"Концептуальное значение духовно-нравственного воспитания младших школьников, как основы формирования личности согласно требованиям ФГОС"
статья
Автор: Шершень Анна Васильевна, учитель начальных классов, МОУ " Средняя школа №1", город Джанкой Республика Крым
В раздел начальное образование
«Концептуальное значение духовно-нравственного воспитания младших
школьников, как основы формирования личности согласно требованиям
ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов Шершень А.В.
«Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни
чести, - ничего, чем человек есть человек»
В.Белинский
Как часто приходится слышать в нашей жизни: «Ох уж эта нынешняя
молодежь! Для них нет ничего святого! Мы такими не были!....» . И мне
каждый раз хочется возразить «Нет! это не молодёжь виновата. Дети
приходят в этот мир такими же чистыми, как и 100-200 лет назад. Это мы
виноваты – не смогли воспитать их духовно-здоровыми личностями.»
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это
сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания
детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном
отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как
человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия, как душа,
совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм то есть самые
ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны
ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то
может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как
дошкольник или первоклассник?» Это большое заблуждение. Воспитывать
духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка.
«Всё начинается с детства»,- так говорил писатель С.Михалков. Очень важно,
чтобы ребёнок, как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные
моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных
ситуациях. И мы с вами, с родителями, обязаны помочь, научить его, как
делать правильный, достойный выбор поведения.
ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ –
это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков;
активное
противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В.А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важнейших истин… В детстве
человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Быть милосердным у нас немодно. Поэтому ждать, что общество научит ребёнка этому, нельзя. Так как прививать чувство милосердия детям? Это должны быть какие-то назидания, сказки, ситуации из жизни? Или, может быть, действительно, лучше дать детям возможность активно проявить милосердие и самим почувствовать радость от его результатов?... Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами, и не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. И от того, как педагог сможет выстроить свою деятельность с ребятами, зависит будущая жизнь коллектива и и жизнь и развитие каждой личности в нём. Поэтому перед тем, как встретить будущих первоклассников большое внимание уделяю созданию комфорта, гостеприимной, располагающей обстановке в классе. Поэтому каждый, кто входит в наш класс отмечает домашнюю обстановку, радужность интерьера. Светлый, чистый класс, новенькие парты, уголок природы с аквариумом, интересные картинки, яркие стенды встречают первоклашек. Они садятся за парты, оглядываются вокруг, начинают улыбаться и, я вижу: тревога и страхи, связанные с неизвестной новой школьной жизнью исчезает. А самое главное, ребята начинают чувствовать, что их здесь ждут, они здесь нужны, что всё это для них, а, значит, завтра мои первоклашки придут в школу с радостью и интересом. В последующие дни и в течении всех четырёх классов я стараюсь насыщать их жизнь интересными и, конечно, полезными делами и затеями, поддерживая активную жизненную позицию ребят и давая им возможность раскрыться творчески и найти себя в каком- либо деле. Сначала, совместно с родителями организуем
ИГРОВОЙ УГОЛОК
(ведь игровая деятельность остаётся ведущей для первоклассника, и именно в игре они лучше узнают друг друга, будут учиться общаться и ладить с товарищами), где дети смогут найти занятие по интересам: поиграть в подвижные игры с мячом, кеглями, скакалками; поиграть в настольные игры; порисовать или просто поиграть с любимыми игрушками.
Есть в классе и
ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК.
Ведь театрализация имеет неоценимую функцию не только в обучающем процессе ( срабатывает моторная память декламируемого текста – улучшается память, увеличивается эмоциональность, развивается речь, мелкая моторика руки (пальчиковый театр), но и воспитательном процессе – театр выступает в роли психологического тренинга. Играя с игрушками или предметами заменителями, беря на себя соответствующую роль, ребёнок эмоционально переживает её, и тем самым через игру выплёскивает наружу свои, часто залежавшиеся, затаившиеся эмоции, чувства, переживания. В классе регулярно проходит
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «Этот мир
придуман тобою» .
Тематика выставки самая разнообразная( посвящённая праздникам, временам года, памятным датам, впечатлениям от увиденного; прочитанным сказкам и рассказам). У ребят есть возможность самостоятельно оценить творчество своих одноклассников - присоединить к понравившемуся рисунку магнитный смайлик. Сначала срабатывает эгоцентризм: «Мой рисунок самый лучший», но в последующем самооценка приходит в норму и больше смайликов получает действительно достойный рисунок.
