Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Б.С.Житков. Как я ловил человечков"

конспект урока литературного чтения

Автор: Капустина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ "Клетская средняя школа", станица Клетская, Волгоградская область



В раздел начальное образование




Тема: Борис Житков «Как я ловил человечков».
Урок построен по технологии продуктивного чтения. На уроке проводится чтение и анализ всего текста, с целью понимания целостной картины.
Результаты:

личностные
У ученика будут сформированы: 1) Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. 2) Этические чувства – стыда, вины, как регуляторы морального поведения. 3) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
метапредметные

Регулятивные:
Ученик научится: 1) Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 2) Учитывать правило в планировании и контроля способа решения
Познавательные:
Ученик научится: 1) Строить речевое высказывание в устной форме 2) Учиться основам смыслового чтения текста, выделять существенную информацию. Ученик получит возможность научиться: 1) Осознанно и правильно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Ученик научится: 1) Научиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. 2) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Ученик получит возможность научиться: 1) Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Работа с информацией:

Ученик научится:
1) Читать осознанно вслух текст художественных произведений целыми словами. 2) Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержания текста. 3) Определять главную мысль и героев произведения. 4) Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. 5) Использовать простейшие приемы анализа текста, озаглавливать части; находить средства выразительности. 6) Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки с нравственными нормами.

I.

ОРГ. МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

( слайд 1)
Звучит песня А. Зацепина, М. Пляцковского «Ты слышишь, море!» - О чем эта песня? - Какую картину вы представляете, слушая её?
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
-Как вы думаете, какое отношение имеет эта песня к нашему уроку?
(Предположения детей)

(Слайд 2)
-Откройте учебник на с. 38. Прочитайте фамилию автора и название произведения. -Дома я просила вас узнать как жизнь Б. Житкова была связана с морем?
(Слайд 3)
(Саша: Б. Ст. Житков – писатель, педагог, путешественник. Автор приключенческих рассказов и повестей. Отец Бориса был преподавателем математики, мама музыкантом, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело) Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С. (
слайд 4)
- Рассказ, который мы прочитаем сегодня из цикла «Морские истории». - Определить тему сегодняшнего урока вам поможет стихотворение М. Цветаевой. Послушайте его:
Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!
- О каких половинках говорит автор? (о внешнем и внутреннем облике ч-ка) - Что она имеет ввиду под первой половинкой? (Внешность человека, внешний вид) - А вторая половинка? (Его душа, душевный мир) - Какая половинка больше расскажет о человеке, поможет лучше узнать человека? (Его характер, поступки, чувства, переживания) - Объедините все перечисленное в одно понятие. - Значит, о чем будем говорить на уроке? Учащиеся формулируют тему урока
(Слайд 5) На доске открывается тема: «Внутренний мир героя».

III. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ

1. Работа с текстом до чтения
- Прочитайте ещё раз название рассказа
(Слайд 6)
-Все ли вам понятно в названии рассказа
? (Нет. Кто я? Каких человечков,


зачем ловил?)
- Предположите по названию рассказа, ключевым словам и иллюстрации о чем мы будем читать? На доске написаны ключевые слова: - Как мы можем проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ) - Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.
Чтение рассказа Бориса Степановича Житкова

2. Работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение рассказа.
(Читает учитель и хорошо читающие дети.) - Прочитаем рассказ и по ходу чтения побеседуем с автором. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. (
маленький мальчик знает, как выглядит

настоящий пароход. О чем это говорит?-

Видел настоящий пароход)
У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась :
(вдруг нахмурилась…

интересно почему?) Ответ не нужен
— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. (
Вот и ответ на вопрос. А почему он м.б. дорогой

памятью?)- может подарок
Я видел, что, если и заплакать, — не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.
(как понимаете фразу?) отвести взгляд
А бабушка: — Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха подальше.
(то есть? - Опасаясь каких-то неприятностей)
И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: — Честное-расчестное, бабушка. — И схватил бабушку за юбку.
(зачем

кричать, разве нельзя попросить спокойно?)
Бабушка не убрала пароходика.
(Почему?)- поверила
Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика.
(о чем это говорит? Борю поразил пароходик
) Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в
щёлку. А они хитрые, человечки
проклятые (Подберите синоним к слову –

ненавистные),
знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. Давайте здесь на время остановимся - Оправдались ли какие- нибудь наши предположения? - От чьего имени ведётся повествование? - Что поразило Борю в доме у бабушки? - Как описан пароходик детально или поверхностно? -Почему мальчик так подробно описывает пароходик?
(он ему нравится)
-О какой черте мальчика говорит такое подробное описание? (наблюдательный, любознательный) При описании пароходика Боря использует специальные термины (мачта, корма, палуба, каюта). О чём это говорит? Он знает спец. названия - Боря из семьи моряков. На иллюстрации он в тельняшке. Проведем Словарную работу.
Слайд 7
-Есть ли желание прочитать дальше? Да Почему? (Хочется узнать , что будет дальше)
Продолжаем чтение

Фёдор:
Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: — Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут в этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: — Чего ты всё ворочаешься? — А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. — Это я наврал: дома ночью темно наглухо.
(Вы догадались, зачем наврал? – Ответ не нужен)
Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.
(Вот и

ответ на вопрос)
Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало
. ( Что бы это могло быть? -

тикали часы, стали усыплять бдительность м-ка Б. увлекся своими

фантазиями, что мог желаемое выдать за действительное

)
Я насторожился — шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд.
Проклятая
кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул .
(Как вы думаете,

наш герой успокоится? Нет. Что же будет дальше?)


