"Приёмы формирования у детей устойчивой мотивации к чтению художественной литературы"
Мастер-класс
Автор: Шашкова Вера Васильевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 10, город Люберцы, Московская область
В раздел начальное образование
Мастер-класс
Приёмы формирования у детей устойчивой мотивации
к чтению художественной литературы
Тема: Приёмы формирования у детей устойчивой мотивации к чтению художественной литературы Интеграция: чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, русский язык.
Оборудование:
книга В. Сутеева «Сказки-мультфильмы»; тексты сказки В. Сутеева «Это что за птица?»; «Цветовая палитра»; разборные изображения птиц-героев сказки (Гусь, Лебедь, Пеликан, Журавль, Ворона, Павлин, Петух); плакат: «Умной птице не годится чужими перьями хвалиться»; магниты, магнитная доска, рисунки детей; музыка И. Крутого.
Вступительное слово.
Уважаемые коллеги! Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов. Мотивированное чтение лежит в основе изучения всех предметов школьного цикла и не только… Книга закладывает основу мировоззрения ребёнка. Но скажите, уважаемые коллеги, ваши дети все любят читать? (Да, нет.) Как же изменить ситуацию, сделать так, чтобы чтение стало личностной необходимостью. Я думаю,
надо дать в руки ребёнку хорошую книгу
. Но мало эту книгу дать! Надо вести с ней постоянную работу, поддерживая интерес детей к чтению художественной литературы. Знакомя с очередным произведением, я
стараюсь создать интригу
: а что будет дальше? Чтобы дети ждали продолжения… И они ждут. А самые нетерпеливые, приходя домой, сами открывают книгу и читают.
На следующий день в классе ребята
рассказывают о прочитанном, делятся своими -впечатлениями, пробуждая интерес у
других.
Это
как цепная реакция! Главное – правильно начать…
Уже потом на уроках дети с удовольствием перечитывают эти книги со мной и «играют» в них. Это помогает сделать урок живым и увлекательным, ещё больше полюбить книгу. Такое чтение ребёнок воспринимает не как урок, а просто как чтение интересного для него текста, который он полностью понимает.
Сегодня
я хочу поделиться с Вами, уважаемы коллеги, некоторыми приёмами
такой работы. Для этого мы познакомимся с одной из сказок Владимира Сутеева и с
тем, как мы с ребятами читаем её в классе.
Вот эта книга. (Учитель показывает книгу В. Сутеева «Сказки-мультфильмы»). С крупным шрифтом, большими белыми полями, яркими иллюстрациями, ясная и понятная по содержанию для начинающих читателей. Текст на страницах книги расположен небольшими частями, что позволяет чередовать деятельность учащихся, сохраняя их работоспособность и более полно осмысливать содержание произведения. В классе такая книга лежит на парте у каждого ученика. У вас на столах есть тексты сказки. Итак, представьте, что вы – ученики 1 класса, а я – ваша учительница Вера Васильевна. Прочитайте, пожалуйста, название сказки, с которой мы сегодня с вами знакомимся. («Это что за птица?»). - Каких птиц вы знаете? (Ворон, голубей…). (На доске вывешены изображения птиц – героев сказки)
- Посмотрите, какие птицы сегодня пришли к нам в гости. (Дети перечисляют). Кого из них мы ещё не назвали с Вами? Прочитаем сказку об этих птицах? Найдите страницу 116. Пока дети не умеют ещё читать, я читаю книгу сама. Но на данном этапе, так как многие ребята уже овладели навыком чтения, мы читаем вслух хором, следя глазами по строкам и помогая себе указкой. Вы сегодня в качестве указки, уважаемые коллеги, используйте подручные средства: ручки, свой пальчик). Ставим наши указки на первое слово, читаем хором первую часть. (Чтение хором первой части). - Кто же из птиц в нашей сказке будет главным героем? (Гусь). - Найдите и прочитайте, каким он был? (Глупый, завистливый, задиристый, грубый). - Давайте подберём цвета, которые передают его характер. (Выбор цветов из «Цветовой палитры» и объяснение своего выбора.) (Чтение хором следующей части). - С кем встретился Гусь? (С Лебедем). - Что понравилось Гусю в Лебеде? (Длинная шея). - Найдите и прочитайте просьбу Гуся. - Кто поможет Гусю и Лебедю поменяться шеями? (Один человек выходит к доске и меняет у птиц шеи).