Индивидуальная работа с учащимися (формирование ПОРТФОЛИО);
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные. В конце каждого года провожу защиту- презентацию.
Чем дольше живут ребята в детском коллективе, чем больше совместной деятельности они провели, тем острее ощущается наглядное обобщение проведённой работы, оценка её результатов. И хотя говорят, что добрые дела не терпят огласки, в формирующемся коллективе это делать необходимо, чтобы показать важность совершённой работы, нацелить ребят на будущее, направить их в нужное русло. Поэтому у нас в классе есть
сундучок ДОБРЫХ ДЕЛ
- своеобразная копилка хороших поступков, полезной работы, добрых взаимоотношений. Каждое хорошее дело – драгоценный камешек. Который мы кладём в сундучок. Но опуская его, мы обсуждаем наше хорошее дело, выясняем чем оно хорошо, кому от него хорошо, что получилось, а что надо исправить. И со временем ребята сами становятся инициаторами различных мероприятий, что, по моему мнению, является важной ступенью в нравственном развитии личности и коллектива. Следующая традиция, является продолжением «Бус» -
ПОЧТА «ТЁПЛЫХ
ПИСЕМ».
Мелочь, - а приятно получить письмо, в котором, тебе говорят, какой ты замечательный друг. И, кстати, почтовый ящик никогда не бывает пуст. Наверное, писать приятные письма также приятно, как и получать. Традиция
«ВЕСЁЛЫЙ ИМЕНИННИК
» так же стала по душе ребятам. Она заключается не только в том, что мы празднуем «День именинника», но и в том, что в День рождения ребёнка, ему уделяется максимум внимания: он с утра получает поздравления, ему водят «Каравай», поют традиционную поздравительную песню, поднимают на стуле и дарят подарок. Подарки на все праздники мы принципиально делаем сами, своими руками. Пусть не так красиво и дорого, зато - это учит думать и заботиться о другом. Нравственное воспитание без трудового, наверное, было бы ущербным, ведь «труд облагораживает человека». И прежде всего, облагораживает духовно. Помимо дежурств в классе, поручений по секциям, проводим рейды
«В МОЁМ КЛАССЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧИСТО»,
«ЧИСТЫЙ ДВОР
МОЕЙ ШКОЛЫ»
. В ходе этих рейдов мы с ребятами решили. Что возле нашей школы слишком мало цветов. Поэтому высадили около ста первоцветов в школьном палисаднике, а затем разбили клумбу в школьном дворе под окном класса. В этой работе нам активно помогали родители. И ребята не только ухаживают за клумбой. Но и оберегают её от «налётчиков»,
следят за сезонными изменениями; огорчаются, если изменения не в лучшую сторону. К трудовому воспитанию можно отнести традицию
«Издательство книг
«КНИЖНЫЙ РЮКЗАК»».
Однажды в первом классе на уроке труда мы изготавливали книгу (коллективная работа) – рисовали рисунки к загадкам. Делании обложку, писали авторов. Эта работа увлекла и теперь за год у нас собирается около десятка книг («Пословицы и поговорки», «Фразеологизмы», «Наши стихи», «Стихи о маме», и др.) И пусть эти книги пока ещё составляют ценность только для нашего класса, но дети знают, что создать книгу, даже самую простую – непростой труд. Большое значение в жизни класса имеют
ТРАДИЦИИ.
Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. На первых этапах я знакомлю детей с традициями школы, затем совместно с детьми вырабатываю законы жизни в классе. На одном из классных часов мы обсудили, что такое « закон» и выработали законы для своего коллектива:
ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Закон уважения
: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы
: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости
: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон доброты и любви:
Доброта – это сила. Дари людям добро. Люби своих друзей, Родину, свою семью.
