Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Обобщение опыта работы

Автор: Хамитова Фаузия Салихьяновна, учитель начальных классов, МКОУ "Танрыкуловская СОШ", село Танрыкулово, Альменевский район, Курганская область



В раздел начальное образование




Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе в

условиях реализации ФГОС.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, являются новые образовательные технологии. Мой педагогический опыт показал, что индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного стандарта необходима для учеников. Она позволяет в условиях классно - урочной системы, работая по одной программе, реализовывать творческие возможности всех учащихся. В своей работе на уроке математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д., я использую разноуровневые задания, дополнительные карточки для индивидуальной работы с сильными учениками, тесты для быстрой проверки индивидуального уровня знаний учащихся. Это помогает мне каждый день следить за успехами детей, контролировать уровень усвоения учебного материала. Приведу пример формы работы дифференциации, при которой класс делю на группы: 1 группа- ученики с высокими учебными способностями; 2 группа- учащиеся со средними способностями; 3 группа- учащиеся с низкими учебными способностями. При таком методе, например, на уроке математике во 2 классе при решении задач ( На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько деревьев посадили?) прошу учащихся 1 группы составить аналогичную, для 2 группы – изменить вопрос, а 3 группу- решить задачу. По русскому языку даю карточки со словами: Задание для 1 группы- придумать и записать предложение со словами, 2 группа- записать проверочные слова, 3 группа- вставить пропущенные буквы. Сле…,тра…ка, клу…, камы…, сапо…,моро…, избу…ка,ле…ка. Приведу пример дифференцированного домашнего задания по окружающему миру в 4 классе по теме: «Зона степей». 1 группа- подготовить сообщение- презентацию о каком- нибудь животном, птице, обитающим в этой природной зоне, пользуясь дополнительной литературой. 2 группа- рассказать об экологических проблемах в зоне степей. 3 группа- составить цепь питания, характерную для степной зоны. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Осуществляя индивидуальный подход, руководствуясь тем, что на обучающихся по – разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребенку и положительную, если ребенок слишком самоуверен и несамокритичен. Таким образом, при дифференцировании обучения осуществляется учет индивидуально - типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения. Чтобы подготовить и провести урок с учетом индивидуальных способностей, чтобы работать в системе, приходится тратить очень много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель: ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету, они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Хамитова Фаузия Салихьяновна, учитель начальных классов МКОУ «Танрыкуловская СОШ»


В раздел начальное образование