Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Исследовательская позиция в обучении как источник и результат творческого развития ребёнка"

статья

Автор: Пустоселова Ольга Васильевна, заместитель директора, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10", город Губкин



В раздел начальное образование




Исследовательская позиция в обучении как источник и результат творческого развития

ребенка

«Образован не тот, кто много знает, а тот - кто

хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтеров.
Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью - бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, эта способность часто не находит поддержки и удовлетворения, и тогда ребёнок перестаёт развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остаётся нераскрытым. Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение. Мы - учителя практики видим, что дети все очень разные и к каждому нужен индивидуальный подход.
Кто такие одарённые дети? Нужно ли их учить?
Понятна позиция учёных, которые выступают против специальной работы с одарёнными детьми. 1. Таких детей мало. 2. Одарённость носит проходящий характер (с возрастом проходит.) 3. Надо обращать внимание на детей с ЗПР и другими возможными проблемами. Но, что же делать детям, которые уже в раннем возрасте интересуются совсем недетскими проблемами и им интересно познавать окружающий мир самим. Как сделать их жизнь интересной и увлекательной. Ведь учёба по обычным учебникам, традиционными методами и формами делает их развитие скучным и в итоге может вовсе отбить желание ходить в школу, но не желание познавать. Как отмечает Е.И. Щебланова - ведущий психолог РАН, занимающийся проблемами одарённых детей, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, что при специально созданных условиях обучения 15 - 20% обычных детей начинают развиваться как одарённые. Это позволяет сделать вывод, что заниматься одарёнными детьми необходимо в любой школе, а не только в специализированных. Цели обучения одарённых детей. 1. Создание условий для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка. 2. Создание условий для развития творческих особенностей одарённых детей. 3. Развитие целостного миропонимания. Задачи обучения. (Речь идёт о создании условий.) 1. Развитие целостного миропонимания на основе системного мышления и осознания места своего Я в мире. 2. Развитие критического, логического, творческого мышления детей, способности решать проблемы. 3. Развитие способности к самостоятельным исследованиям. 4. Развитие способности и обучение работать совместно. 5. Развитие способности к самопознанию и самопониманию, формирование положительной Я - концепции. Осознание важности других людей. Возникает вопрос: «А как же отличить одарённых детей?» По их индивидуальным особенностям. Общая одарённость - это фундамент для индивидуальной одарённости. Особенности одарённых детей. 1. Повышенные познавательные потребности, проявляемые в широкой любознательности и исследовательском поведении. 2. Потребность в умственной нагрузке, стремление к ней. 3. Интерес к универсальному и общему, к абстрактным теориям. 4. Яркий избирательный интерес к чему-либо (действиям, знакам, звукам и т. д.), необычайная увлечённость чем-либо. 5. Настойчивость в достижении цели. 6. Высокий уровень общения и абстрактно-логическому мышлению.
7. Повышенные творческие возможности, способность к выдвижению оригинальных идей и т.д. 8. Стремления к самостоятельности. 9. Стремление к совершенству. Высокая критичность к результату действия. 10 Яркая индивидуальность ребёнка. Действительно, такие особенности этих детей, как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности и многое другое трудно учесть в полной мере в рамках традиционных программ. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одарённых детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс, может стать непреодолимым препятствием для их дальнейшего развития. Задача педагога достаточно «скромная», не столько «раздуть», сколько не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Нам близки и понятны позиции тех педагогов и психологов, которые считают, что «потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врождёнными для каждого ребёнка, но они слишком часто оказываются подавленными родителями и образовательной средой».
Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми.
Чтобы такого подавления не произошло, необходимо организовать обучение так, чтобы оно предполагало определённую роль или позицию ученика в процессе обучения, которая и называется позицией исследователя, самостоятельно добывающего и открывающего знания о мире. Существует две позиции ребёнка в процессе познания: исследовательская и репродуктивная более низкая. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы комфортно себя чувствовали ученики с разной позицией. Подробнее остановимся на исследовательской позиции - это исследовательский тип отношения к объекту познания, в качестве которого может выступать то или иное содержание из курса школьного обучения или мира в целом. Это отношение обуславливает не только готовность ребёнка к самостоятельным умственным усилиям, но и эмоциональное удовлетворение от этих усилий, так же как и от творческих способов изучения нового , «любовь» к таким способам. Как же организовать урок так, чтобы у ученика формировалась не репродуктивная позиция, а позиция исследователя? На этот вопрос поможет ответить
таблица из приложения 1.
На организованном таким образом уроке ребёнок не является объектом обучения, а становится субъектом, исследователем. Как обеспечить самореализацию творческого потенциала каждого ребёнка (каждый здоровый ребёнок обладает общей одарённостью). Из каких же этапов состоит творческое обучение? 1 этап. Начальная школа. Развитие основных творческих характеристик: база для успешного решения проблемы. На этом этапе главное, чтобы у ребёнка не возникло проблем эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одарённого ребёнка. Маленький исследователь учится выдвигать гипотезы, при специально созданных условиях может сформулировать проблему, наметить пути решения, сделать, пускай ещё нелепые, но всё же выводы. Важно поддержать ребёнка в его стремлении к самопознанию. 2 и 3 этапы относятся к среднему и старшему звеньям основной школы. Рассмотрим организацию работы по формированию исследовательской позиции на примерах урочной и внеурочной деятельности.
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Приложение 1.