Закон дисциплины
: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
ТРАДИЦИЯМИ В НАШЕМ КЛАССЕ СТАЛИ :
-
традиция «Весёлый Именинник»; - традиция «Тёплых писем»;
-
.традиция «Бусы моего настроения»; -традиция активной жизни; - празднование православных праздников( День Св. Николая, Рождество, Пасха); общественных праздников (Новый год, День Защитника Отечества, День матери, День Победы); - уход и облагораживание классной клумбы на пришкольном участке; - традиция «Не оставь друга в беде» (навестить больного товарища, оказать помощь при выполнении трудных заданий, нуждающимся ученикам, помочь девочкам, учителю и др.) - издательство книг «Книжный рюкзак». Самое главное – традиции класса способствуют преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывают умение быть человеком. Например, традиция
«БУСЫ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»
была введена в жизнь класса, когда я заметила, что дети не замечают эмоционального настроения своих товарищей. А ведь умение почувствовать , увидеть , понять без слов другого человека – очень важно. Тем более, что некоторые дети, имея скрытый характер, переживают всё внутри себя. И наша задача дать им понять, что они нам не безразличны, что их проблемы есть с кем обсудить. Каждый из ребёнок имеет возможность подойти к бусам и надеть на нить бусину : красная – «У меня сегодня отличное настроение, и я хочу им поделиться!»; чёрная – « У меня проблемы. Мне плохо. Мне нужна ваша поддержка». Дети видят новую бусину, приглядываются к одноклассникам, догадываются, чья она и… - проявляют интерес к товарищу.
ТРАДИЦИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ з
аключается в том, что мы стараемся участвовать во всех мероприятиях школы и города и сами придумываем для себя различные занятия , развлечения, праздники Особое внимание хотелось бы уделить нашей традиции праздновать православные праздники, потому, как считаю что
ПОДГОТОВКА К
ПРАВОСЛАВНЫМ
ПРАЗДНИКАМ
ЯВЛЯЕТСЯ
ГЛАВНЫМ
УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ,
РАЗВИТИЯ ИХ ДУХОВНОСТИ И НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ
ПОВЫШНИЯ
УРОВНЯ
ПРОФИЛАКТИКИ
ЖЕСТОКОСТИ
И
НАСИЛИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ.
Мы учим детей разному: работать с компьютером, зарабатывать деньги, выживать в сегодняшнем взрослом мире, но мало говорим о другом мире, мире истины. Дети не могут сделать выбор между добром и злом, их этому не учили. Сколько раз мы слышим: нет никаких сил. Мир захлебывается в злодеяниях, страну съедает демографическая катастрофа. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16, 26)… В школах за партами сидят не просто Иваны, Моисеи, Шамили, русские, татары, евреи, якуты, а граждане России– государства, которое создавалось на духовных и нравственных ценностях православия. И любой из них должен и обязан знать основы нашей великой культуры. Тем более, что культура – это не только музыка, живопись литература, архитектура, но и образ мыслей, уклад жизни, мироощущение, наше понимание добра и зла. В нашей классной жизни ведётся самая разнообразная работа по нравственному формированию личности и коллектива. Но самые яркие воспоминания оставляют в душе детей утренники. А к таким праздникам как Рождество и Пасха, День Св. Николая мы готовимся все вместе, всей нашей большой семьей. Технология подготовки традиционная - КТД, думаю, что лучше и умнее еще никто не выдумал. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий мы всегда уделяем внимание формированию основных для православной педагогики понятий и навыков – послушание, добродетель, душа, почитание, целомудрие, грех, благочестие и т.д. Я всегда убеждают детей в том, что послушание – это не просто подчинение младшего старшему, это, прежде всего, услышать, выслушать, а уже потом послушаться. Я не добиваюсь этого, а чаще прошу, ведь отказать в просьбе очень тяжело. Добродетель – делание добра, деяние противоположное греху. К добродетелям, о которых мы все время напоминаем нашим детям относятся трудолюбие, рассудительность, терпение, любовь к ближнему. Им бывает трудно это принять. Например, при подготовке мероприятия «Связь времен» к 60-летию Победы детей интересовал вопрос как можно пожертвовать своей жизнью, ведь они часто слышат, что человеческая жизнь – главная ценность. А мы приводили в пример русских богатырей, полководцев, простых солдат, которые шли в бой «За веру, за Отечество, за царя!» Ведь если в жизни нет ценности, за которую ты готов пострадать, зачем ты живешь?
