"Системно-деятельностный подход на уроках русского языка (УМК Начальная школа 21 века, 4 класс)"
Творческая разработка
Автор: Куликова Лилия Николаевна, учитель начальных классов, МБ НОУ "Лицей 111", город Новокузнецк, Кемеровская область
В раздел начальное образование
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка (УМК «Начальная школа 21 века», 4класс) Выполнила: Куликова Л. Н. МБ НОУ «Лицей № 111» Новокузнецк, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение 2.Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих» УМК «Начальная школа 21 века» Авторы учебника С.В.Иванов,М.И. Кузнецова 3.Заключение. 4. Литература 5.Приложения
Введение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения, он обеспечивает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; В системно-деятельностном подходе следует выделить пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-
деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Курс русского языка УМК «Начальная школа 21 века» построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника, и позволяет организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Цели и задачи обучения русскому языку ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»:
Личностными результатами
изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами
изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами
изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно– деятельностного подхода в преподавании русского языка
Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах
Задачи урока:
1.Способствовать овладению способом проверки правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. 2.Формировать умение различать собственное знание и незнание на примере правописания мягкого знака после шипящих в разных частях речи. 3.Развивать умение наблюдать, делать вывод, аргументированно доказывать.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
- Запишите сочетания букв, правильно соединяя их и слова:
ья ье ью жь чь шь
ночь стриж мышь свеж туч
- Какая орфограмма объединяет данные слова? (Мягкий знак после шипящих) Что знаете о правописании ь после шипящих? -Объясните написание каждого слова. (Самостоятельно карандашом над им.сущ. записывают склонение, над им.прил.- часть речи . Один человек работает у доски. Проверка: с помощью знаков «согласен - не согласен» дети выражают свое мнение. В случае несогласия написание слов объясняется.)
III. Постановка учебной задачи
- Слова нам уже подсказали, над какой темой будем работать на уроке, кто догадался? - Но ведь мы знаем правила написания мягкого знака после шипящих, зачем же опять будем изучать эту тему? Ответить на этот вопрос поможет пословица:
Тише едешь – дальше будешь.
- Как понимаете пословицу? Запишите, объясните правописание слов с
ь
после шипящих. -Кому удалось, объяснить написание слов, используя уже знакомые правила? (Не удалось, т.к. знаем о правописании им.сущ. и кратких им.прил., а в пословице
ь
на конце глаголов) - Кто догадался, какая цель будет у нас на уроке? Чему должны научиться? (Научиться писать
ь
после шипящих на конце глаголов) -Сегодня у вас есть возможность открыть еще одну тайну русской орфографии. Приступим к работе, не теряя ни минуты.
IV. Поиск решения учебной задачи.
Работа в группах.
- Выпишите глаголы из русских пословиц, проведите наблюдение (определите в какой форме стоит глагол) и сделайте вывод, в какой форме глагола пишется
ь.
(Работа группы оформляется на листах А4. На карточках записаны разные пословицы для каждой группы, но глаголы во всех вариантах стоят либо в начальной форме, либо в форме 2-го лица, ед.числа)
Пример карточки:
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Без теста пирога не испечешь.
- Помните, что мнение каждого члена группы важно, от умения слушать друг друга зависит общий результат.
Представление работы групп. Проверка и оценка результата работы.
(Оценка с помощью знаков «согласен – не согласен». Одна группа
представляет работу, другие оценивают. Группы могут задавать
уточняющие вопрос, если это необходимо.)
- Итак, исходя из результатов работы групп, какой общий вывод сделаем? ( На конце глаголов начальной форме, либо в форме 2-го лица, ед.числа после шипящих пишется ь. ) - Значит для того, чтобы правильно написать глагол, что будете определять? (В какой форме стоит глагол). - Вы работали в группах, и вам быстро и правильно удалось раскрыть тайну глагола, потому что помогали друг другу. А когда будете выполнять задания самостоятельно, не торопитесь. Как говориться
Семь раз отмерь, один отрежь.
- Кстати, ребята, я никак не могу понять, как объяснить написание глагола в пословице:
Семь раз отмерь, один отрежь.
(Записана на доске) - Проверьте (в группе), подчиняется ли этот глагол правилу, которое вы вывели. Знаком покажите «да» или «нет». Объясните свое мнение. (Не подчиняется, т.к. стоит в другой форме, которую дети назвать затрудняются) - А что выражает глагол «отрежь»? (Просьбу, приказ) -Пока мы не знаем, как называется такая форма, об этом будем говорить чуть позже, но скажите, будем ли в таких глаголах писать ь? - А теперь повторите еще раз, когда на конце глагола будем писать ь. - Оказывается, это правило можно сформулировать проще. Прочитайте его в учебнике на с.94 (Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.)
V. Применение нового знания при выполнении упражнений.
Работа в группах.
- Выполните, работая в группе, упр.1 на стр.108. (Запишите слова в три столбика. В первый- гл.в нач.ф., во второй – гл. в форме 2-го л., ед.ч.,в третий – глаголы выражающие совет, просьбу, приказ) - Контролировать работу поможет карточка «Проверь себя» Проверь себя: В 1 столбике – 5 слов, во 2 столбике – 6 слов, 3 столбик – 5 слова.
Результат работы проверяется фронтально: одна группа зачитывает
слова каждого столбика, дети выражают согласие или несогласие.
VI. Рефлексивная оценка.
- Что нового узнали о правописании глагола? - Как думаете, пригодится ли вам это знание? Для чего пригодится? - Остались ли тайны русского языка, которые мы сегодня не разгадали? (Да, как называется форма глагола, выражающего просьбу, приказ) - На следующих уроках мы продолжим разговор о тайнах глагола, и узнаем еще один секрет правописания мягкого знака.
VII. Домашнее задание
Задание по выбору: С.108, упр.2(трудное) или с. 110, упр.5.
Заключение
Важнейший принцип деятельностного подхода заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в деятельности, а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие. Раньше, когда предметы «учили», результат достигался в большей степени рассказом учителя и последующим закреплением полученных знаний различными способами. Сегодня при колоссальном информационном давлении на ребенка известные приёмы и методы изучения материала теряют свою эффективность. Решить поставленную задачу можно только одним способом – вовлечением учащихся в самостоятельную учебно- познавательную деятельность, обеспечив в процессе обучения также ещё и саморазвитие личности ребёнка.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]/ Асмолов А.Г. // Педагогика, 2009 – №4. 5. Сухов В.П. [Текст]/ Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников- Уфа, 2010. 6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
В раздел начальное образование

