Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Традиции русского народа"

программа кружка

Автор: Фролова Юлия Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №17" г.Калуги, город Калуга



В раздел начальное образование




1.Пояснительная записка
«В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе предлагается при обновлении государственных стандартов общего образования включить в базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (БУП) ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания» (из Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»). В вопросе о сохранении самобытного лица россиян важную роль играет опора на национальные традиции отечественной культуры. В наше время поток массовой культуры захлестывает детскую и особенно молодежную аудиторию, он становится определенным условием существования современного человека и влияет на его мировоззрение. В этой ситуации актуализируются процессы осмысления преемственности в духовной культуре народа, ощущения своих корней. Особая роль в познании связей с культурой предков, культурной самоидентификацией принадлежит школе. Определяющей культурной константой, положенной в основание данного учебного курса является «Национальная идея», существовавшая во все периоды Русской культуры и реализовавшаяся через картину мира русского народа и явления его культуры (как народной, так и профессиональной). Русская традиционная культура как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и большой объем жизненно необходимой информации. Откристаллизованная временем русская традиционная культура «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа» (В.Г. Белинский). Российская культура, выросшая из недр традиционной культуры дала непревзойденные образцы мировой классики в области искусства, литературы, философии, общественной мысли. В условиях современной образовательной парадигмы подготовка школьников нуждается в целенаправленном формировании гуманитарной и культурологической компоненты, потому что наличие высокой культуры – это не столько внешнее качество образованного человека, сколько его важнейшее, атрибутивное свойство. Освоение ценностей отечественной культуры способствует всестороннему развитию учащегося как целостной личности, идентифицированной к мировой и отечественной культуре, осознающей свою собственную культурную принадлежность, вооруженную ценностными гуманистическими ориентирами, владеющую способами познания самого себя и другого и способной к свободному выбору.
Целью
предлагаемого курса является: введение личности обучаемого в пространство отечественной культуры, формирование в нем готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей русской национальной культуры, к осознанию ее места в мировом историко-культурном процессе.
Задачи курса.
В области формирования личностной культуры:  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;  укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
 формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры:  пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;  формирование патриотизма и гражданской солидарности;  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям. В области формирования семейной культуры:  формирование отношения к семье как основе российского общества;  формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;  формирование представления о семейных ценностях и уважение к ним;  знакомство обучающихся с культурно-историческими традициями русской семьи.
2.Общая характеристика курса
Данная программа представляет собой систему организации просветительско- практической деятельности младших школьников и является пропедевтическим курсом для преподавания курса «Основы православной культуры» во 2-4 классах. Программа «Культурные традиции русского народа» предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от поставленной цели. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопление материалов по типу «портфолио». Программа предназначена для обучающихся 1 класса. Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Программа носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими дисциплинами, как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Смысл интеграции с изучаемыми в 1 классе предметами будет состоять в объединении определенных областей знания в единое целое на основе общего подхода для получения нового познавательного результата, превосходящего по своей эвристической значимости ценность всех интегрируемых компонентов.
3.Место курса во внеурочной деятельности
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги. Данная программа по внеурочной деятельности относится к духовно- нравственному направлению внеурочной деятельности. В соответствии с планом школы занятия рассчитаны на 1 учебный час в неделю (34 занятия в год). Срок реализации программы 1 год. Основные принципы отбора материала: учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сочетание доступности, научности и наглядности.

4. Ценностные ориентиры содержания
Ценности гражданственности и патриотизма – любовь к Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная, доверие к людям. Ценности нравственных чувств и эстетического сознания – нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Ценности трудолюбия, творческого отношения к труду, учению, жизни – творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, бережливость и трудолюбие. Ценностное отношение к природе, окружающей среде. Ценностное отношение к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах: красота, гармония, духовный мир человека .
5.Планируемые результаты обучения и способы их проверки
Результаты 1 уровня – учащиеся получили знания о традиционном укладе жизни наших предков, содержании и значении православного календаря, жанровой принадлежности устного народного творчества. Результаты 2 уровня – учащиеся применяют знания при выполнении творческих и практических работ, используют различные жанры календарного фольклора во время школьных и семейных праздников, изготавливают в подарок родным поделки по народному образцу. Результаты 3 уровня будут формироваться в результате изучения курса кружка «Основы православной культуры» во 2-4 классах. Содержание предмета «Культурные традиции русского народа» наиболее эффективно будет реализовано с учетом особенностей психолого-возрастных особенностей становления личности учащегося. На первой ступени обучения осваиваются языки культуры, совершается введение ее в целостный текст. Главной особенностью психо-интеллектуального развития ребенка на этом этапе являются действие, движение – мысль рождается вместе с движением. Поэтому здесь освоение знаний идет преимущественно в игровой методике и в практических занятиях. Дети успешно осваивают произведения фольклора, декоративно-прикладного искусства, участвуют в разыгрывании обрядов народного календаря и т.п. Основной учебный материал – древнейшие тексты: миф, легенда, сказка, устный и музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство. Это мир первых образов культуры, который осваивается в активном игровом действии. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются: - развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории, культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем – осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; - осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества; - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как дружба, благодарность, честность, трудолюбие и милосердие; - оказывать бескорыстную помощь своим товарищам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению традиций русского народа является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией; - давать эмоциональную оценку своей деятельности; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Познавательные УУД:  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные УУД:  умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;  слушать и понимать речь других.  совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). В результате работы на занятиях кружка у учащихся формируются читательская компетентность (владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение извлекать из текста интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении) и ИКТ-компетентность (сбор и хранение информации, поиск информации в предложенном источнике, представление информации и её моделирование). Контроль и оценка результатов реализации программы внеурочной деятельности будут продуктивными в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьные праздники. Подобная организация для контроля результатов будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве. Результаты сформированности УУД отражаются в комплексной диагностике УУД на конец 1 класса.
6.Содержание занятий
Курс кружка «Культурные традиции русского народа» содержит материал для ознакомления детей с русскими народными традициями, произведениями устного народного творчества, календарными и обрядовыми праздниками, детским фольклором, народной одеждой и утварью.
Вводное занятие
. Определение понятий: Русь, русский человек, традиции, обычаи. Экскурсия « Отражение Руси в Калужском крае»
Образ русского человека в пословицах и поговорках.
Понятия: пословицы, поговорки. Знакомство с основными ценностями русского человека: патриотизм (любовь к Родине и семье), дружелюбие, любознательность, трудолюбие, смелость в результате анализа пословиц и поговорок. Раскрашивание рисунка к одной из пословиц.

