Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности"

Статья

Автор: Любимова Анжела Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей № 4, Королев, мкр. Юбилейный



В раздел начальное образование




Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе

организации учебной деятельности.
Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них: - пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим; - следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства; - непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; - ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью. Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Р/к осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, Уставе учебного заведения. В поле зрения р/к входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или лиц их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Большую роль сыграть в обеспечении успешности учебно-воспитательной деятельности имеют возможность родители-профессионалы, которые помогают организовывать различные кружки, секции, клубы, способствующие всестороннему развитию ребёнка. Очень хорошо, если родители проявляют активность в проведении разовых внеклассных мероприятий. Не менее интересными станут классные часы, если в их проведении и подготовке принимают участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Неоценимую помощь оказывают современные родители в обеспечении учебно-методических комплектов, соответствующих образовательной программе, оснащению кабинетов, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Это выражается не только в материальном плане, но и практическом, а также физическом.
Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности. Отдельно хотелось бы отметить такую форму сотрудничества как диагностика. В нашем учебном заведении действует проект систематической диагностики учащихся и родителей. Её проводят различные специалисты, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолого- социальная служба, медработники, администрация. Приведём несколько обработок диагностических тестов, проведённых учителями начальных классов среди учащихся и родителей.
Тест №1 «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь. 1.Сколько раз тебе повторять? 2.Посоветуй мне, пожалуйста. 3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а). 4.И в кого ты такой(ая) уродился(ась)! 5.Каие у тебя замечательные друзья! 6.На кого ж ты похож(а)? 7.Вот я в твоё время!... 8.Ты нам опора и помощник! 9.Ну что за друзья у тебя! 10.О чём ты только думаешь! 11.Какая ты у меня умница! 12.А ты как считаешь, сынок (доченька)? 13.У всех дети как дети, а ты?! 14.Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)! 2 балла – за ответы №1,4,6,7,9,10,13 и 1 балл за остальные ответы. 7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас. 9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен. 11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви. 13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Результаты: «А» «Б» «В» 7-8 баллов 23% 45% 47%
9-10 баллов 46% 47% 43% 11-12 баллов 20% 8% 10% 13-14 баллов 11% - - А так вот выглядит уровень обученности в эти же классах: «А» «Б» «В» % успеваемости 100% 100% 100% %качества знаний 36% 54% 52% Абсолютно понятна и ясна картина соответствия. Вывод: успешность обучения тесно связана и во многом зависит от родителей. В диагностике взаимоотношений можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей, родителей и школы. Не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений и мнений может привести к конфликтным ситуациям. Для проективного исследования мы использовали такие вопросы: Для учащихся. -Школа для меня - это… -Класс, в котором я учусь,- это… -Учителя для меня -это люди, которые… -Мои одноклассники – это… -Уроки для меня – это… -Предметы, которые мне нравятся, это… -Предметы, которые мне не нравятся, это… Для родителей. -Школа, в которой учится мой ребёнок, это… -Класс, в котором учится мой ребёнок, это… -Одноклассники моего ребёнка- это… -Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это… -Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это… -Учебные предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это… % совпадения ответов: «А» «Б» «В» 62% 87% 82%
Ещё раз повторимся, возвращаясь к уровню обученности в этих классах, что успешность обучения зависит от благоприятного климата взаимоотношений между родителями и детьми. Уважаемые родители, воспринимайте любе обращение классного руководителя или учителя-предметника к вам не как праздное любопытство, а как один из способов успешного осуществления взаимоотношений школы, семьи и ребёнка. Только совместные усилия педагогов и родителей позволяют добиться успехов в образовании детей. Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.


В раздел начальное образование