделили текст на 4 части? 4 группы. Каждая группа получает карточку с вопросами. ЛУУД: проявляет познавательную

время чтения.

Работа в группах.
Повторение правил работы в группах. 1.- О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском). - Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты) - Как бы вы назвали первую часть. (октябрьский снег) 2.-О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском) - Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий) - Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте) -Как бы вы озаглавили вторую часть? (январский снег) 3. -Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский) - Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. 1 группа-1 часть, 2 группа-2 часть, 3 группа-3 часть, 4 группа-4 часть. Представитель от каждой группы выступает по плану: 1. О каком снеге идет речь? 2. Как автор говорит о снеге? Найдите ответы в тексте. 3. Как бы вы назвали эту часть? Карточки с названиями частей вывешиваются на доску. План: 1. Первый снег инициативу в оказании помощи товарищам ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию, формировать вывод на основе анализа КУУД: учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы без помощи учителя.
Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун) - Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову) - Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами характера: лупит, злиться. -Как озаглавили третью часть? (февральский снег) 4.- О каком снеге вы прочитали? (Об апрельском) - Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый) - Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега) - Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый) Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег) - Как озаглавим четвёртую часть.
(Апрельский
2. Январский снег 3. Февральский снег 4. Апрельский снег

снег)

VII. Работа с текстом после

чтения.
- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/. - Сколько черт "характера" у снега он подметили? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый) -Понаблюдаем за небом, меняется ли оно?
Работа в парах.
Заполните таблицу. - Какие факты о снеге вы подметили в разные месяцы? -Какие факты о небе вы подметили? Учащиеся вывешивают карточки на доску со словами- описаниями снега. Заполнение таблиц с использованием текста учебника. ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию, формировать вывод на основе анализа КУУД: учится оформлять высказывания
-А где мы можем прочитать об этих фактах или узнать? -Назовите жанр произведения. -О чем этот рассказ? Назовите тему. Это Научно-познавательный рассказ - рассказ, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п. В тексте сообщаются факты о снеге, никаких событий не описывается. Это научно – познавательный рассказ. Заполним обложку. (зеленый квадрат) -в учебнике, в интернете и т.д. -рассказ -рассказ о природе Дети заполняют жанр и тему. (рассказ о природе)
Дети выполняют физкультминутку. ЛУУД: формирует положительные эмоции, отдых глаз.
Физкультминутка для глаз.

VIII. Самостоятельная

работа.
-Выполните самостоятельно задание №1 стр.58 в рабочей тетради. Сдайте после урока тетради Самостоятельная работа. ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на
на проверку. собственные знания
IX. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цели:
- вспоминает содержание основных этапов урока; - рефлексирует и оценивает собственную учебную деятельность
.
Давайте подведем итог. (СЛАЙД) -я научился… -я узнал… -мне было трудно… -мне было легко… Откройте дневники, поставьте себе смайлик. Запишите дом. Задание. – уч. стр.132 вопрос 4. Дети оценивают результат своей работы, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности План работы в группах: 1. О каком снеге идет речь?
План работы в группах: _____________________________ 2. Как автор говорит о снеге? Найдите ответы в тексте. ________________________________ ________________________________ ________________________________ 3. Как бы вы назвали эту часть? ________________________________
1. О каком снеге идет речь? _____________________________ 2. Как автор говорит о снеге? Найдите ответы в тексте. ________________________________ ________________________________ ________________________________ 3. Как бы вы назвали эту часть? ________________________________
октябрь январь февраль апрель снег небо


В раздел начальное образование