Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методы активизации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира".

статья

Автор: Косинская Юлия Игоревна, учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №78", город Кемерово



В раздел начальное образование




Методы активизации исследовательской деятельности на уроках

окружающего мира
Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую он получает от взрослых первично, а сама информация – вторична. Поэтому первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать школьников объектом, а уже потом говорить о нем, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Речевые логические задачи помогут учителю уходить от прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли и предусматривающих только работу памяти. Сравним два вида заданий. В одном случае учитель применяет метод прямого вопроса, а в другом – метод логических задач. Вопрос Логическая задача Как называется дерево, которое зацветает весной первым? О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первой распустила, запахом медовым пчел приманила? Как человек использует иву? Нет другого дерева, которое приносило бы больше пользы, потому что, чем больше ее рубишь, тем больше она разрастается. Ни одна хорошая корзина не обходится без ветвей этого дерева. Где живут бобры, зачем они строят свои жилища? Этих животных называют самыми искусными гидростроителями, так как они строят плотины. Какие птицы прилетают весной первыми? Этих птиц трактористы называют «ревизорами», они чинно и важно вышагивают за трактором и подбирают червяков. Можно предложить детям рассказы-задачи, которые могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по
ознакомлению с окружающим миром. Решение этих задач с использованием «Теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ) будет способствовать установлению детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе и активизировать мыслительную деятельность учащихся. Решать любые задачи можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно послушать взрослого или товарищей, как они решают эту природную задачу. А можно позвать на помощь фантазию и придумать, как это могло быть. Можно решать эти приемы с помощью тризовских приемов – приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку заглянуть в самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. Выяснить это почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, а почему это так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошо, но что именно в этом будет плохо. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. А для этого в ТРИЗ есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослых, а потом и самостоятельно используют при решении экологических задач. Рассказ- задача «Воробьи зимой»
Наступила зима. Стало очень холодно, и два молодых воробья все не могли согреться. Один постоянно летал, постоянно прыгал. Он считал, что, двигаясь, можно быстро согреться. Но, к сожалению, ему было все холоднее и холоднее. Вдруг он обратил внимание, что его товарищ сидит спокойно на ветке, нахохлился и не двигается. Со страхом подлетел он к товарищу: - Ты не замерз? Ты что сидишь, давай полетаем, может быть согреемся. Я так испугался, когда увидел тебя неподвижным. Решил, что ты совсем замерз. - Я не замерз,- отвечает неподвижный воробей, - мне наоборот тепло. Я шубу надел и сижу. Зачем мне замерзать. Теперь замер первый воробей, разглядывая товарища: какая это на нем шуба? Кроме пуха и перьев ничего не видно. Но воробей стал круглее, пушистее. Непонятно, отчего. А может быть, ему и вправду тепло, раз он не дрожит? Что за шубу из чего «надел» сидящий воробей? Почему в ней тепло? Можно обсудить с детьми противоречия: воробей должен все время двигаться, летать, чтобы не замерзнуть. Когда двигаешься, всегда теплее. Но если воробей все время летает – ветер его обдувает, снег попадает под крылышки, и становится еще холоднее. Если воробей будет сидеть неподвижно – хорошо, ветер не будет забираться под перышки, будет теплее, но плохо сидеть все время – холодно. Надо найти что-то такое, чего много рядом, и что помогло бы согреться воробью. Провести аналогии с поролоном, двойными рамами на окнах, термосах, пуховой одеждой. Пример из жизни птиц: в морозные дни птицы сидят, распушив перья, как бы нахохлившись. Они как бы одевают себя воздушной подушкой. А в полете воздух под перьями все время меняется, отнимая тепло. Потеря тепла может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает: говорят – замерзла на лету.
Все выдвинутые детьми идеи, возможные решения и примеры желательно сопровождать схемами на доске, записями или схематическими изображениями в тетради. Решение экологических проблем и задач поможет детям разобраться в причинно-следственных связях между явлениями и процессами в природе: «все связано со всем» - философское понятие единства в мире, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще. К активным методам обучения относится метод создания проблемных ситуаций. Сущность его состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в чистом виде. Дети получают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но для них этот путь наиболее интересен и продуктивен. Тема «Части растений» Проблемные вопросы: 1. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек травой? 2. Если у кустарника ежегодно срезать все стебли, кроме одного, станет ли он деревом? 3. Может ли быть на одной ветке цветок и плод? 4. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы? 5. Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают? (да, биологи, художники, поэты, писатели). Проблемные задания: 1. Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различие? 2. Рассмотри клубень картофеля. Найди части растения. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
3. Рассмотри на рисунке капусту и лук в разрезе. Найди сходство и различие. 4. Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листья вверх? Проблемные задачи: 1. В корзине лежит редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог вырастить эти растения? 2. Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не мог похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, зверям, запахом, нектаром и соком; наличием семян и способностью спать, складывая свои части). Рекомендации по использованию учебных проблем: 1. Соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, учащихся при разрешении проблемы. 2. Планируя урок, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. 3. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. 4. Учитель должен быть внимателен к эмоциональному состоянию ученика при решении проблем, вовремя выявить причины затруднений и оказать помощь. Одним из способов активизации познавательной деятельности является дифференцирование обучения. В условиях разноуровнего класса предоставление права каждому ученику работать в своем темпе особенно важно. Каким образом можно дифференцировать обучение?
1. Предъявление учащимся заданий разной степени сложности и объема. 2. Организация работы в парах. 3. Предъявление «сильным» учащимся опережающих заданий по теме, которая будет изучаться позже. Начальная школа призвана развивать творческую индивидуальность. Для развития творчества детей нужно проводить не только стандартные уроки, но и игровые. Использовать загадки, поэтические образы.


В раздел начальное образование