I. П

РИМЕРЫ

СОЗДАНИЯ

МОТИВАЦИИ

.

1 Загадка или приём интерпретации.
Любой материал с элементами неясности, помогающий сформулировать тему урока (развивающий канон, группы слов и т.д.) Например:

2. Выполнимое - невыполнимое действие.
Создание ситуации практически выполнимого действия, на первый взгляд лёгкого, но на самом деле трудного. В процессе работы возникает вопрос почему. Например У каждого угла есть своё название: тупой, острый, прямой. Подумай, какое название может быть у данных углов.
3. Приём «ключевых слов».
Необходимы технологические упражнения, обучающие детей этому приёму. Например. Что же лежит в шкатулке? Её мы сможем открыть с помощью ключей - вопросов. Ключ СВОЙСТВО (ключики: вкус, форма, цвет, вес, материал). Ключ ПРИЧИНА (ключики: зачем, почему, с какой целью...). Ключ НАЗНАЧЕНИЕ (ключики: для чего, функция...).
4. Приём погружения в проблему.
Например: русский язык 3 класс «Обобщение по теме приставки». Детям приходит виртуальное письмо от авторов учебника. Здравствуйте, дорогие ребята! Нам необходимо в новый учебник русского языка поместить определение приставки. Помогите нам решить, какое из двух определений является наиболее точным. 1) Приставка- это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. 2) Приставка- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Мнения детей должны разделиться.) * Сейчас мы и будем решать, имеет место в словах значение приставки или это не так важно? *Что необходимо сделать для разрешения проблемы?
П. В

ЫДВИЖЕНИЕ

ГИПОТЕЗ

.

III. О

РГАНИЗАЦИЯ

ГРУППОВОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

.
Состав групп. 1. Гетерогенные (разный уровень учащихся), гомогенный (приблизительно одинаковый уровень). 1. Формирование групп в зависимости от материала и целей урока. 2. Специфика межличностных отношений и психологическая совместимость учащихся. 3. Сменный состав групп. Формирование групп. , Надо помнить, что способные дети в гетерогенных группах теряют свои возможности, так как нет стимула для развития, поэтому для детей с высоким уровнем необходима работа в гомогенных группах. Гомогенные группы. 1. Академический успех (трудолюбивые или способные от природы)
2. Уровень мотивации детей. 3. Творческие способности. 4. Психологическая совместимость (скорость мыслительных процессов и т.д.) Выбор оптимального способа деления на группы. 1. Сложный материал (академический успех). 2. Способные, но менее успешные - определять в группу сильно мотивированных детей. 3. Группа с низкой мотивацией - давать более интересный материал, создавать ситуацию успеха. 4. Творческих детей периодически собирать в одну группу.
IV.

О

БМЕН

ИНФОРМАЦИЕЙ

.

V.

О

РГАНИЗАЦИЯ



ИНФОРМАЦИИ

.

VI.Р

ЕФЛЕКСИЯ

VII. Д

ОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Научно-практическая конференция «Мир моих увлечений» Этапы. 1. Класс. 2. Гимназия начальная школа. 3. Гимназия среднее звено. 4. Город. Организация первого этапа. Объявляется конкурс «Юный учёный.» Конкурс «Юный учёный». Если у тебя есть интересующие тебя вопросы, желание найти на них ответы, ты чувствуешь в себе силы совершать открытия, поделиться своими исследованиями с ребятами, то этот конкурс для тебя! Задание: «Разработать мини-проект по теме своего увлечения» Работа над проектом. 1. Сформулировать проблемный вопрос (проблемный вопрос - открытый, не имеющий однозначного ответа). 2. Сформулировать исследовательские вопросы (исследовательский вопрос более конкретный, помогающий ответить на проблемный вопрос). 3. Выдвинуть гипотезы (предполагаемые ответы) по данным вопросам. 4. Составить план исследования, поставить цель, наметить список литературы (помощь библиотекаря в выборе списка литературы по теме). 5. Создания продукта деятельности (доклад, таблицы, презентация, кроссворд, словарь по теме, буклет...). 6. Вывод (оценить выдвинутые изначально гипотезы как истинные или ложные, понять достигнута ли цель исследования, наметить пути дальнейшей работы над проблемой) 7. Подготовиться к защите проекта в классе, лучшие проекты будут представлены на гимназической конференции. Удачи в работе! У тебя есть целых две недели!!! Помощь родителей и учителя по твоему усмотрению. Мы всегда рады тебе помочь!!! С уважением взрослые. Примеры тем детских проектов: 1.Финансовое благосостояние 10-летнего человека. 2. Что повлияло на название улиц 12 микрорайона? 3. О важности преподавания этикета в школе. 4. Игрушка - «Зеркало жизни».


В раздел начальное образование