(Чтение хором следующей части). - С кем потом встретился Гусь? (С Пеликаном). - Что понравилось Гусю в Пеликане? (Клюв с мешком). - Найдите и прочитайте просьбу Гуся. - Кто поможет Гусю и Пеликану поменяться клювами? (Один человек выходит к доске и меняет у птиц клювы). (Чтение хором следующей части). - С кем потом встретился Гусь? (С Журавлём). - Что понравилось Гусю в Журавле? (Длинные, тонкие ноги). - Кто поможет Гусю и Журавлю поменяться ногами? (Один человек выходит к доске и меняет у птиц ноги).
(Чтение хором следующей части). - С кем потом встретился Гусь? (С Вороной). - Что понравилось Гусю в Вороне? (Маленькие чёрные крылья). - Кто поможет Гусю и Вороне поменяться крыльями? (Один человек выходит к доске и меняет у птиц крылья). (Чтение хором следующей части). - А дальше с кем встретился Гусь? (С Павлином). - Чем поменялись Гусь и Павлин? (Хвостами). - Кто поможет им поменяться хвостами? (Один человек выходит к доске и меняет у птиц хвосты).
(Чтение хором следующей части). - С кем ещё встретился Гусь? (С Петухом). - Что подарил Гусю Петух? (Гребешок, бородку и «кукареку»). - Кто поможет нашим героям? (Один человек выходит к доске и прикрепляет Гусю гребешок и бородку Петуха). - А что ещё подарил добрый Петух Гусю? («Кукареку»). Как теперь поёт Гусь? («Ку-ка-ре-ку!»). (
Хором повторить: «Ку-ка-ре-ку!»)
Посмотрите, в какую необыкновенную птицу превратился наш Гусь. Послушайте, что с ним произошло дальше. (Учитель читает сказку вслух, по ходу чтения задаёт вопросы) - Понимали ли другие гуси нашего Чудо-Гуся? (Нет). - Почему? (Говорили на разных языках). Получалось ли у Чудо-Гуся щипать траву и плавать? Почему? - Кто поймал Гуся и хотел съесть? (Лиса). - А кто же его спас? (Другие гуси). - А как вы думаете, что решил сделать Гусь? Давайте дочитаем сказку до конца и проверим наши предположения. (Учитель дочитывает сказку до конца). - Угадали мы, что сделал Гусь? (Да, нет) - Как вы думаете, правильно ли он теперь поступил? (Правильно.)
- Почему? Не зря народная мудрость гласит: «Умной птице не годится чужими перьями хвалиться». (Толкование значения пословицы) - Кто же самый главный герой нашей сказки? (Гусь). Каким Гусь был в начале сказки? (Завистливым, глупым, задиристым, грубым, важным, хвастливым). - А каким Гусь стал в конце сказки? (Умным, независтливым, добрым, приветливым, благодарным, нехвастливым). - Что можно изменить в цветовом портрете Гуся? (Выбор цвета на доске и объяснение своего выбора). - Теперь наш Гусь стал умным, независтливым. А кто может показать, как он ходит? (Инсценирование походки под музыку). - Прошло время – наш Гусь женился. Кто рядом с ним идёт? (Гусыня. Инсценирование походки под музыку) - У них появились детки … гусята. (Инсценирование). - Как называются эти слова: гусь, гусыня, гусята? (Однокоренные). - А кто может показать, как ходил Гусь в начале сказки, когда был важным гусаком? - А может быть кто-нибудь хочет показать нам, как ходила наша фантастическая Чудо-Птица? - Почему у неё ничего не получалось? А как изменилась мелодия? - Чему же Гусь научился сам и может научить нас?
(Не нужно завидовать другим,
надо быть самим собой)
Следующим
уроком
обязательно
должен
идти
урок
изобразительного
искусства
, в начале которого мы буквально несколько минут вспоминаем сказку «Это что за птица?», а затем
я предлагаю детям нарисовать свою фантастическую птицу,
включаю тихую, спокойную музыку, и дети начинают рисовать, выплёскивая свою
фантазию на бумагу.
Вот что у них получается. (
Звучит мелодия И. Крутого, учитель
показывает и комментирует рисунки детей).
- Позже дети с удовольствием перечитывают эти книги.
В результате применения таких методов обучения дети читают выразительно,
осмысленно,
вырабатывается
активность
мысли,
формируется
способность
отстаивать свою точку зрения, накапливается опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру и людям, у детей возрастает техника чтения.
А главное – у детей формируется интерес и любовь к книге! Они начинают
читать!
В раздел начальное образование