На наши утренники мы приглашаем служителей церкви. Батюшка как представитель православия даёт детям наставления, напутствия. И ребята очень внимательно к ним относятся, задают вопросы. И со временем эти вопросы приобретают всё более глубокомысленный характер. Во втором классе была организована
поездка в Топловский монастырь
. Ребята не только получили краеведческие знания, но и окунулись в мир православия и духовности. Беседа и благословение батюшки, окунание в купель, причастие – надеюсь, всё это оставило отпечаток в душе и сознании ребят. А в 3 классе организовали благотворительную ярмарку «Не будь равнодушным», на вырученные деньги купили игрушки для детей дома малютки. Я понимаю, что получить результат нравственного воспитания сразу, при всём моём старании не смогу, он будет виден через много лет, когда мои ребята станут самодостаточными личностями и смогут самостоятельно делать свой моральный выбор. И моя задача состоит в том, чтобы показать детям две стороны нашей жизни добродетельной и греховной; чтобы не допустить задержку развития их душ, чтобы заронить в эти самые души зерно доброго и правильного. Вода точит камень и, я думаю, что со временем дети обязательно воспользуются уроками нравственности, усвоенными ещё в детстве. Заканчивая свое выступление, хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни. который выражается в том . что каждый воспитанник о ком –то заботиться, о ком –то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».
ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ –
это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков;
активное
противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В.А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важнейших истин… В детстве
человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Быть милосердным у нас немодно. Поэтому ждать, что общество научит ребёнка этому, нельзя. Так как прививать чувство милосердия детям? Это должны быть какие-то назидания, сказки, ситуации из жизни? Или, может быть, действительно, лучше дать детям возможность активно проявить милосердие и самим почувствовать радость от его результатов?... Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами, и не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. И от того, как педагог сможет выстроить свою деятельность с ребятами, зависит будущая жизнь коллектива и и жизнь и развитие каждой личности в нём. Поэтому перед тем, как встретить будущих первоклассников большое внимание уделяю созданию комфорта, гостеприимной, располагающей обстановке в классе. Поэтому каждый, кто входит в наш класс отмечает домашнюю обстановку, радужность интерьера. Светлый, чистый класс, новенькие парты, уголок природы с аквариумом, интересные картинки, яркие стенды встречают первоклашек. Они садятся за парты, оглядываются вокруг, начинают улыбаться и, я вижу: тревога и страхи, связанные с неизвестной новой школьной жизнью исчезает. А самое главное, ребята начинают чувствовать, что их здесь ждут, они здесь нужны, что всё это для них, а, значит, завтра мои первоклашки придут в школу с радостью и интересом. В последующие дни и в течении всех четырёх классов я стараюсь насыщать их жизнь интересными и, конечно, полезными делами и затеями, поддерживая активную жизненную позицию ребят и давая им возможность раскрыться творчески и найти себя в каком- либо деле. Сначала, совместно с родителями организуем
ИГРОВОЙ УГОЛОК
(ведь игровая деятельность остаётся ведущей для первоклассника, и именно в игре они лучше узнают друг друга, будут учиться общаться и ладить с товарищами), где дети смогут найти занятие по интересам: поиграть в подвижные игры с мячом, кеглями, скакалками; поиграть в настольные игры; порисовать или просто поиграть с любимыми игрушками.
Есть в классе и
ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК.
Ведь театрализация имеет неоценимую функцию не только в обучающем процессе ( срабатывает моторная память декламируемого текста – улучшается память, увеличивается эмоциональность, развивается речь, мелкая моторика руки (пальчиковый театр), но и воспитательном процессе – театр выступает в роли психологического тренинга. Играя с игрушками или предметами заменителями, беря на себя соответствующую роль, ребёнок эмоционально переживает её, и тем самым через игру выплёскивает наружу свои, часто залежавшиеся, затаившиеся эмоции, чувства, переживания. В классе регулярно проходит
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «Этот мир
придуман тобою» .
Тематика выставки самая разнообразная( посвящённая праздникам, временам года, памятным датам, впечатлениям от увиденного; прочитанным сказкам и рассказам). У ребят есть возможность самостоятельно оценить творчество своих одноклассников - присоединить к понравившемуся рисунку магнитный смайлик. Сначала срабатывает эгоцентризм: «Мой рисунок самый лучший», но в последующем самооценка приходит в норму и больше смайликов получает действительно достойный рисунок.
Индивидуальная работа с учащимися (формирование ПОРТФОЛИО);
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные. В конце каждого года провожу защиту- презентацию.
Чем дольше живут ребята в детском коллективе, чем больше совместной деятельности они провели, тем острее ощущается наглядное обобщение проведённой работы, оценка её результатов. И хотя говорят, что добрые дела не терпят огласки, в формирующемся коллективе это делать необходимо, чтобы показать важность совершённой работы, нацелить ребят на будущее, направить их в нужное русло. Поэтому у нас в классе есть
сундучок ДОБРЫХ ДЕЛ
- своеобразная копилка хороших поступков, полезной работы, добрых взаимоотношений. Каждое хорошее дело – драгоценный камешек. Который мы кладём в сундучок. Но опуская его, мы обсуждаем наше хорошее дело, выясняем чем оно хорошо, кому от него хорошо, что получилось, а что надо исправить. И со временем ребята сами становятся инициаторами различных мероприятий, что, по моему мнению, является важной ступенью в нравственном развитии личности и коллектива. Следующая традиция, является продолжением «Бус» -
ПОЧТА «ТЁПЛЫХ
ПИСЕМ».
