"План мероприятий по сопровождению молодого специалиста"
Обобщение опыта
Автор: Батурина Валентина Владимировна, учитель начальных классов, МАОУ "Зональненская СОШ", Пос. Зональная станция Томского района
В раздел начальное образование
МАОУ «Зональненская СОШ Томского района Томской
области
Учитель высшей категории Батурина Валентина
Владимировна, учитель начальных классов
План мероприятий по сопровождению молодого специалиста.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Главной задачей
своей деятельности в роли наставника вижу в том, чтобы организовать профессиональную адаптацию молодого педагога к учебно-воспитательной среде, а именно: помочь молодому учителю реализовать себя, развить личные качества, коммуникативные умения. Работа с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования, собеседования, где он расскажет о своих проблемах, трудностях, неудачах. Цель анкетирования: Выявить проблемы, над которыми нужно работать. Следующий этап - составление плана работы.
Мероприятия по планированию, организации и содержанию
сопровождения молодого специалиста.
Планируемые мероприятия
Срок
исполнения
Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы; Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей; Сентябрь
Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником; Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию; Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат". Занятие: Планирование внеурочных занятий; Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи; Практическое занятие: Требования к плану воспитательной работы. Методы познания личности. План – характеристика класса. Тематика родительских собраний. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока; Практическое занятие. Как работать с ученически ми тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей); Октябрь Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся; Участие в работе МО. Знакомство с опытом работы учителей начальных классов МБОУ «Зональненская СОШ»; Занятие: Современный урок и его организация; Практикум: Разработка олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. Ноябрь Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Декабрь Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся; Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; Январь Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к контрольным и проверочным работам. Посещение уроков, мероприятий, классных часов, Февраль
праздников у опытных учителей школы; Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи; Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"; Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально- попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее); Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала; Март Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры); Участие молодого специалиста в заседании МО (выступление по теме самообразования); Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями; Апрель Выступление молодого специалиста на МО. Методическая выставка достижений учителя; Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником; Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. Май
В раздел начальное образование