Чему учат русские народные сказки.
Понятия: УНТ, сказка, поучение. Выявление характерных признаков русских народных сказок, главных героев, поучительного момента.
Старинные детские игры и игрушки.
Понятия: русские народные промыслы, лепка, роспись. Разучивание игр: «У медведя во бору», «Кошки-мышки». Знакомство с технологией изготовления хлудневской игрушки.
Русь в узорах, красках, знаках и символах.
Понятия: русские народные промыслы, предметы быта, орнамент. Представление о деревянной и глиняной посуде, как элементе русского быта. Знакомство с особенностями хохломской и гжельской росписей. Рисование элементов узоров.
Русская матрёшка.
Понятия: русский народный промысел, матрёшка – русская деревянная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы. История появления. Разновидности. Аппликация.
Природа-матушка.
Понятия: зимний русский пейзаж, художник, композитор. Рассматривание зимних пейзажей. Выполнение рисунка.
Семейный очаг. Рождественские традиции. Праздник Крещения
. Понятия: семья и её ценности, праздник, Рождество, Крещение, сочельник. Представление об истории возникновения праздника, традициях подготовки и празднования. Разучивание стихов и песен к Рождеству. Изготовление рождественской открытки.
Зимние святки.
Детский фольклор. Понятия: УНТ: песни, потешки, калядки. Представление о жизни детей в прошлом, их развлечениях и забавах. Рождественский утренник в Калужском краеведческом музее, игра-инсценировка «Калядки».
Русские богатыри в сказаниях и былинах. На заставе богатырской.
Понятия: Отечество, патриот, богатырь. Представление о том, что возможность служить на благо и процветание Отечества, одна из главных ценностей русского человека. Чтение былин. Раскрашивание рисунка.
Масленица. Встреча весны.
Понятия: народные праздники, обряд, гулянье. Дать представление о народном праздничном цикле, связанном с проводами русской зимы и встречей весны. Изготовление чучела. Разучивание закличек.
Облик жителя Руси. Особенности русского национального костюма.
Понятия: народный костюм, праздничная одежда, повседневная одежда. Дать представление о том, что русский национальный костюм имел как общие особенности, так и отличия в зависимости от региона. Одежда накидная и распашная. Одежда знати и простого крестьянина. Конструирование из бумаги элементов русского национального костюма (рубаха, сарафан). Нанесение орнамента. Экскурсия в Калужский художественный музей.
Пасха и пасхальные традиции.
Понятия: праздник праздников, воскрешение. Представления об истории возникновения праздника, особенностях его празднования и атрибутах. Изготовление пасхальной открытки. Раскрашивание пасхальных яиц.
Русский этикет.
Понятия: этикет, правила хорошего тона. Соблюдение этикета – одна из главных составляющих воспитанного человека. Игра-инсценировка.
Подведение итогов.
Обобщение знаний о культурных традициях русского народа. Коллективная творческая работа. Утренник в Доме Мастеров.
8. Календарно-тематическое планирование



Название темы

Общее

количество

часов

Количество часов

теория

практика

экскурсии
1. Вводное занятие. 2 1 1 2. Образ русского человека в пословицах и поговорках. 2 1 1
3. Чему учат русские народные сказки. 2 1 1 4. Старинные детские игры и игрушки. 2 0,5 1,5 5. Русь в узорах, красках, знаках и символах. 2 1 1 6. Русская матрёшка. 1 0,5 0,5 7. Природа-матушка. 2 0,5 0,5 1 8. Семейный очаг. Рождественские традиции. 3 1 1 1 9. Праздник Крещения. 1 0,5 0,5 10. Зимние святки. Детский фольклор. 2 0,5 1,5 11. Русские богатыри в сказаниях и былинах. 2 1 1 12. На заставе богатырской. 2 1 1 13. Масленица. Встреча весны. 2 0,5 1,5 14. Облик жителя Руси. Особенности русского национального костюма. 3 1 1 1 15. Пасха и пасхальные традиции. 2 0,5 1,5 16. Русский этикет. 2 1 1 17. Подведение итгов. 2 1 1
Литература
1. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Гуревич З.М., Дмитриева О.Л, - С-Пб «Респекс», 1997. 2. Н.Р.Гусева Русские сквозь тысячелетия. – М. 1998. 3. Степанова Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М. «Российский паритет» 1992. 4. Панкевич И.А. Полная энциклопедия русского народа. –М, ОЛма-Пресс, 1998. 5. Ресурсы Интернет.


В раздел начальное образование