Серёжа:
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что- нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щёлочку. Ух ты! Конфетища! Для них это — как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные
(настоящие)—
и начнут этими топориками тюкать: тюк- тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать
(проносить
) конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко
.(ловко, проворно
) Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда, ни сюда. Пусть убегут,(
герою важно

не поймать, а просто увидеть чел-ков
) а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.
(О какой ещё черте

характера мы узнаём?) Фантазер
И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал минуту, пока бабушка в кухне возилась, раз-два — на стол ногами, и положил леденец у самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затёр, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила.
Аня:
Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был — на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — всё подобрали. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник (
опять проклятый – одержим желанием увидеть человечков
) еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.
Лена:
Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.
Я не мог больше терпеть.
(Боря не сдается, о какой черте характера это

говорит? О настойчивости)
И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть, и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой таскала, во все гости. Всё к каким-то старухам. Сиди — и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу — бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух — чай там пить. Я побежал в
сени
, достал мои варежки вязаные и натёр себе и лоб и щёки — всю морду, одним словом. Не жалея.
(предположите, для чего он это сделал?)
И тихонько прилёг на кровать. Бабушка вдруг хватилась: — Боря, Борюшка, где ж ты? — Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: — Что это ты лёг? — Голова болит.
(А на самом деле?)
Он опять обманул бабушку Она тронула лоб. — Погляди-ка на меня! Сиди дома. Назад пойду — малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору. Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом».
(как это понять)

Я:
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла там что-нибудь? А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно всё заделано. Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой — прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны.
Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу.
(почему руки дрожали?)
Всё криво становилась. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало! Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. — Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то
! (а действительно, что наделал-то?) не послушал бабушку
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: — Да чего ты ревёшь, да плачешь-то чего? (
а вы что бы ответили бабушке?)
Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро? Она ещё не видала пароходика. После завершения чтения – выдержать паузу, давая уч-ся возможность пережить, прочувствовать услышанное.
3.Работа с текстом после чтения
- Какие мысли и чувства у вас возникли после чтения? -Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки?
Пароходик

казался Боре настолько настоящим, что он считал, что на нём обязательно

должны быть человечки.
-В каком значении слово «ловил» употребляется в названии?
Посмотреть
- Какими он их видит?
- Человечки маленькие, чуть ниже спички.
- Как Боря повёл себя с бабушкой?
Наврал.
- Понимает ли мальчик, что плохо обманывать? - Но почему это делает?
(не может справиться со своими желаниями, его

желание увидеть человечков пересиливает чувство вины.)
- Какие черты характера проявляются в этот момент у мальчика?
(Мальчик очень впечатлительный, его привлекает все красивое. Он

фантазер, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике)
-Каков жанр произведения? Реальна ли основа сюжета? - От чьего имени ведется повествование? А как зовут автора рассказа? Что можем предположить? -Для чего автор написал рассказ?
(Прежде чем совершить поступок, надо

подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие

люди. Надо не бояться говорить правду, какая бы она ни была).
-Чему он учит? -Какова главная мысль рассказа?
Так не поступать, не

обманывать старших, быть послушными, одержимость фантазиями ведёт

к обману, хитрости.
- Почему заплакал Боря?
(боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал

слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик,

так и не увидел человечков)
- Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его?
(раскаивается,

переживает, чувство стыда, разочарования)
- Как вы думаете, чему больше огорчилась бабушка: его непослушанию, или сломанному пароходику? - Как вы думаете, если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по-другому?
- Как бы вы поступили на месте Бори? - А что вы посоветуете герою?
(Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не

нарушать данное слово).

- Какую пословицу вы выберете как совет? (Слайд 8)

Не все сбывается, что желается.

Дал слово – держись, а не давши – крепись.

Большому кораблю – большое плаванье.

IV. РЕФЛЕКСИЯ И ИТОГ УРОКА
- Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя. К какому выводу мы должны прийти в результате нашего разговора? Можно ли понять главного героя? Объясните. ( Да, можно…
герой - маленький мальчик, он очень хотел поиграть с

пароходиком и в страстном желании увидеть человечков в конце концов

ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не

хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.

Нет,

нельзя… человек не должен управляться только чувствами, какими бы

сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом).

Итак-

Мальчик так поступил не потому, что был злым, жадным или

шаловливым. А потому, что им двигало неуемное любопытство, которое

могло сломать веру бабушки в его честность. Значит, Боря осознал свой

поступок, и это стало для него хорошим уроком.
- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.
VIII. САМООЦЕНКА
- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета. - Покажите мне ваши листы самооценки. У многих из вас он загорелся зелёным цветом, а это значит, что вы поработали сегодня очень хорошо. - Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. - Прежде, чем закончить урок, давайте отправим наш корабль в далекое плавание. С каким настроением вы его отправите? Если вы спокойны за кораблик, уверены – прикрепите человечка на мачту; если отпускаете с радостью – на корму; а если вы беспокоитесь за него – рядом с кораблем. - Урок окончен.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Рассказать о семейной реликвии 2. Пересказ эпизода


В раздел начальное образование