Мелочь, - а приятно получить письмо, в котором, тебе говорят, какой ты замечательный друг. И, кстати, почтовый ящик никогда не бывает пуст. Наверное, писать приятные письма также приятно, как и получать. Традиция
«ВЕСЁЛЫЙ ИМЕНИННИК
» так же стала по душе ребятам. Она заключается не только в том, что мы празднуем «День именинника», но и в том, что в День рождения ребёнка, ему уделяется максимум внимания: он с утра получает поздравления, ему водят «Каравай», поют традиционную поздравительную песню, поднимают на стуле и дарят подарок. Подарки на все праздники мы принципиально делаем сами, своими руками. Пусть не так красиво и дорого, зато - это учит думать и заботиться о другом. Нравственное воспитание без трудового, наверное, было бы ущербным, ведь «труд облагораживает человека». И прежде всего, облагораживает духовно. Помимо дежурств в классе, поручений по секциям, проводим рейды
«В МОЁМ КЛАССЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧИСТО»,
«ЧИСТЫЙ ДВОР
МОЕЙ ШКОЛЫ»
. В ходе этих рейдов мы с ребятами решили. Что возле нашей школы слишком мало цветов. Поэтому высадили около ста первоцветов в школьном палисаднике, а затем разбили клумбу в школьном дворе под окном класса. В этой работе нам активно помогали родители. И ребята не только ухаживают за клумбой. Но и оберегают её от «налётчиков»,
следят за сезонными изменениями; огорчаются, если изменения не в лучшую сторону. К трудовому воспитанию можно отнести традицию
«Издательство книг
«КНИЖНЫЙ РЮКЗАК»».
Однажды в первом классе на уроке труда мы изготавливали книгу (коллективная работа) – рисовали рисунки к загадкам. Делании обложку, писали авторов. Эта работа увлекла и теперь за год у нас собирается около десятка книг («Пословицы и поговорки», «Фразеологизмы», «Наши стихи», «Стихи о маме», и др.) И пусть эти книги пока ещё составляют ценность только для нашего класса, но дети знают, что создать книгу, даже самую простую – непростой труд. Большое значение в жизни класса имеют
ТРАДИЦИИ.
Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. На первых этапах я знакомлю детей с традициями школы, затем совместно с детьми вырабатываю законы жизни в классе. На одном из классных часов мы обсудили, что такое « закон» и выработали законы для своего коллектива:
ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Закон уважения
: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы
: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости
: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон доброты и любви:
Доброта – это сила. Дари людям добро. Люби своих друзей, Родину, свою семью.
Закон дисциплины
: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
ТРАДИЦИЯМИ В НАШЕМ КЛАССЕ СТАЛИ :
-
традиция «Весёлый Именинник»; - традиция «Тёплых писем»;
-
.традиция «Бусы моего настроения»; -традиция активной жизни; - празднование православных праздников( День Св. Николая, Рождество, Пасха); общественных праздников (Новый год, День Защитника Отечества, День матери, День Победы); - уход и облагораживание классной клумбы на пришкольном участке; - традиция «Не оставь друга в беде» (навестить больного товарища, оказать помощь при выполнении трудных заданий, нуждающимся ученикам, помочь девочкам, учителю и др.) - издательство книг «Книжный рюкзак». Самое главное – традиции класса способствуют преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывают умение быть человеком. Например, традиция
«БУСЫ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»
была введена в жизнь класса, когда я заметила, что дети не замечают эмоционального настроения своих товарищей. А ведь умение почувствовать , увидеть , понять без слов другого человека – очень важно. Тем более, что некоторые дети, имея скрытый характер, переживают всё внутри себя. И наша задача дать им понять, что они нам не безразличны, что их проблемы есть с кем обсудить. Каждый из ребёнок имеет возможность подойти к бусам и надеть на нить бусину : красная – «У меня сегодня отличное настроение, и я хочу им поделиться!»; чёрная – « У меня проблемы. Мне плохо. Мне нужна ваша поддержка». Дети видят новую бусину, приглядываются к одноклассникам, догадываются, чья она и… - проявляют интерес к товарищу.
ТРАДИЦИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ з
аключается в том, что мы стараемся участвовать во всех мероприятиях школы и города и сами придумываем для себя различные занятия , развлечения, праздники Особое внимание хотелось бы уделить нашей традиции праздновать православные праздники, потому, как считаю что
ПОДГОТОВКА К
ПРАВОСЛАВНЫМ
ПРАЗДНИКАМ
ЯВЛЯЕТСЯ
ГЛАВНЫМ
УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ,
РАЗВИТИЯ ИХ ДУХОВНОСТИ И НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ
ПОВЫШНИЯ
УРОВНЯ
ПРОФИЛАКТИКИ
ЖЕСТОКОСТИ
И
НАСИЛИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ.
Мы учим детей разному: работать с компьютером, зарабатывать деньги, выживать в сегодняшнем взрослом мире, но мало говорим о другом мире, мире истины. Дети не могут сделать выбор между добром и злом, их этому не учили. Сколько раз мы слышим: нет никаких сил. Мир захлебывается в злодеяниях, страну съедает демографическая катастрофа. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16, 26)… В школах за партами сидят не просто Иваны, Моисеи, Шамили, русские, татары, евреи, якуты, а граждане России– государства, которое создавалось на духовных и нравственных ценностях православия. И любой из них должен и обязан знать основы нашей великой культуры. Тем более, что культура – это не только музыка, живопись литература, архитектура, но и образ мыслей, уклад жизни, мироощущение, наше понимание добра и зла. В нашей классной жизни ведётся самая разнообразная работа по нравственному формированию личности и коллектива. Но самые яркие воспоминания оставляют в душе детей утренники. А к таким праздникам как Рождество и Пасха, День Св. Николая мы готовимся все вместе, всей нашей большой семьей. Технология подготовки традиционная - КТД, думаю, что лучше и умнее еще никто не выдумал. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий мы всегда уделяем внимание формированию основных для православной педагогики понятий и навыков – послушание, добродетель, душа, почитание, целомудрие, грех, благочестие и т.д. Я всегда убеждают детей в том, что послушание – это не просто подчинение младшего старшему, это, прежде всего, услышать, выслушать, а уже потом послушаться. Я не добиваюсь этого, а чаще прошу, ведь отказать в просьбе очень тяжело. Добродетель – делание добра, деяние противоположное греху. К добродетелям, о которых мы все время напоминаем нашим детям относятся трудолюбие, рассудительность, терпение, любовь к ближнему. Им бывает трудно это принять. Например, при подготовке мероприятия «Связь времен» к 60-летию Победы детей интересовал вопрос как можно пожертвовать своей жизнью, ведь они часто слышат, что человеческая жизнь – главная ценность. А мы приводили в пример русских богатырей, полководцев, простых солдат, которые шли в бой «За веру, за Отечество, за царя!» Ведь если в жизни нет ценности, за которую ты готов пострадать, зачем ты живешь?
На наши утренники мы приглашаем служителей церкви. Батюшка как представитель православия даёт детям наставления, напутствия. И ребята очень внимательно к ним относятся, задают вопросы. И со временем эти вопросы приобретают всё более глубокомысленный характер. Во втором классе была организована
поездка в Топловский монастырь
. Ребята не только получили краеведческие знания, но и окунулись в мир православия и духовности. Беседа и благословение батюшки, окунание в купель, причастие – надеюсь, всё это оставило отпечаток в душе и сознании ребят. А в 3 классе организовали благотворительную ярмарку «Не будь равнодушным», на вырученные деньги купили игрушки для детей дома малютки. Я понимаю, что получить результат нравственного воспитания сразу, при всём моём старании не смогу, он будет виден через много лет, когда мои ребята станут самодостаточными личностями и смогут самостоятельно делать свой моральный выбор. И моя задача состоит в том, чтобы показать детям две стороны нашей жизни добродетельной и греховной; чтобы не допустить задержку развития их душ, чтобы заронить в эти самые души зерно доброго и правильного. Вода точит камень и, я думаю, что со временем дети обязательно воспользуются уроками нравственности, усвоенными ещё в детстве. Заканчивая свое выступление, хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни. который выражается в том . что каждый воспитанник о ком –то заботиться, о ком –то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».
В раздел начальное образование

