Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Положительные аспекты общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности"

статья

Автор: Завадская Лилия Борисовна, Ткаченко Екатерина Сергеевна, учителя начальных классов, МБОУ гимназия №8, город Хабаровск

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование



СЛАЙД 1 Вашему вниманию хотим представить два спец.курса общеинтеллектуаль- ного направления: «Юным умникам и умницам» (РПС) и «Школа развития речи». СЛАЙД 2 В прошлом году, набирая первый класс, мы остановили свой выбор именно на этих спецкурсах. Коротко обоснуем свой выбор. Как показал опыт прошлых лет,  во-первых, система специально разработанных заданий и упражнений действительно способствует развитию различных видов памяти, внимания, развивает речь, наблюдательность, воображение; формируют нестандартное мышление. Данные систематические курсы создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.  а во-вторых, занятия по развитию познавательных способностей и развитию речи с большим удовольствием посещают дети, так как сами занятия проходят в игровой деятельности (что так близко ребёнку), с частой сменой различных видов работ. СЛАЙД 3 Не смотря на то, что цели этих курсов имеют разную (казалось бы, узкую) направленность: «Юным умникам и умницам» - РПС (уклон на развитие психических процессов), «Школа развития речи» - языковое развитие школьников, усвоение норм родного языка – в целом эти два спецкурса во многом перекликаются и дополняют друг друга. Ценно то, что данные спецкурсы направлены именно на развитие способностей и общеучебных умений и навыков, а не на усвоение каких-то конкретных знаний и умений. А сейчас рассмотрим положительные моменты данных спецкурсов с позиции учителя, ученика, родителя. Чем хороши эти спецкурсы для учителя?

СЛАЙД 4
1. Разработаны методические комплекты, как для учителя, так и для ученика (рабочая тетрадь плюс методическое пособие для учителя со специально разработанными занятиями) 2. Не смотря на конкретно разработанные занятия, которые предлагает сам автор, есть место для творчества учителя (задания можно расширить различными упражнениями творческого характера, дополнить интересной информацией). 3. Система заданий даёт возможность подготовить учеников к предметным олимпиадам. 4. Спецкурсы «Юным умникам и умницам» и «Школа развития речи» связаны:  с учебными предметами: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, информатика;  с другими курсами внеурочной деятельности, внеклассной работой. Примеры. Слайд 5 Математика: в 1 и во 2 классах на занятиях спецкурса «Юным умникам и умницам» встречаются задания, которые являются пропедевтикой темы «Множества» в 3 классе, «Сети линий. Графы» в 4 классе (по программе «2100»). Слайд 6 Русский язык: одной из тем спецкурса «Школа развития речи» в 1 классе - омонимы. В школьной программе тема «Омонимы» изучается в 3 классе. Слайд 7 Литературное чтение: во время выполнения творческого домашнего задания по сочинению загадки, многие ученики пробовали писать свою загадку в стихах. Как раз накануне на занятиях по развитию речи была пройдена тема «Рифма». Внеклассная работа: на занятиях спецкурсов отрабатывается выразительность речи, ролевой образ, жесты, мимика. Все эти навыки хорошо просматриваются во время театрализованных представлений, кукольных спектаклей, в выразительном чтении стихов.
Слайд 8 5. Для отслеживания результатов в рабочих тетрадях предусматриваются стартовая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие определить уровень развития учащихся относительно самих себя (результаты фик- сируются в зачетном листе учителя). Карта достижений Слайд 9 Положительное в спецкурсах для детей 1. В основе обучения – игра. Задания не учебного характера. 2. Разнообразие игровых упражнений, заданий по содержанию и по слож- ности задач, поэтому каждый может чувствовать себя успешным. 3. Постоянная смена видов деятельности. 4. Основное время занятий проходит в движении, не сидя за партами. Учё- ными доказано, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов. В курсе «Юным умникам и умницам» предусмотрены мозговая гимнастика, коррегирующая гим- настика для глаз, весёлая переменка. 5. На занятиях не ставятся отметки. 6. Ребёнок сам оценивает свои успехи. 7. Дети учатся правильному общению, умению договариваться, работать в группе, в паре и т.д. 8. Полученные знания на занятиях используют в общении, в играх. Слайд 10 Плюсы для родителей:  Курсы «РПС» и «Школа развития речи» - это мотивация детей к обучению.  Развитие интеллектуальных возможностей детей.
Таким образом, во время занятий по спецкурсам «Юным умникам и умни- цам» и «Школа развития речи» происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих за- нятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они много- му научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.


В раздел начальное образование