Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО"

Обобщение опыта работы

Автор: Ибраева Рина Вакилевна, учитель начальных классов, МКОУ "Танрыкуловская СОШ", село Танрыкулово, Альменевский район, Курганская область



В раздел начальное образование



Обобщение опыта работы
«Здоровьесберегающие технологии в

начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25- 30% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а за период обучения число здоровых детей ещё уменьшается. Поэтому проблема сохранения здоровья детей, привития навыков здорового образа жизни сегодня, как никогда, актуальна. В учебной и воспитательной работе со своим классом проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся я поставила как одну из главных задач. На разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов широко использую весёлые физминутки в стихотворной форме. Особенно нравиться моим учащимся электронная физминутка для глаз. Уроки окружающего мира проходят в форме уроков-наблюдений, здоровья, исследований, практикумов… При изучении русского языка очень часто записываем с комментариями пословицы и поговорки о здоровье. Например: «Болен – лечись, а здоров- берегись». Часто использую элементы здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного: -режим динамической смены поз - использование настольной конторки и там, где возможно, смена позы детей. Моим ученикам очень нравиться стоя послушать загадки, мини-рассказ, сказку, провести устный счёт, решить логическую задачу. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике, т.к. массаж стоп имеет оздоравливающий эффект всего организма и является прекрасным средством от плоскостопия. У детей улучшается общее состояние, повышается иммунная система, мобилизуются внутренние силы организма. Главное не продолжительность, а сам факт смены поз. Но, не в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка вставать, он сам должен почувствовать потребность. - методика зрительно-координационных тренажей. Схема тренажёр находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмёрки - схемы-траектории- использую для разминки и укрепления мышц глаз, особенно на уроках русского языка и литературного чтения. - На упражнения мышечно-телесной координации хочу обратить особое внимание.
 Урок проходит в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей задания. Т.е. всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.  Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.  Показываю дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отхожу от учеников, тренируя тем самым мышцы глаз. Для двигательной активности использую «сенсорный круг», подвешенный в классе под потолком. На нём закрепляю различные учебные объекты, буквы, словарные слова, геометрические фигуры и в процессе урока прошу обратить внимание на то или иное пособие, проанализировать, дать оценку и т.д. Технология Базарного разрешает проблему перегрузки и переутомления на уроках. У детей развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление. Повышается уровень успеваемости и эффективности учебного процесса. Вне урока организую весёлые старты, соревнования, игры, праздники, классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни. Работа над этой проблемой на протяжении 4х лет, заметила, что произошло снижение показаний числа пропусков учащихся по болезни с 50% до 20%. Школьники ответственнее стали относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Показатели нарушения слуха и зрения находятся на одном уровне, а показатели нарушения осанки - уменьшаются. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Ибраева Рина Вакилевна учитель начальных классов МКОУ «Танрыкуловской СОШ»


В раздел начальное образование